Олег Кувшинников: «Люди видят одни проблемы, чиновники – другие»

По итогам первых 100 дней работы на должности губернатора Вологодской области новый глава региона пришел к выводу, что чем дальше от центра, тем гостеприимнее, оптимистичнее и самостоятельнее народ

 

Исполнилось 100 дней, как мэр Череповца Олег КУВШИННИКОВ стал главой Вологодчины. 47-летний губернатор в эксклюзивном интервью рассказал специальному корреспонденту «НВ» о первых итогах своей работы в должности и поделился планами на ближайшее будущее. 

 

– Эти 100 дней для вас пролетели или проползли?

– Безусловно, пролетели. Тот темп, который мы набрали, позволяет так сказать. Началась активная работа по формированию новой команды, разработке новых инициатив, новой экономической платформы. Дни пролетели быстро и нескучно, я посетил все 26 административных районов, некоторые неоднократно.

– С какими приятными и неприятными сюрпризами в ходе знакомства с регионом вы столкнулись?

– Меня поразила красота вологодской земли. Я родился и прожил всю жизнь в Череповце. Нет, я бывал в Тотьме на родине матери, в Вологде, в Великом Устюге и еще в некоторых местах. Но пять-шесть районов – это еще не вся область, которую теперь я открыл для себя заново. Поражаюсь красоте Русского Севера и широте души людей, живущих там. Парадокс: чем дальше в глубинку заезжаешь, тем гостеприимнее жители. Неприятно удивили разбитые дороги и неразвитость инфраструктуры, но более всего – отсутствие диалога между руководителями районов и населением. Кстати, во время поездок самые большие залы, предоставляемые местной администрацией для встреч с губернатором, были набиты битком. Люди ждали главу региона, чтобы высказать, что конкретно наболело. Им не хватало самого элементарного – чтобы их выслушали, а когда это произошло, у людей стало меняться мироощущение. Огорчило, что проблемы, которые видят районные чиновники, ни по одному пункту не совпадают с проблемами, о которых говорят люди.

– Что вас разозлило или, наоборот, тронуло в процессе общения с жителями Вологодчины?

– Очень озаботила инертность некоторых чиновников местного самоуправления. Ведь люди обращались ко мне за решением самых простых вопросов: помочь выкопать колодец, провести освещение в деревне, прорыть канаву вдоль дороги. Словом, вопросы не требовали больших финансовых вложений и вмешательства чиновников областного уровня. От местных руководителей требовалось только одно – оторвать пятую точку от стула, но этого-то и не происходило. Приятно удивило то, что чем дальше от центра, тем люди оптимистичнее смотрят на мир. Кстати, в глубинке отсутствует иждивенческий подход, там люди меньше просят и больше делают сами.

– За три месяца вы объехали все районы Вологодчины. Сколько глав не соответствует вашим требованиям как губернатора?

– Мы проводили анкетирование накануне встреч с людьми в каждом муниципальном образовании. Там был вопрос: «Как вы относитесь к деятельности главы местной администрации?» Так вот, в 12 районах Вологодской области рейтинг глав ниже 40 процентов. Это, по-моему, неприемлемо. Есть главы, которые руководят районами еще с советских времен, сидят в своих креслах по три-четыре срока и ничего не делают. Их не меняют только потому, что местное население не видит перспективы развития своей территории. А как только люди увидят, то сразу затребуют новых руководителей. Уверен, что в каждом из 26 районов Вологодчины есть перспективы и своя изюминка, отрасль экономики, которой нужно просто добавить динамики. Но эту динамику могут добавить только люди, которые хотят и умеют это сделать.

– Олег Александрович, вы активно продвигаете идею единого окна для инвесторов. Почему начали именно с этого?

– Моя задача как губернатора – радикально изменить инвестиционный климат. Наш регион находится в центре европейской части России с великолепной транспортной логистикой. Рынки сбыта находятся очень близко, поэтому инвесторы хотят прийти на Вологодчину. Но не на пустое место. Вот почему мы создаем Корпорацию развития Вологодской области, которая будет повсеместно внедрять принцип одного окна. Она выступит гарантом не только благоприятного развития бизнеса, но и получит полномочия предоставлять кредиты под самые перспективные проекты. Именно корпорация, а не бюджет Вологодской области! Специалисты этой структуры будут сопровождать инвестиционный проект от момента заявки до получения разрешения на строительство. Реальная поддержка – это подключение коммуникаций, выделение земельного участка по разумным ценам, организация взаимодействия с органами МСУ. Комплекс таких мероприятий и называется «единое окно». Я ставлю перед Корпорацией развития конкретную задачу: за ближайшие четыре года увеличить объем ВРП почти в два раза – с 260 миллиардов рублей до 450–500 миллиардов. Уверен, что эта задача будет выполнена.

– Вы объявили об увольнении 1100 чиновников. Какой эффект ожидаете получить от этого шага – экономический или психологический?

