«Театры долго не живут. Это не про нас»

Олег Табаков отметил в Петербурге юбилей своей «Табакерки» и рассказал «НВ», почему она существует так долго

 

Олег Табаков отметил в Петербурге юбилей своей «Табакерки» и рассказал «НВ», почему она существует так долго

У театра существует официальная дата открытия – 1 марта 1987 года, в этот день в подвальчике на Чистых прудах играли премьеру спектакля «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». 

А поначалу был просто театральный кружок: в нем занимались 16-летние азартные ребята, которым хотелось попробовать себя в качестве артистов. Их сплотил вокруг себя Олег Табаков. Созвучное фамилии Олега Павловича название «Табакерка» прижилось сразу. Кружок превратился в профессиональную студию, на сцену стали выходить студенты и выпускники ГИТИСа, с курса Табакова. В 1992-м «Табакерка» получила статус Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Рос театр, а вместе с ним в профессиональном плане росли актеры – Сергей Безруков, Евгений Миронов, Марина Зудина, Владимир Машков. 

«Табакерка» не родилась бы, если бы не настойчивость Олега Павловича: он сумел убедить московские власти, что одаренным молодым артистам нужно работать одним коллективом. А иначе получили бы выпускники дипломы об окончании вуза и разъехались по разным городам. Очень скоро театр Табакова стал гордостью страны; многих зарубежных политических лидеров, приезжавших с визитами в нашу страну, вели на спектакли «Табакерки». В театре царил дух творческого смелого поиска – возможно, на его примере демонстрировалась свобода общества, особенно молодежной среды. 

На сцене «Табакерки» сегодня уживаются и молодые, и маститые. И хотя современные пьесы практически не ставятся, но экспериментам, смелым высказываниям дается зеленая улица. Табаков приглашает молодых интересных режиссеров. Сейчас в репертуаре «Табакерки» постановки «Женитьба Белугина», «Рассказ о счастливой Москве», «Рассказ о семи повешенных», Wonderland-80, «Чайка» и многие другие.

В рамках празднования 25-летия Театр-студия под руководством Табакова приехала на недельные гастроли в Петербург. Билеты на постановки, которые идут на сценах МДТ и Александринского театра, проданы абсолютно все. Олег Павлович Табаков прибыл в Петербург, чтобы сыграть в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Чайка». В связи с юбилеем театра его художественный руководитель Олег Павлович Табаков удостоился чести произвести торжественный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. 

Олег Табаков, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ:

«Горжусь теми, кого мы воспитали»

– «Табакерка» дала взлет многим артистам и режиссерам. Когда-то у нас ставил спектакли Миндаугас Карбаускис – продирался сквозь свое хуторское сознание индивидуалиста к каким-то общечеловеческим проблемам, темам. Я поверил в него. Теперь Карбаускис возглавил Театр имени Вл. Маяковского. У нас играл Женя Миронов – теперь у него свой Театр Наций. Еще лет пять назад Костя Богомолов был не таким уж сильным постановщиком. А сейчас это уже очень зрелый мастер, он решает как режиссер серьезные задачи и исторического, и философского плана. Такими воспитанниками можно только гордиться. 

Как удается сохранять театр?

– Театры долго не живут, об этом говорил и Немирович-Данченко, он отпускал на полноценную жизнь театра 15–17 лет. Но это не про нас. Тот срок, который уже есть за плечами у «Табакерки» – а это даже не официальные 25 лет, а все 34, – театр наш мог не раз и не два прекратить свое существование, распасться, закрыться, но этого не произошло, как видите. У нас в театре хорошая, добрая атмосфера, хотя я как художественный руководитель совершенно не терплю прогульщиков, пьяниц, хамов, людей, у которых отсутствует обязательность, я с ними стараюсь расстаться. Пьяниц я вообще сразу увольняю. И считаю, что в наше время пьянствовать – это пошло. Как можно тратить на это занятие время и силы? Ну а вообще я думаю, что театр позволяет сохранять мой талант. Это и шутка, и не шутка. Наверное, несмотря на годы, я еще не так стар, и меня легко подвигнуть на какие-то проекты. А некоторые так вообще меня не считают стариком. Я недавно своей шестилетней дочке Маше сказал: «Маша, я старый». А она мне: «Нет, папа, ты не старый, ты новый».

