«Никому не позволю ругать Россию»

Художник Михаил Шемякин, который постоянно живет на Западе, переживает за нашу страну больше, чем некоторые российские олигархи

 

Художник Михаил Шемякин, который постоянно живет на Западе, переживает за нашу страну больше, чем некоторые российские олигархи

Всякий раз, отправляясь на интервью с этим удивительным во всех отношениях человеком, настраиваю себя: говорить будем только об искусстве! Ни шага в сторону! Вот и повод вроде бы нормальный подвернулся – в Фонде художника Михаила Шемякина, что на Садовой, открылась выставка «Башмак в изобразительном искусстве»… 

– Михаил Михайлович, разведка доложила, что вы чуть ли не Государственную премию, полученную вами без малого два десятилетия назад, намереваетесь вернуть…

– Обычно за словами «прошла информация» либо «разведка доложила» кроется что-то недостоверное, но в данном случае – абсолютная правда. Вернуть премию я хочу не потому, что не дорожу ею, а в знак протеста. Чтобы обратить внимание на те нравственные беззакония, тот беспредел, которые в России начинают касаться изобразительного искусства. 

– «Беспредел» – это… 

– …когда министр культуры за обыкновенное хулиганство вручает награду и денежную премию как за некую инновацию. 

– Вы имеете в виду присвоение премии в области современного искусства в номинации «Инновация» арт-группе «Война», которая…

– Да, да, нарисовала нечто непристойное на Литейном мосту. Что даже не остроумно, не говоря о художественных достоинствах нарисованного органа. Я один из тех, кто при советской власти писал и рисовал мир таким, каким его видел. Это считалось преступлением, диверсией. Нас преследовали, сажали в психушки. И если бы в то время эти «смелые» пацаны или девочки совершили подобную выходку, года за два их бы превратили в «овощей». 

Другая выходка, февральская, «пусек» (имеется в виду хулиганская акция участниц скандальной панк-группы Pussy Riot в столичном храме Христа Спасителя. – Прим. ред.) – это результат того, что Министерство культуры наградило, поощрило группу мелкой шпаны, которая теперь думает: «А что же еще такое сделать? Может, выскочить вообще без трусов и сплясать перед алтарем?» Но и сегодня они не побегут в иудейский или мусульманский храм – понимают, что там с ними сделают. Мы должны обратить внимание на людей, которые какими-то хитрыми путями родят и плодят шпану от искусства! Только тогда можно будет говорить о том, что девочек-«пусек» можно слегка пожурить. Или серьезно наказать.

– Чаще всего подобное безобразие подается как акция протеста…

– Не надо маскировать хулиганские поступки под протест и борьбу за свободомыслие. Протест может быть умным, цивилизованным, и тогда больше надежды на то, что он будет услышан. Здесь же – хулиганство чистой воды и желание обратить на себя внимание. К искусству это отношения вообще не имеет! К искусству все это относит Министерство культуры и такие великие искусствоведы, как Катя Деготь. Или еще Марат Гельман. Все настоящее должен венчать скандал – вот их «философия». Я считаю: Министерство культуры совершило грубую ошибку. Если так и дальше пойдет, то рано или поздно власти предержащие будут обрушиваться с гонениями на серьезных художников, на серьезных мастеров, которые действительно занимаются серьезными экспериментами. Все попадут под одну гребенку! Человек не очень образованный может смешивать эксперименты со всем этим безобразием: «А зачем нам все это? Когда-то же был соцреализм: портреты, натюрморты… Будем продолжать в том же духе!» 

Сегодня мы и так теряем профессионализм, академическая школа никуда не годится. Если мы потеряем русскую академическую школу, нам грош цена. Это единственное в изобразительном искусстве, чем пока мы еще можем гордиться. В плане эксперимента Россия плетется в хвосте – мы 70 лет были оторваны от мировой культуры. 

 

– Вас не смущает, что все эти «пуси» будут говорить: вот даже Шемякин!..

– Я и так их заметил. Мелкая шпана, развязная. 

– Возвращая премию, придется деньги возвращать?

– Причитающуюся мне денежную составляющую премии, всю до последней копейки, я передал Средней художественной школе. Себе оставил только диплом и золотую медаль, которую Борис Николаевич Ельцин лично повесил мне на грудь. Надо будет вернуть деньги – верну. 

– Недостаточно «протестной» пресс-конференции?

– Нет, не выстрелит. Я уже тысячу раз говорил и в вашей газете, и в других: пора опомниться, пора подумать, куда мы идем. Русский человек не может найти или пребывать в золотой середине. Говорить о демократии рано. Потому что большинство людей даже не понимает, что такое демократия. Анархию постоянно путают с демократией. В любом нормальном цивилизованном обществе все эти горе-художники давно бы уже были привлечены к ответственности за хулиганство. А если бы еще и хорошо нарисовали то, что нарисовали, получили бы срок за пропаганду порнографии. В Америке вы не можете голым выйти на улицу: выйдете – будете арестованы за оскорбление нравов. 

– Казалось бы, какое дело русскому человеку, проживающему во Франции, всякий раз подчеркивающему, что он гражданин Соединенных Штатов, до нашей российской действительности…

– Во-первых, я всегда подчеркиваю, что я – русский художник. А во-вторых… Да, я по-прежнему имею американский паспорт и менять его не собираюсь. Мой паспорт – моя защита. Я знаю, что Америка, в случае чего, будет меня защищать как своего подданного. Когда в России в начале 1990-х была попытка второго переворота, Руцкой приказал всех людей русского происхождения независимо от их подданства не выпускать из страны до особого распоряжения. И потом, не забывайте: я был приговорен к расстрелу. 