– Экономический. Только на уровне администрации области оптимизация персонала позволит сократить 500 миллионов рублей в год. Кроме прямой экономии снимутся бюрократические барьеры, перестанут дублироваться функции, что позволит сделать работу всех органов исполнительной власти более эффективной.

Но и о психологическом аспекте забывать не следует: населению такая оптимизация очень понравится...

Я не сторонник популистских заявлений. Сокращение чиновников – это конкретная экономическая мера, направленная на оптимизацию затрат. Эти 1100 чиновников верхнего уровня управления освободят свои должности до середины 2013 года, а первые 500 перестанут числиться в штате областной администрации с 1 августа 2012-го. 

– Вы издали распоряжение пересадить вологодских чиновников на отечественные автомобили. Верите в успех этой идеи? И на какой автомобиль, собранный в России, пересядете лично вы?

– Сразу уточню: я дал команду закупать для служебного гаража администрации не «Лады» и другие отечественные марки, а модели, собранные в России. Ведь у нас выпускают автомобили свыше десятка современных предприятий по сборке иномарок, на которых трудятся наши рабочие, а заводы платят налоги. Поэтому есть смысл закупать автомобили, которые собираются внутри России, хоть и называются «фольксвагенами», «фордами» или «тойотами». Сейчас я езжу на «лексусе» пятилетней давности, оставшемся от предыдущего губернатора. Когда закончится его амортизация, готов пересесть, скажем, на «Форд Мондео», произведенный в Ленобласти. Это не реклама марки, просто машина, в которую я со своими 195 сантиметрами роста смогу влезть. А в «Ладу» любой модификации я просто не помещусь. Нужно быть реалистами. Пересаживать своих чиновников на машины отечественного производства при существующем состоянии дорог и мобильности перемещений просто опасно.

– Пришлось ли вам останавливать закупки новых иномарок для чиновников администрации после резонансного заявления о пересадке на автомобили, произведенные в России?

– Да, я запретил закупку дорогостоящих автомобилей для двух своих заместителей, которые ездили на внедорожниках «Тойота Лэнд Крузер 100», выработавших свой ресурс. Замы хотели заказать «Лэнд Крузер» более современной модели стоимостью свыше 4 миллионов рублей каждый, но я наложил вето. Автопарк администрации Вологодской области впредь будет закупать машины, произведенные в России. Но экономия в абсолютных цифрах получится не очень большой. Общая численность автопарка администрации Вологодской области составляет 95 машин, и ежегодно автопарк обновляется максимум на пять-шесть единиц. 

– Лен, масло и кружево – самые известные бренды Вологодчины. Не хотите расширить ассортимент?

– Вологодскую область во всем мире знают именно по этим традиционным брендам. И я сделаю все, чтобы они развивались и дальше. Но мы должны осознавать, что лен и кружево – ремесла патриархальные, которые не рассказывают о нас как об индустриальной области, что несправедливо. У региона огромный инвестиционный потенциал, и мы хотим изменить восприятие Вологодчины во внешнем мире, показать свою могучую промышленную силу. Ведь в области работают два не просто общероссийских, а трансконтинентальных предприятия – «Северсталь» и «ФосАгро»! Новой визитной карточкой Вологодчины может стать туристический кластер. В России мало регионов, в которых туризм находится в ведении департамента экономики. В основном он входит в департаменты и комитеты по молодежной политике, спорту, туризму. Я считаю, что это неправильно. По наполняемости ВРП туризм в Вологодской области обязан стать четвертой по доходам отраслью после металлургии, химии и лесопромышленного комплекса.

