Если долго мучиться – загранпаспорт получится
Чтобы получить новый «пропуск за рубеж», нужно потратить либо время и здоровье, либо деньги
Чтобы получить новый «пропуск за рубеж», нужно потратить либо время и здоровье, либо деньги
Если загранпаспорт совершенствуется, то способы его получения – нет. Сегодня в УФМС можно оформить наряду с паспортом старого образца биометрическую новинку на 10 лет. Более того, в январе общественности и вовсе презентовали документ, в котором зафиксированы отпечатки пальцев. Обладать им при желании можно будет уже со второй половины 2012 года. Правда, новые образцы паспортов мы получаем все теми же «дедовскими» способами – записываясь в списки с самого утра, ожидая своей очереди часами.
В Петербурге наряду с 18 районными подразделениями УФМС работает новый Единый центр документов (ЕЦД) на улице Красного Текстильщика, 10–12. Его открыли в 2009 году, чтобы решить проблему с оформлением загранпаспортов, сделать эту процедуру доступнее. Но оформить документ по-прежнему нелегко.
Есть три основных способа получения загранпаспорта. Можно занять с утра очередь в районном подразделении или с утра же заполучить талончик в Едином центре документов и прийти к назначенному времени. Или же прийти в ЕЦД в любое время и изготовить паспорт срочно, но за деньги. Мы пообщались с несколькими самыми рядовыми петербуржцами – все они оформляли документы по-разному: в районном подразделении УФМС, в ЕЦД, за деньги и бесплатно. Итак, расскажем обо всех тонкостях оформления загранпаспортов поподробнее.
«Кто рано встает, тому Бог подает»Елена Грушина решила пойти по проверенному пути и оформить загранпаспорт в районном подразделении Красногвардейского района по месту прописки. Сначала женщина приехала в будний день в 10 часов, через час после открытия отдела загранпаспортов, и была в списке… 56-й. (На столе при входе в отдел по оформлению загранпаспортов лежал листок бумаги с фамилиями очередников, а самая активная женщина следила за списочным составом.) Поняв, что если она дождется своей очереди, то ее выгонят с работы, женщина
уехала. Елена вернулась в офис территориального подразделения УФМС на Большеохтинском проспекте на следующий день в обеденный перерыв и была уже 100-й. В очереди ей сказали, что никаких шансов у нее нет – к вечеру проходят только 70-е. Ведь инспекторы устраивают себе часовой перерыв на обед и в конце каждого часа по пять минут не принимают клиентов. Да и работать, судя по отзывам в очереди, они не спешат – на каждого человека уходит по 10 минут. Тогда Елена поняла, что надо действовать: занимать очередь ни свет ни заря, отпрашиваться с работы на полдня и так далее. Просто приехать в районное подразделение и подать документы, как она думала раньше, не получится. И она выяснила у бывалых очередников, во сколько нужно приехать в районное отделение, чтобы успеть подать документы до обеда. Также в очереди ее отговорили ехать в Единый центр документов – там и очереди больше, и в анкете придираются к каждой букве. На следующий день Елена последовала народной мудрости «кто рано встает, тому Бог подает» и была у заветных дверей уже в 7 утра. Женщина не поверила своему счастью, когда узнала, что она в очереди всего-то 12-я. Два часа мерзла на улице, пока в 9 часов не открылся офис. Уже к 10 утра Елена вышла из отделения УФМС с глупой счастливой улыбкой на лице – она не могла поверить тому, что уже через месяц получит загранпаспорт и ее мытарства закончатся.