«Живу набело»

– Не люблю, когда меня спрашивают про взлеты и падения, про то, что меня возносило, что тормозило, на чем я спотыкался и как возрождался к жизни. Это вопросы такие – ложные и пафосные. Я живу сразу набело. И все, что я делаю, это не тренировки, не репетиции чего-то, а это нормальные человеческие поступки, решения, которые я принимаю. Или не принимаю. Я очень люблю играть. И готов играть много, у меня по 12 спектаклей в месяц. И еще я подписал контракт как художественный руководитель «Табакерки» до декабря 2015 года. Значит, надо выстоять, надо двигаться, продолжать искать хорошие пьесы, талантливых режиссеров – молодых и не молодых, главное – талантливых. Вот сейчас у нас поставил спектакль «Преступление и наказание» ваш петербургский режиссер Лев Эренбург. Потрясающе одаренный человек. Я поверил ему, его чутью. Увидел его постановку в магнитогорском театре – «Грозу» Островского и понял, что его надо приглашать к себе. Он у нас поставил «Вассу». У Эренбурга есть такое качество: он знает, чем он силен, он владеет инструментарием. 

Я очень ценю таланты. Даже еще потому, что талантливого бывает немного. Потому очень радуюсь, когда мне удается совершить успешные поиски для души, ума и сердца в театре и вообще в жизни.

«Не вижу современных драматургов»

– Моим самым любимым спектаклем в «Табакерке» продолжает оставаться «Старший сын». Я вообще люблю Александра Вампилова. Это та драматургия, которая заставляет учащенно биться сердце, когда перехватывает в горле, когда ты не можешь спокойно жить. «Старшего сына» мы привезли сейчас на гастроли в Питер. Это постановка молодого режиссера Константина Богомолова. Ему удалось передать психологически сложные человеческие характеры, и этим прежде всего и трогает спектакль, этим задевает. Именно поэтому я против постановок современных драматургов. Я их вообще не вижу на горизонте. Не вижу никого, кроме Васи Сигарева. Остальные – это жеманные образованные дети или женщины зрелого возраста. Современной мощной литературы тоже не вижу. Сорокин? Да, он, безусловно, талантлив, но к мощным писателям я его никак не отнесу. Можно вытянуть современную пьесу за счет актерской фактуры, но надо ли? Я вот выхожу на сцену – и сразу аплодисменты. Ну, так и что? Дальше-то свое появление надо подтвердить драматургическим материалом. Если он слабый, то актер с натяжкой что-то сделает, но не перевернет зрительского сознания. Я вот никогда не заплачу над текстами Владимира Сорокина. Я сам как актер люблю спектакли про любовь, мне нравится, когда в театре занимаются нормальными человеческими вопросами, которые волнуют людей. Потому поставлен «Дьявол» Льва Толстого – о страсти, любви, грехе. Потому сейчас мы выбрали для постановки пьесу советского периода «Гнездо глухаря» Виктора Розова. Увидели много параллелей с нынешним временем. Это очень глубокая сильная пьеса. Очень современная история. У нас не будет комедии (именно в этом жанре поставили пьесу Розова когда-то в Театре сатиры) – это будет драма. Герои пьесы – Судаков и его жена Наташа – вырастили достойных людей, и этим людям очень трудно жить. Потому что достойным людям вообще трудно жить на свете.