– Мне казалось, что я хорошо знаю биографию Шемякина, но для меня это – новость так новость.

– Руцкой и компания не пришли к власти, но списки были… А всем, кто связан с нами, по 10 лет. Так что осторожно, Володя.

– И как вы восприняли приговор? 

– Да никак! Меня мало чем испугаешь. Было горько. Как будто времена сталинского террора возвращались.

– Теперь, по прошествии времени, можно с юмором об этом говорить – компания-то хоть у вас хорошая была?

– Компания очень хорошая была. Солженицын, Ростропович, Владимир Максимов, Горбаневская… Большой список был. Первым шел Солженицын. У меня где-то хранится газета, где список был опубликован. 

– И все же ваши переживания за Россию далеко не всем в России понятны. 

– Да, я здесь живу непостоянно, ну и что? Я постоянно хочу что-то сделать для России… Родину не выбирают, она бывает большая и малая. Так получилось, что я предан Кавказу, земле моих предков, и предан России, моей большой Родине. Ей я и служу. Я не могу за нее не болеть, не переживать. Я никому не позволю ругать ее. Сам буду ругать. Если я что-то резкое и говорю или против чего-то протестую, так это потому, что чувствую свою принадлежность к этой стране. Потому что люблю ее. А если любишь, должен говорить правду, не должен фальшивить, лицемерить. Закрывая глаза на те безобразия, которые творятся, мы предаем Россию.

Меня часто упрекают: вот вы не возвращаетесь в Россию! Я живу и работаю в России больше, чем некоторые из олигархов. Многие из них живут в Лондоне. Они получают бешеные деньги из России – за нефть, за алмазы… Их никто не спрашивает: вы, господа хорошие, живете в особняках за 150 миллионов фунтов стерлингов, а почему вы в России ничего не построили? Они считаются русскими бизнесменами. Приезжают сюда на какие-то банкеты – в самолет и обратно. А у кого-то из тех, кто здесь живет постоянно, самолеты стоят «под парами». И если, не дай бог, запахнет жареным, человек бухнется в самолет и улетит в тот мир, где у него все приготовлено для безбедной жизни.

– Между прочим, и о вашем материальном благополучии ходят легенды…

– Я ни с кем не буду объясняться. Когда спрашивают, я говорю честно: бывает по-разному, бывает туго. Но я не ною. А объяснять – не поймут. И не посочувствуют. Но и заявлять, что все в порядке, просто смешно. «Шемякину при его имени не хватает денег оплатить баки с мазутом?!» А мы с Сарой (жена художника. – Прим. ред.) иногда зимой мерзнем, потому что нечем мазут оплатить. К слову, наше имение в Клавераке заложено.

Когда я вижу, что у молодого художника явные способности, но он думает, что его искусство скоро-скоро будет приносить большие деньги, я обычно говорю следующее. Возьмем для примера две профессии: художник и сапожник. Сапожник может подняться, обзавестись фирмой, и чем лучше он и его фирма будут работать, тем большие получат дивиденды. У художника наоборот: чем больше ты развиваешься, тем меньше ты понятен простой публике, которая, возможно, не доросла до твоих открытий. Чем больше ты совершенствуешься в технике, тем больше твоя техника озадачивает дилетантов: «Как это, всего два штриха?!» А ты, может быть, в своей технике достиг уровня дзен-буддистов. Чем больше ты становишься мастером, тем меньше будет у тебя денег. Поэтому если ты думаешь развиваться и больше зарабатывать, тебе лучше уйти…

– В сапожники!

– Можно и в сапожники. Или учиться у тех художников, которые работают на потребу. Много ли нужно новому русскому, чтобы представить, что перед ним художник? Никас Сафронов может научить зарабатывать деньги, я – нет.

– Так что, художник все же должен быть голодным?

– Он должен быть готов к этому, так же как я был готов. Я мог бы быть преуспевающим и в Советском Союзе, но я выбрал иной путь. И стал счастливым человеком.

 

досье «нв»

• Родился Михаил Шемякин в Москве 4 мая 1943 года. 

• Его отец, Михаил Петрович, происходил из черкесского (кабардинского) рода Кардановых. Он рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии. 

• Мать, Юлия Предтеченская, актриса, снималась в кино, играла в Ленинградском театре комедии. 

• Большую часть детства провел в Восточной Германии.

• В Ленинград приехал в 14 лет, поступил в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, откуда был отчислен за «эстетическое развращение сокурсников». 

• За свои религиозные взгляды и любовь к запретному в то время авангардизму принудительно подвергался лечению в психиатрической клинике. Участвовал в шести художественных выставках, которые закрывались на второй-третий день экспозиции.

• Работал такелажником в Эрмитаже. 

• После высылки из СССР в 1971 году жил в Париже, затем в США в имении Клаверак. В настоящее время живет во Франции вблизи города Шатору. 

• Одно из самых известных скульптурных творений Михаила Шемякина в России – памятник Петру I в Петропавловской крепости. 

• В Петербурге живет единственный человек, который помнит Шемякина в грудном возрасте, его тетя – Валентина Петровна Смирнова. 

• Участник более 500 выставок. Почетный доктор пяти университетов.

• Работы Михаила Шемякина находятся в музейных и частных коллекциях многих стран мира, в том числе: Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва).

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.