Плавание, которое не остановить

Ровно 100 лет назад «Титаник» был уже в море – на полпути к своей гибели

 

Ровно 100 лет назад «Титаник» был уже в море – на полпути к своей гибели

 

Человечество всегда мечтало покорить пространство и время. В начале прошлого века казалось, что мечта обретает конкретные черты. Технический прогресс и индустриальный рывок, совершенный человеческой цивилизацией, достигли небывалых масштабов. Людьми были взяты доселе невиданные рубежи, которые говорили о том, что человек может покорить все природные стихии, подчинить их своей воле и своим прагматическим нуждам. Если в ХIХ веке писатели-фантасты еще только предсказывали невероятные скорости в преодолении пространств на планете Земля, то в ХХ они стали реальностью. Пассажирское судно «Титаник» должно было это продемонстрировать в очередной раз, преодолев Атлантический океан из Европы в Америку за рекордно короткий срок с громадным количеством пассажиров на борту. Ровно в полдень 10 апреля 1912 года от причала английского порта Саутгемптон лайнер стартовал в свое последнее плавание. Но в тот момент никому еще на свете это не дано было знать…

…Полтора десятка лет спустя после мировой премьеры «Титаника» Джеймс Кэмерон решил вновь напомнить о трагедии легендарного лайнера, выпустив в прокат обновленную версию своей картины. На сей раз в формате 3D. Ведь выросло новое поколение зрителей, которое не видело на киноэкране это грандиозное зрелище. Теперь все могут увидеть своими глазами, как отправился в свое последнее плавание тот самый «Титаник», ставший легендой мировой цивилизации и горьким примером того, какую цену вынуждено иногда платить человечество за прогресс. Но его уже, как и плавание «Титаника», не остановить…

И до и после гибели «Титаника» на морских и речных просторах случались катастрофы пассажирских судов и паромов с гораздо большим количеством жертв. Но, пожалуй, ни одна из них не приобретала столь символический смысл, а последующее понимание случившейся трагедии не обретало такой масштаб, как история с этим судном компании «Уайт Стар Лайн». Многим в произошедшем виделся некий мистический смысл, указующий перст природы, словно напомнившей человеку столь жестоким и кровавым способом о цене ее возможного покорения. В этом месте и в это время сто лет назад сошлось многое из парадоксов современной цивилизации, чтобы воспринимать гибель «Титаника» только лишь как трагический инцидент, произошедший из-за стечения некоторых обстоятельств.

 

 

 

мистика

Слишком много странностей и совпадений…

 

В 1898 году британский журналист Морган Робертсон сочинил полуфантастический роман «Тщета». В нем главным действующим «лицом» был гигантский пассажирский лайнер под названием «Титан». Он отправлялся из Европы в Америку в трансатлантическое плавание, сталкивался с айсбергом и шел ко дну. Основные технические характеристики «литературного» судна практически совпадали с теми размерами, с которыми занесут реальный «Титаник» в реестр Британского торгового флота. Оба судна считались непотопляемыми. И в литературе, и в реальности все оказалось наоборот.

Роман Робертсона несколько раз переиздавался. Последнее его издание состоялось незадолго до начала плавания «Титаника» в 1912 году. После крушения литературная и морская общественность набросилась на автора, называя его «дьяволом», «черным гением», «пророком несчастья». Однако стоит вспомнить другую книжку – нашего соотечественника Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», в которой есть замечательная фраза: «Как судно назовешь, так оно и поплывет». Как известно, в греческой мифологии титанами называли первое поколение богов-олимпийцев. Однако они были низвергнуты своими родителями под землю. Откуда им уже было не выбраться. Так что имя «Титаник» несло в себе вполне определенные ассоциации для европейцев.