«Я не пойду на митинг, я решу вопросы по-другому»

– Я не люблю ни Ленина, ни Сталина. Я еще ребенком семилетним помню, мы жили в Саратове, моя бабушка ранним утром выходила к окну и видела, как кого-то забирали в «воронок», увозили. Я шел за бабушкой, смотрел в окно и понимал, что происходит что-то страшное. Хотя она мне ничего не говорила, но я видел, как она возвращалась к кровати и излагала свои наблюдения на бумаге. Наверное, я вообще не очень люблю политику. И о современных политиках не буду говорить. Знаете, если я хочу что-то переделать в своей жизни, я обращаюсь прежде всего к самому себе, ищу резервы в себе. На митинг политический я не пойду, я госслужащий, и такими походами я бы оказывал дурное влияние на своих коллег, молодых артистов. Я забочусь о своих подчиненных по-другому. Думаю, что в «Табакерке» артистам живется очень неплохо. Редко в каком театре платят пособия на детей. А вот в МХТ, которым я тоже руковожу уже 12 лет, это пособие составляет 13,5 тысячи рублей, в «Табакерке» – 10. Это моя и наша общая забота об артистах.говорят зрители

 

О «Женитьбе» 

Восторг! Лучшая постановка «Женитьбы» из тех, которые я видела, интерпретация присутствует, но все со вкусом и уважением к Гоголю. На мой взгляд, самые удачные попадания в образы у Агафьи Тихоновны, Яичницы и Подколесина. Театр очень маленький, 11 рядов по 10 мест в каждом, с любого места все хорошо видно и слышно. Правда, поднимаясь с места (10-й ряд), ударилась головой о потолок.

О спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 

Очень бы хотелось спектакль поставить в категорию Гран-при – открытие Безрукова как театрального актера (он актер от Бога и способен повести за собой массы), блестяще играют И. Пегова, О. Барнет, В. Егоров, Б. Плотников, великолепные декорации, блестящие танцевальные и пантомимные вставки, но… Табаков при всем моем уважении староват для Альмавивы, и М. Зудина в роли графини была холодной и мрачной.

О спектакле «Рассказ о семи повешенных»

Самое большое разочарование сезона… я давно хотела попасть на этот спектакль, читала восторженные отзывы, как зрители плачут вместе с актерами, подготовилась, прочла одноименный рассказ Леонида Андреева. Лучше бы я не читала… Я даже не буду рассматривать произведение с идеологической точки зрения, которая мне, мягко говоря, не близка. Ни одного, кроме Янсона, попадания в образ. Вася был невнятен, более-менее Сергей Головин и Вернер, Муся производила впечатление шизанутой истерички, а не отважной молодой революционерки, Таня неубедительно проявляла заботу. Не раскрыта абсолютно тема смерти и ее ожидания. Все скомкано и нестройно. Может быть, был не день Бекхэма?

слово специалиста

Ольга Вайншток, театральный критик:

– Я не была на первых спектаклях «Табакерки». Но с этим театром у меня особенные отношения. Наверное, нигде я не видела столько спектаклей. Хорошо помню первое свое посещение – «Любовь как милитаризм». Господи, сколько было потом прекрасных, любимые спектакли «Обыкновенная история», «На всякого мудреца», «Еще Ван Гог», «Псих», «Страсти по Бумбарашу», «Признания авантюриста Феликса Круля». А как-то раз меня пустили на генеральный прогон «На дне», и я стоя посмотрела весь спектакль. На одном дыхании. Я помню молодого и очаровательного Миронова, я помню Безрукова во всем его блеске. Этот театр был для меня проводником в мир театра вообще. Сейчас лицо театра, конечно, определяют спектакли Богомолова. Это уже новый период «Табакерки». Знаете, ни в один театр мне так не нравится идти. Мне нравится именно пешком, а хорошо еще когда весна и что-то зацвело, и этот дворик. А потом прогуляться по Чаплыгина или улице Машкова. Итак, поздравляю, моя любимая «Табакерка».

О личном

Одной из ведущих актрис «Табакерки» всегда была Марина Зудина. Еще в ГИТИСе у нее начался роман с Олегом Табаковым. Олег Павлович ради новой любви ушел от своей жены Людмилы Крыловой. У Табакова и Зудиной двое детей – 17-летний Павел и 6-летняя Маша. Павел учится в Московской театральной школе, которой руководит его отец. Машу, судя по ее уверенному выходу на сцену на юбилейном капустнике «Табакерки», ждет также актерская судьба.

 

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.