«Когда зашла – чуть не хватил удар»Ольга Федорова решила воспользоваться услугами нового Единого центра документов – его реклама расклеена повсюду. Также на выбор повлияли знакомые: по их словам, документы принимают очень быстро, а устроено все крайне удобно. Приезжаешь к 8.45, получаешь номерок, в котором указано твое время, и ждешь своей очереди. Также знакомые заверили: подготовить документы и заполнить анкету можно тоже в центре. Но Ольгины иллюзии о комфорте и отсутствии народа развеялись, как только она в выходной день вошла в холл ЕЦД. Ольгу чуть не хватил удар – казалось, что народ был везде: в холле, на лестнице, на всех этажах. Женщина получила заветный номерок и стала ждать своей очереди. К ее радости, очередь продвигалась крайне быстро. Но, когда Ольга положила свои документы на стол к инспектору, она поняла, что радовалась преждевременно. Инспектор тщательно просмотрела анкету, заполненную от руки, и нашла-таки недочет: слово «бульвар» было написано сокращенно. Выйти, переделать анкету и снова зайти здесь нельзя. Когда Ольга вернулась на следующий день, то решила заплатить лишнюю тысячу рублей в специальное окошко – лишь бы специалисты заполнили анкету сами и больше не придирались. За дополнительную плату документы Ольги оказались в голубой папке, которая служила опознавательным знаком для инспекторов, принимающих документы. На этот раз они даже не вчитывались в анкету.
– Может, в центре и можно дождаться своей очереди, но вот рассчитывать, что документы примут с первого раза, не стоит, – делится впечатлениями Ольга. – Все происходит в расчете на то, что кто платит 500 рублей за сверку документов или тысячу – за заполнение, тот быстро подаст документы. Что касается центра в целом, то в нем ты себя уверенно чувствуешь, когда все знаешь. А если попадаешь туда впервые, то теряешься.
«Время – деньги»Ирина Курочкина предпочла оформить паспорт старого образца для своего ребенка в Едином центре документов, потому что это можно сделать только здесь. В территориальных отделениях УФМС их не изготавливают.
– Приехала с пятилетним сыном в 10 утра и поняла, что номерков мне не хватит, – рассказала Ирина. – Люди говорят, что с 5 утра занимают тут очередь. Женщина, выдающая номерки, посоветовала мне, если есть деньги, оформить паспорт в «срочном отделе».
Так Ирина и сделала. Отдала за оформление паспорта ребенка 4000 рублей, и ей даже не пришлось ничего заполнять – подала документы и все!
– Для меня время – деньги, – признается Ирина, – я не могу стоять часами в очереди, а потом, когда завернут документы, приезжать в центр на следующий день, как делают другие. Мне проще переплатить за комфорт и сохранить здоровье.
И еще. Почему-то так сложилось, что к таким обычным вещам, как оформление загранпаспорта, мы относимся, как к подвигу. И чтобы почувствовать себя счастливым человеком, всего-то надо лишь подать документы в отделение УФМС. Когда выходишь от инспектора, то создается ощущение, будто камень свалился с души. И думаешь: слава богу, что пройти через все испытания придется лишь через 10 лет.
из первых рук
«У каждого есть выбор»
Елена Дунаева, начальник УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
– С чем связаны очереди в отдел оформления загранпаспортов?
– Уже традиционно пик обращения за загранпаспортами приходится на март-апрель-май. Впереди школьные каникулы, праздники, отпуска, которые многие хотят провести за рубежом. И люди в последний момент начинают приводить в порядок свои документы. Одни выясняют, что срок действия загранпаспорта подошел к концу, другие – что закончились страницы и визу ставить некуда, третьи получают документ впервые. Отсюда и «сезонные» очереди. С другой стороны, у нас в принципе увеличился спрос на загранпаспорта. В 2009 году мы выдали 400 тысяч документов, в 2010-м – уже 490, а в 2011-м – 590 тысяч.
Свой вклад в статистику внесли и дети (в том числе грудного возраста), на которых с 2010 года стали оформлять отдельные загранпаспорта, и жители других регионов России. Как выяснилось, в Петербурге получить документы проще, чем во многих других городах. Несмотря на то что срок оформления загранпаспорта не по месту регистрации – до 4 месяцев, люди все равно идут к нам. При этом наш штат сотрудников и технические возможности за эти годы не изменились. Чтобы избежать столпотворений, была введена система талонов в отделе оформления заграничных паспортов, расположенном в Едином центре документов. Мы рассчитали, сколько человек сможет принять каждый сотрудник, и установили лимит талонов на каждый день.
– А правда, что этими талонами торгуют ушлые горожане?