В истории создания самого лайнера случилось несколько странных событий, которые обычно моряками воспринимаются как дурное предзнаменование. Так, во время строительства «Титаника» на верфях в Белфасте в его угольных трюмах вспыхнул пожар, который все же смогли потушить. В момент выхода из гавани Саутгемптона лайнер чудом избежал столкновения с американским пассажирским судном «Нью-Йорк». На следующий день во время стоянки в Квинстауне один из членов экипажа, кочегар Джон Коффи, по неизвестным причинам сбежал с судна…

Были и иные объективные обстоятельства, которые впоследствии сыграли роковую роль во время крушения. Так, на борту «Титаника» не хватало биноклей, положенных по судовому расписанию судам такого класса. Количество мест в шлюпках в соответствии с принятыми правилами мореплавания было гораздо меньше, чем общее число людей на борту. Капитан «Титаника» Смит был опытным моряком, но присутствие на борту хозяина компании «Уайт Стар Лайн», жаждавшего установить рекорд скорости, не позволило ему снизить скорость хода после того, как лайнер оказался в районе, где были замечены айсберги. Именно чрезмерная скорость «Титаника» и не позволила экипажу успеть совершить спасительный маневр и отвернуть в сторону. Более того, скорость лайнера не была снижена после столкновения, что ускорило поступление воды в трюмы через пробоины.

версии

Поток фантазии не остановить до сих пор

 

Крушение современного и громадного судна в самый разгар моды на морские плавания и конкуренции за первенство в комфорте и скорости вызвало шок во всем мире. Никто не мог поверить в то, что такое возможно. Количество жертв лишь увеличивало общую растерянность. И почти мгновенно появились версии, согласно которым гибель «Титаника» являлась примером рукотворной катастрофы, то есть той, которая была заранее и специально организована. Самым экзотическим вариантом подобного злого умысла считалась атака неопознанной подводной лодки. 

Подобный сценарий после издания многочисленных книг о крушении «Титаника» выглядит научно-технической экзотикой. Однако в 1915 году, уже во время Первой мировой войны, другой пассажирский лайнер – «Лузитания» – подвергся торпедной атаке и затонул. На его борту находился миллионер Альфред Вандербильт, который за три года до этого собирался плыть на «Титанике», но в последний момент отказался от путешествия... 

Наиболее живучей в ХХ веке оказалась версия о том, что лайнер был… подменен. Владельцы судоходной компании, которая построила «Титаник», на момент его спуска терпели убытки. В компании имелось судно подобного класса – «Олимпик», которое уже порядком было потрепано морскими путешествиями. По версии некоторых экспертов, во время строительства «Титаника» был произведен и параллельный ремонт «Олимпика», в ходе которого старому судну незаметно «присвоили» имя нового. И из дока под видом «Титаника» вышел «Олимпик», с тем чтобы потерпеть «запланированное крушение» для получения последующей страховой выплаты, которая была весьма внушительной и могла покрыть убытки. При этом якобы авторы аферы были уверены в непотопляемости «Олимпика», точно так же как и в непотопляемости «Титаника».

Все споры по поводу столь оригинальной версии гибели лайнера закончились, когда были обнаружены на дне океана обломки настоящего «Титаника». Впрочем, это не остановило поток фантазии. Например, о том, что на «Титанике» затонули несметные сокровища и огромное количество золота, что позже нашло свое отражение в одной из киноверсий крушения.

память

Лайнер увековечен во всем, что только можно

 

На планете больше не осталось живых свидетелей трагедии, случившейся ровно столетие назад. Последняя из пассажиров лайнера Милвина Дин, которую спасли при крушении, ушла из жизни 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. В момент катастрофы ей было всего два с половиной месяца. Прах последней пассажирки был развеян по ветру в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой трагический рейс. 

Сегодня память о трагедии «Титаника» хранят мемориальные комплексы в Нью-Йорке, Вашингтоне, Ливерпуле, Белфасте и даже в далеком австралийском городе Балларате. В самом Саутгемптоне помимо мемориала, посвященного механикам «Титаника», существует и экспозиция в городском музее, напоминающая о трагедии судна. В морских музеях Ливерпуля, Галифакса, Филадельфии собраны личные вещи членов экипажа и пассажиров. Самые разные предметы периодически возникают в качестве лотов на престижных аукционах, демонстрируются на крупнейших выставках. 

За столетие неоднократно предпринимались попытки спуститься к затонувшему судну. Однако подобные рискованные экспедиции принесли успех только в самом конце ХХ столетия благодаря применению новейших технологий. В этом смысле мы можем гордиться тем, что самой эффективной миссией к «Титанику» стали спуски глубоководных российских батискафов «Мир-1» и «Мир-2», осуществленные с судна «Академик Мстислав Келдыш» в 1995 и 1996 годах. Именно кадры, снятые во время этих экспедиций, вошли в фильм Джеймса Кэмерона «Титаник», который «выплыл» на мировые экраны в 1997 году. Причем сам режиссер более десятка раз спускался к останкам судна. Увиденное так потрясло его, что он принял окончательное решение снимать свою версию гибели судна.

