Кижи приближаются
Водная переправа для туристов сократится до двух километров
Водная переправа для туристов сократится до двух километров
В прошлом году знаменитый Музей деревянного зодчества под открытым небом на острове Кижи посетили 200 тысяч гостей. В 2014 году, в год 300-летия архитектурного ансамбля, количество туристов удвоится из-за строительства гостиниц и резкого сокращения расстояния по воде с материка на остров.
Как ни странно, бюджет Республики Карелия с туристического трафика сегодня не имеет практически ничего. Зато каждый летний сезон обогащаются речные перевозчики, доставляющие на зеленых «кометах» с подводными крыльями десятки тысяч пассажиров из столицы Карелии в Кижи. За 65-километровый водный рейс продолжительностью 75 минут в прошлом году они брали за билет 1100 рублей, а билет туда-обратно обходился одному туристу в 1800–1900 рублей. Высокодоходным бизнесом монопольно рулили две-три компании из Москвы и Петербурга, а местных перевозчиков к водному извозу в Кижи попросту не подпускали.
За двухчасовое путешествие на остров и обратно на старой «комете» – такие суда не производят уже лет двадцать – с изношенным двигателем, из-за хилости которого к причалу судно на подводных крыльях (проект знаменитого нижегородского акваконструктора Алексеева) подходит не на крыльях, а на брюхе, пассажиру приходится платить 45–50 евро. Семья же из трех человек, вознамерься она провести выходной в Кижах, потратит за путешествие не менее 150 евро. Да за такие деньги эта семья может прокатиться туда и обратно из Турку в Стокгольм (10 часов по шхерам Балтийского моря) и обратно на многопалубном комфортабельном пароме с бесплатным шведским столом! Вот почему многие жители Петрозаводска не бывают в знаменитом островном пригороде годами.
Карельские водные извозчики ссылаются на кратковременность онежской навигации, высокие амортизационные издержки по поддержанию «комет» в безопасном состоянии и расходы на зимнюю спячку судов. Но ни для кого не секрет, что главной причиной безудержного роста тарифов стал ценовой сговор монополистов, от которого особенно страдают местные жители, живущие на островах вблизи Кижского архипелага. Ведь турист готов и переплатить за билет, так как в отпуске к тратам люди относятся легко. А вот местный житель, который работает в Петрозаводске, а на каждые выходные едет по Онеге в родную деревню, к ценовым аппетитам перевозчиков относится болезненно. Ведь 7–8 тысяч в месяц за четыре ходки туда-сюда в пятницу-воскресенье – это 50 процентов среднемесячной зарплаты в Петрозаводске. Справедливости ради отметим, что для аборигенов введен один социальный рейс на Кижи вечером в пятницу с льготным ценником 550 рублей. Но билеты на шестичасовой вечерний рейс заканчиваются еще утром. Поездка домой – это целое приключение, а высадка на причале в Кижах – только часть пути для жителей близлежащих островов. До своей территории они дальше добираются на местных старых паромах.
Но, похоже, через пару сезонов сверхприбыльный маршрут Петрозаводск – Кижи перестанет приносить перевозчикам большие барыши, а их «кометы» будут курсировать полупустыми. А все потому, что Кижи и территории вокруг архипелага вошли в федеральную программу «Духовное возрождение Русского Севера».
– По этой программе восемь деревенек, расположенных на материке в непосредственной близости от архипелага, получат мощное инфраструктурное развитие, – рассказывает «НВ» председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания РК Андрей Смирнов. – Эти поселения находятся на берегу, в двухкилометровой доступности от Кижей по воде, но пока живут по принципу натурального хозяйства. В деревнях нет работы, электричества, отсутствует дорожная связь с федеральными и региональными трассами. Вскоре эти территории будет не узнать: к побережью уже тянется асфальтовая дорога от Медвежьегорска, а в 2013 году в ближнем Прионежье построят мощную подстанцию.
Проект развития земель вокруг архипелага оценивается в 4 миллиарда рублей, два из которых «съест» 100-километровая дорога с твердым покрытием от Медвежьегорска. Деньги на дорогу из федерального бюджета уже пришли в Карелию, и 70 километров местного автобана уже закатаны в асфальт. В 2013 году трасса дойдет до береговой линии, а в 2014 году, в год 300-летия Музея деревянного зодчества, туристы смогут приезжать сюда на своих автомобилях. Путь от Петрозаводска не самый близкий – 100 километров к северу от столицы республики. Зато гости смогут поселиться в гостинице, откуда всего за 5 минут можно добраться паромом до Кижей и провести там не 3–4 часа до обратного парома, а сколько хочется. Перевозчиков короткой паромной переправы транспортные чиновники отберут по конкурсу, а цена на маршруте будет согласована с властями.
Подстанция мощностью 4 мегаватта при помощи подводных кабелей даст электричество всем поселениям, окружающим архипелаг Кижи. Приход современной «лампочки Ильича», а также наплыв туристов кардинально изменят неспешный жизненный уклад аборигенов, привыкших жить подворьем и грибами-ягодами. Андрей Смирнов сообщил, что в Прионежье в 2014 году появятся новые гостиницы, развлекательные комплексы и даже конгресс-холлы для совещаний на природе на фоне деревянных церквей острова Кижи. А местные жители получают сразу две тысячи новых рабочих мест. Республика, в свою очередь, сможет от главной жемчужины региона получать не только эстетическое, но и материальное удовлетворение в виде налогов от деятельности туристических деревень с гостиницей и банькой.
– Развитие туристического кластера вокруг архипелага в первую очередь является социальным, а не коммерческим проектом, – подчеркивает председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Карелии.
Однако интерес к новому проекту уже проявили многие инвесторы. Они в курсе, что развитие Прионежья стало частью федеральной программы развития Русского Севера. Да и дорогу к побережью Онежского озера строить не придется.