Новые паркинги хотят спрятать за старыми фасадами
Смольный представил список домов в историческом центре Петербурга, за стенами которых планируется построить многоярусные парковки. Градозащитники и экологи, как всегда, против
Смольный представил список домов в историческом центре Петербурга, за стенами которых планируется построить многоярусные парковки. Градозащитники и экологи, как всегда, против
Эта идея появилась у чиновников чуть больше года назад, и вот теперь она начала обретать реальные формы. Правда, в комитете по транспортно-транзитной политике (КТТП) сообщили: перечень зданий еще не окончательный, разработан лишь проект постановления правительства об организации многоярусных паркингов на месте аварийных зданий по 18 адресам. Но это уже повод для серьезного обсуждения, которое вряд ли пройдет без громких скандалов.
За проект, конечно, проголосуют автомобилисты. Они, как никто другой, знают, насколько остро стоит в Петербурге проблема парковок. Особенно в центре города, где припаркованные на обочинах машины еще больше сужают дороги. Сами водители, может, и рады были бы не загромождать улицы, но деваться им некуда.
– С точки зрения автовладельцев, появление сразу 18 новых паркингов в центральной части Петербурга можно только приветствовать! – заявил замглавы городского общества автомобилистов «4 колеса» Семен Авдеенко. – Надеюсь, у властей хватит воли и желания реализовать этот проект. Появление крытых многоярусных парковок позволит убрать с улиц по меньшей мере полторы тысячи автомобилей. Я специально считаю самое минимальное количество, чтобы стало ясно, насколько это полезное начинание. Думаю, на самом деле в паркингах окажется гораздо больше мест. За последнее время это одна из немногих адекватных инициатив наших транспортных чиновников, постоянно твердящих о необходимости разгрузить центр.
Но остается самый важный для автовладельцев вопрос: насколько эти паркинги окажутся доступными для жителей? Попробуем прикинуть… Строительство паркинга на окраине – удовольствие не из дешевых, там за месяц аренды машино-места сейчас просят от 5 тысяч рублей, что не многим по карману. Трудно сказать, какими будут цены к тому моменту, когда проект реализуют (если реализуют). В КТТП никаких сроков пока не называют, также непонятно, за чей счет – бюджета или инвестора. Власть наверняка рассчитывает на бизнес, который, скорее всего, придется заманивать всеми возможными способами – проект дорогой, здания нужно не только полностью переделать изнутри, но еще и сохранить фасад. Так что рассчитывать на дешевизну мест для автомобилей не приходится. Даже те паркинги, что сегодня уже построены на окраинах, стоят полупустыми, зато дворы жилых домов задыхаются от припаркованных там машин. Логика многих автомобилистов проста: зачем платить за какое-то машино-место, если машину можно бросить на газоне?
Есть в этом вопросе и другая сторона: как только появился список адресов, градозащитное сообщество Петербурга начало готовиться к борьбе за каждый дом, указанный в перечне. В беседе с нами заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик высказался достаточно резко. Он уверен, что реализация проекта нанесет огромный ущерб историческому наследию Петербурга.
– Такие дома нужно восстанавливать и использовать для жилья, в крайнем случае, для организации каких-нибудь социальных функций, – уверен градозащитник. – Устраивать в жилых на протяжении сотен лет домах паркинги противоестественно. Я считаю, что это невыгодно и с экономической точки зрения. Сколько машин сможет принять такая парковка? Явно счет не пойдет на тысячи. Так что серьезного эффекта в плане борьбы с пробками мы тоже не добьемся, а деньги город только потратит впустую.
Представители «Живого города» выразили готовность обсуждать каждый адрес. А сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис назвал замысел чиновников Смольного «несколько лукавым».
– Скорее всего, речь идет не о переделке, а о полном демонтаже домов, на месте которых построят новые объекты, – заявил он. – Нечто похожее мы уже наблюдали в самом центре города – в Волынском переулке, где рядом со зданием ДЛТ в свое время появился многоярусный паркинг. До сих пор общественность обсуждает этот проект. На мой взгляд, он не такой уж плохой, разве что высотность несколько превышена. Но говорить о приспособлении здания под новые нужды не приходится – это была именно перестройка.
Совет по культурному наследию решит, представляют ли здания из списка Смольного историческую и архитектурную ценность. Многие из них уже признаны аварийными и расселены. Например, дом № 39 по улице Розенштейна. Его построили в начале ХХ века по проекту архитектора Лялевича. Сейчас здание стоит практически без кровли, оно готово к сносу. На вопрос: «Можно ли его восстановить?» – защитники исторического центра отвечают: «Сохранять там уже нечего».
В домах на Тележной улице тоже никто не живет, несколько лет назад их расселяли со скандалом. Жители не хотели принимать выводы экспертов об аварийности конструкций, не соглашались на переезд, боялись, что их отправят на окраины. Но людям все же пришлось съехать, многие из них получили квартиры в Приморском районе.
Отдельного внимания достойны дом № 28/1 на Большом проспекте Петроградской стороны и дом № 6/3 по улице Блохина. Они выходят фасадами на так называемую красную линию (то есть на улицу).
– В них ни в коем случае нельзя устраивать гаражи! – заявила координатор «Живого города» Юлия Минутина.
В реализации этого проекта городу придется искать компромисс не только с инвесторами, градозащитниками и автомобилистами. Свое недовольство многоярусными паркингами в центре Петербурга уже высказали экологи.
– Проект обязательно нужно вынести на всеобщее обсуждение, – уверен представитель одного из экологических движений Алексей Глушков. – С появлением нового паркинга в его окрестностях серьезно возрастет концентрация вредных веществ, выделяющихся в результате работы двигателя. А в исторических районах у нас и так с экологией не все в порядке. Различные вредные присадки, содержащиеся в выхлопных газах, могут очень негативно повлиять не только на здоровье жителей, но и на состояние окружающих зданий, разъедая, например, кладку и перекрытия. Здесь необходим компромисс – пусть инвестор возводит паркинги, но внедряет в них новейшие системы фильтрации.
Словом, очевидно, что этот смелый проект ждет непростая судьба – как и все подобные проекты, которые пытаются реализовать в нашем городе…