Однако не только кинематограф почтил память «Титаника», его команды и пассажиров. Сразу после гибели лайнера появилось огромное количество картин, на которых изображалась эта грандиозная трагедия. Количество книг, описывающих все нюансы произошедшего в апреле 1912 года в Атлантике, насчитывает уже несколько десятков. Авторство некоторых из них принадлежит родственникам тех, кто погиб на «Титанике». А одна из них, Элизабет Навратил, внучка одного из пассажиров, не только написала книгу «Дети «Титаника», но и сочинила оперу-реквием «Моцарт-Титаник». Среди других музыкальных следов печально легендарного лайнера – песня группы «Наутилус Помпилиус», а также два бродвейских мюзикла.

Один из них – «Непотомляемая Молли Браун» – был поставлен в 1960 году. А четыре года спустя он стал фильмом, получившим 6 номинаций на «Оскар». Главной героиней мюзикла стала реальная историческая личность – Молли Браун, которая выжила во время крушения, помогая спасаться пассажирам. А в 1997 году на Бродвее всплыл новый «Титаник» – мюзикл, сочиненный Питером Стоуном и Мори Йенстоном. Постановка получила несколько театральных премий «Тони», в том числе и за лучший мюзикл. 

Конечно, самый грандиозный успех ждал кинотворение Кэмерона. Не только в виде 11 «Оскаров», но и в виде сумасшедших кассовых сборов. «Титаник» стал первым фильмом в истории кино, преодолевшим рубеж в один миллиард долларов. Лента продержалась в прокате с 19 декабря 1997 года по 1 октября 1998 года, установив абсолютный рекорд, до сих пор никем не превзойденный. Любопытно, что съемки этой грандиозной драмы обошлись Голливуду дороже, чем строительство реального «Титаника» компании-владельцу. 

 

Киноприключения «Титаника»

• Первый фильм о трагедии лайнера был выпущен на экраны США уже в мае 1912 года. Он назывался «Спасшаяся с «Титаника».

• В 1943 году в Германии режиссеры Вернер Клингер и Герберт Зелпин ставят фильм «Титаник», в котором вина за трагедию возлагается на англичан и их корыстолюбие.

• В 1953 году студия «ХХ век Фокс» выпускает первую игровую версию трагических событий – фильм «Титаник» с участием Барбары Стэнвик и Роберта Вагнера.

• В 1964 году фильм «Непотомляемая Молли Браун» номинируется на призы Американской киноакадемии в разрядах «Лучшая женская роль», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа звукооператора», «Лучшая музыка». 

• В 1979 году состоялась премьера американского телевизионного мини-сериала «Спасите «Титаник».

• В 1980 году состоялась премьера остросюжетного фильма «Поднять «Титаник» с участием Джейсона Робардса и Алека Гиннесса.

• В 1995 году выходит телесериал Ричарда Хеффрона «Большей любви не бывает» по одноименному роману Даниэлы Стил, героиня которого выживает во время катастрофы «Титаника». 

• В 1996 году состоялась премьера еще одного телесериала «Титаник» режиссера Роберта Либермана.

• В 1997 году испанский режиссер Хосе Хуан Бигас Луна ставит фильм «Горничная с «Титаника» по одноименному роману Дидье Декона.

• «Титаник» Джеймса Кэмерона стал вторым фильмом в истории кино, завоевавшим 11 «Оскаров» (при 14 номинациях). Первым был «Бен Гур» (1959). Третьим – «Властелин колец: возвращение короля» (2003).

• В 1999 году выпускается полнометражный мультипликационный фильм «Легенда «Титаника». 

• Существует также фильм Шейн Ван Дайка «Титаник-2», в котором рассказывается о постройке судна «Титаник-2» через сто лет после гибели первого «Титаника». 

• В различных фильмах появляется образ «Титаника». Так происходит в фильме Терри Гиллиама «Бандиты во времени». А в картине «Охотники за привидениями – 2» «Титаник» появляется как… привидение.

 

 

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.