– Раньше такая проблема была. Человек подходил к терминалу выдачи талонов и получал сразу 20–30 штук, а потом мог распоряжаться ими по своему усмотрению. Как правило, этим пользовались сотрудники туристических фирм, которые продолжают искать лазейки для зарабатывания денег на посредничестве в оформлении загранпаспортов. Однако год назад мы на терминалы поставили своих специалистов, которые выдают талоны строго по паспортам.
– Существует ли интернет-запись и как она работает? Можно ли записаться на прием по интернету и прийти в ОВИР к назначенному времени?
– На мой взгляд, существует прекрасная альтернатива – подача документов через портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Портал хорош тем, что после регистрации (создания «личного кабинета») можно пользоваться не только государственными услугами ФМС России, но и многими другими, которые предоставляют органы исполнительной власти. Механизм такой – гражданин в электронном виде подает заявление, прикрепляет необходимые документы, а мы в свою очередь после получения заявки обрабатываем ее и назначаем определенный день и время, когда гражданин должен подойти на прием.
– Насколько известно, сегодня нельзя изготавливать загранпаспорта в турфирмах. Когда был введен этот запрет и работает ли он?
– С 2009 года туристические фирмы лишили права подавать-получать документы от имени своих клиентов. У нас даже был случай, когда один известный криминальный авторитет, находясь за границей, пытался получить новый загранпаспорт через турфирму. На самом деле с получением загранпаспортов через посредников была масса проблем – от потери готовых паспортов до попыток их получения через поддельные документы. Именно поэтому такую схему запретили на федеральном уровне. Я, честно говоря, не понимаю – за что фирмы брали с людей по 3–5 тысяч рублей? За то, что довозили документы до паспортно-визовых служб? Конечно, это очень прибыльный бизнес. А вот у горожан фактически не было альтернативы: либо плати 5 тысяч посреднику, либо занимай очередь в ОВИР с ночи. Сейчас можно спокойно прийти в ЕЦД, получить талон и подойти к указанному в нем времени. При этом в центре есть туалеты, детская комната, кафе, автоматы с водой и прочее. Ситуации трехлетней давности, когда документы не могли сдать месяцами, дежурили у дверей паспортных служб по ночам, нет и быть не может.
– В Едином центре документов есть окно «Срочное изготовление загранпаспортов». Сколько стоит изготовить загранпаспорт за короткие сроки? Сколько времени это займет? Насколько эта услуга популярна?
– Государственная услуга по оформлению загранпаспорта оказывается только сотрудниками ФМС. Стоимость услуги определена размером государственной пошлины. Вместе с тем в ЕЦД располагается ФГУП «Паспортно-визовый сервис». Он оказывает дополнительные услуги по подготовке документов с использованием соответствующей программы, позволяющей направлять необходимые запросы и обрабатывать информацию в электронном виде и, как следствие, сократить срок изготовления загранпаспорта до 10–14 дней. Гражданин, который принимает решение воспользоваться этой дополнительной услугой, оплачивает не скорость работы самой паспортистки или особое к себе отношение, а использование специального информационного ресурса. Также за плату могут помочь в подготовке полного пакета документов, в том числе сделать фотографию, оплатить госпошлину и т. д. Все это – дополнительные услуги, которыми граждане пользуются исключительно по своему усмотрению. В целом 80 процентов граждан оформляют документы самостоятельно. Главное – у каждого есть выбор.
– Люди утверждают, что инспекторы в ОВИРах более лояльны, чем в Едином центре документов. В последних якобы намеренно придираются к заполнению анкеты, чтобы заставить заполнять ее у инспектора за деньги, так ли это?
– Начну с того, что инспекторы – сотрудники УФМС не помогают в заполнении анкеты за деньги. Наши сотрудники принимают, обрабатывают и выдают паспорта. За данной услугой по желанию можно обратиться к сотрудникам ФГУП «Паспортно-визовый сервис», о полномочиях которого мы говорили ранее. Думаю, что данное утверждение не совсем верное. Ведь законодательство распространяется на всех сотрудников, будь то в районных подразделениях или в отделе оформления заграничных паспортов. Действительно, есть ряд нюансов по заполнению заявлений (анкет), которые установлены административными регламентами. Зная об этом, мы разместили на своем сайте и в территориальных структурных подразделениях образцы и правила заполнения заявлений.