Борьба за собственность Литфонда обостряется

Председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов пролил свет на скандал вокруг «Лавки писателей» и другие инциденты, которые будоражат сообщество литераторов города

Недавно литераторы обращались к вице-губернатору Василию Кичеджи с просьбой помочь в решении судьбы литфондовских дач и «Книжной лавки писателей», где с 1 апреля сменили директора. В чем суть проблемы и кто отнимает писательские дачи и «Книжную лавку», рассказал корреспонденту «НВ» председатель Союза писателей Санкт-Петербурга, сопредседатель правления Петербургского отделения Литфонда России Валерий ПОПОВ. 

– Валерий Георгиевич, что за события, связанные с культовыми литературными местами нашего города, происходят в последнее время? Почему так возмущены петербургские литераторы? 

– Фактически мы теряем знаковые для нашей литературы, для нашего города места: Дом творчества писателей в Комарово, «Книжную лавку писателей» на Невском, занесенную как уникальный объект культуры в «Красную книгу Петербурга». Люди, назначенные туда директорами вопреки нашей воле, без какого-либо согласования с нами, не подходят ни по своей квалификации, ни по стилю поведения для руководства столь значимыми учреждениями с богатейшими литературными традициями. 

Эти же люди объявили без какого-либо согласования с правлением петербургского Литфонда о планах сноса литфондовских дач, расположенных возле «будки» Ахматовой, и возведении на их месте двухэтажных коттеджей. Уже поэтому можно судить об уровне их культуры и отношении к нам. Ведь в каждом из этих домиков работают летом писатели, среди них такие, как лауреат Государственной премии Глеб Горбовский, лауреат премии правительства Петербурга Илья Штемлер и многие другие достойные литераторы. 

Правда, теперь по причине массового возмущения их действиями «пришельцы» слегка сдали позиции и не говорят уже о планах сноса, а лишь о том, что к ним переходит полное управление этими дачами без какого-либо контроля с нашей стороны. Ведутся ими разговоры и о какой-то «незаконности» нашего отделения Литфонда. Их мечта – править самим, без писателей.

– Так кто же эти люди, и кто за ними стоит?

– Они не имеют отношения ни к президиуму Литфонда России, ни к ревизионной комиссии. Домом творчества писателей поставлен командовать Борис Островский, журналист, бывший пресс-атташе новгородского губернатора, изгнанный из Новгорода по коллективному письму новгородских журналистов из-за недопустимого стиля обращения с ними. Тот же стиль он демонстрирует и здесь – теперь уже в отношении писателей. Напомню, что летом Борис Островский с помощью частного охранного предприятия захватил Дом творчества и не пускал туда писателей в течение всего лета, а 30 января 2012 года в телевизионном интервью заявил о планах по сносу дач Литфонда в Комарово. 

– Жителей города интересует судьба «Книжной лавки», где в последние годы стараниями уволенного директора Нины Балбуковой и петербургских литераторов бурлила творческая жизнь: заседал писательский клуб, проходили литературно-музыкальные вечера. «Лавка писателей» была основана на деньги писателей в 1934 году и является собственностью петербургского Литфонда. Разве вы не вправе участвовать в отстранении, равно как и в выборе директора?

– Бывшего директора Нину Балбукову заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию без всякого нашего ведома. Что касается писательского клуба и литературных вечеров в «Книжной лавке», то их дальнейшее проведение вызывает большие сомнения. Поскольку теперь «Книжной лавкой» поставлен командовать, опять же без всякого нашего ведома, абсолютно внезапно появившись там некий Олег Алексеевич, так и не представившийся нам. Писатели знают о нем лишь то, что он прошлым летом стоял у ворот Дома творчества в Комарово, захваченного Борисом Островским с помощью частного охранного предприятия, и не пускал возмущенных писателей в Дом творчества, где многие из нас проработали десятки лет. Согласитесь, после такого «знакомства» трудно подружиться. Тем более он даже не знает, что «Повести Белкина» написал не Белкин, вряд ли он вообще открывал Пушкина. Возможно, теперь эти люди скажут: «Давайте работать вместе!» – но что-то мало верится в их добрые намерения. 

– Дом творчества в Комарово, писательские дачи, «Лавка писателей»… Такое ощущение, что собственность петербургского Литфонда кому-то приглянулась. Кто, по-вашему, этот серый кардинал?

– Борис Островский и Олег Алексеевич прибыли в наш город с «мандатами» от Ивана Переверзина, директора Литфонда России, узурпировавшего этот пост. Он известен своими темными манипуляциями с имуществом Литфонда в Москве. На нем, в частности, продажа подмосковного дома творчества «Малеевка» и писательского детсада, покупка на эти средства двух элитных квартир, которые он использовал в своих целях, что, по заключению Счетной палаты, противоречит уставу Литфонда России. Перечень его деяний, судебных тяжб занимает целую папку, которая и была продемонстрирована делегатам чрезвычайной конференции Петербургского отделения Литфонда, абсолютно легитимной, собранной по желанию большинства членов Литфонда. Она состоялась 13 апреля в Доме писателей на Звенигородской улице.

– Какие решения приняли на этой конференции?

– Абсолютным большинством голосов выразили недоверие председателю Литфонда России Ивану Переверзину и петербургским членам президиума Литфонда России Борису Орлову и Михаилу Кураеву. Последние никак не представляли интересы петербургских писателей в президиуме Литфонда России и лоббировали лишь интересы Ивана Переверзина. 

В итоге на конференции выбрали новое правление Петербургского отделения Литфонда, которое призвало региональные организации и общественность инициировать Общероссийскую конференцию, чтобы защитить права членов Литфонда, предусмотренные уставом и грубо попираемые Иваном Переверзиным. 

– Возымело ли действие ваше обращение к руководству города?

 – Двое представителей нашего Литфонда, я и Илья Штемлер, были на приеме у вице-губернатора Василия Кичеджи. Он проявил интерес к нашим проблемам и обещал подробно разобраться в них.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.