Беседовал Сергей Тачаев

Первые оценки работы нового губернатора Вологодчины, по версии «НВ» + Мобильность. В течение полутора месяцев после вступления в должность Олег Кувшинников объехал все 26 районов области, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Успел побывать он и на всех основных областных стройплощадках. + Высокая работоспособность. По словам ближайшего окружения, рабочий день нового губернатора редко длится меньше 14–15 часов.  + Деловая хватка. Большинство заседаний областного правительства длятся теперь не полтора-два часа, как было раньше, а 30–40 минут. Причем число таких заседаний существенно сократилось. + Оптимизация управленческого аппарата. По заверениям губернатора, штатная численность областных чиновников сократится примерно на треть. Начались сокращения и в районных администрациях. + Ликвидация VIP-угодий. Вологодским любителям рыбалки и охоты открыт массовый доступ к водоемам и на территорию примерно 10 охотничьих угодий, при прежнем губернаторе считавшихся закрытыми и предназначавшихся для VIP-охотников.  + Ставка на инвестиции. Создана специализированная Корпорация развития Вологодской области, главной целью которой является привлечение в регион дополнительных инвестиций и упрощение работы бизнес-кругов на вологодской земле.  + Отмена «золотых парашютов». По инициативе Олега Кувшинникова вологодским Законодательным собранием принят закон об отмене денежных бонусов (чаще всего в виде годового оклада) высшим областным чиновникам и приравненным к ним лицам при сокращении штатов или уходе на пенсию. – Юридические пробелы. Новый губернатор еще не до конца осознал пределы своих полномочий, что приводит к необоснованным обещаниям на публике. Например, на встрече с общественностью Кирилловского района он пообещал провести референдум об изменении границ национального парка «Русский Север», хотя подобный вопрос является исключительно прерогативой федерального центра. – Кадровый отбор. Вопреки широко разрекламированному проекту «Народное правительство» (вологжане совместно с экспертами сами определяли областных чиновников, пользующихся наибольшим доверием для занятия должностей в новой структуре областного правительства) многие чиновники старой губернаторской команды, даже прошедшие «народный отбор», как-то подозрительно быстро написали заявления «по собственному желанию». – Череповецкое «засилье». Новый губернатор, ранее работавший мэром Череповца, в качестве своих заместителей оперативно «перетащил» в Вологду часть бывшей череповецкой команды, что нашло поддержку далеко не у всех жителей областного центра. Впрочем, любой руководитель, как известно, формирует команду «под себя» – и подобные «местечковые» обиды здесь, по большому счету, беспочвенны. взгляд со стороны «Сейчас губернатор – как жених после свадьбы» Георгий Шевцов, председатель Законодательного собрания Вологодской области (ЗСВО): – Олег Александрович вошел в новую для себя должность очень активно. Его приход совпал с кампанией по выборам президента, глав городов и районов, органов местного самоуправления. Я думаю, энергия и динамизм нового губернатора, быстрота и правильность принимаемых решений, обновление губернаторской команды сыграли немалую роль в результатах этих выборов, которые показали, что у вологжан есть доверие к действующей власти на всех уровнях. И мы, работая в одной связке с правительством области, будем делать все, чтобы это доверие оправдать.  Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики: – К сильным качествам Олега Кувшинникова я могу отнести мобильность, работоспособность, незашоренность в принятии стратегических решений. Вдобавок это еще и очень коммуникабельный человек. Общаться с ним легко и журналистам, и населению. Во время своих поездок по районам новый губернатор говорил раскованно и именно то, что от него хотели услышать люди, – о необходимости сокращать непомерно раздувшийся чиновничий аппарат, перестать вкладывать деньги в помпезные, но изначально убыточные проекты, о стремлении оптимизировать расходы бюджета. Многое из высказанного уже выполняется. Но вот хватит ли личного обаяния губернатора для того, чтобы убедить людей в необходимости сокращения части региональных льгот, – большой вопрос. Все, что касается социальных пособий и выплат, – это очень больная тема. Дело еще и в психологическом восприятии таких шагов со стороны получателей выплат. Увеличение размера пособий считается многими как нечто само собой разумеющееся, а то и как прямая обязанность власти. Зато любая попытка «отнять» у человека хотя бы один льготный рубль зачастую вызывает злобу и ярость. Сергей Каргинов, депутат Госдумы от Вологодской области, фракция ЛДПР: – Вологодская область до сих пор не оправилась от последствий мирового экономического кризиса. Размеры государственного долга нашего региона составляют 28 миллиардов рублей, что сопоставимо с объемом собственных доходов области. Понятно, что в долги наша область влезла, когда Олег Кувшинников еще не был губернатором. Это – результаты работы правящей партии, которая своими популистскими предвыборными обещаниями пыталась набрать очки в глазах избирателей. Теперь в области готовятся непопулярные решения об отмене региональных льгот для ветеранов труда, чернобыльцев, студентов… Мы выступаем категорически против этого шага. Надо было еще в сентябре прошлого года, перед выборами, честно признаться, что денег в бюджете на все льготы не хватает. Вместе с тем я поддерживаю действия губернатора по уменьшению расходов бюджета в других направлениях. В том числе за счет существенного сокращения чиновничьего аппарата. Поддерживает наша фракция и создание Корпорации развития области и другие предложения Олега Кувшинникова для привлечения инвестиций в экономику региона.  Николай Жаравин, депутат ЗСВО, лидер вологодских коммунистов: – Церемонию вступления губернатора в должность можно сравнить со свадьбой. Во время инаугурации многим политикам кажется, что и дальше все будет в розовом цвете – цветы, улыбки, поздравления. Но вот наступают будни, и новоизбранный губернатор понимает, что столкнулся с реальной и не с самой приятной действительностью, в которой область накопила огромные долги, а на селе и в социальной сфере – множество различных проблем. Именно в такой ситуации оказался сейчас Олег Кувшинников. То, что он честно и откровенно говорит о том, что для преодоления долгового кризиса необходим режим строжайшей финансовой экономии, – с одной стороны, хорошо. Но предложения экономить за счет отмены части социальных льгот для имиджа самого Кувшинникова губительны. Понятно, что ему, недавно «рекомендованному», а фактически назначенному на эту должность президентом, пока не нужно думать о переизбрании. Но начинать свою деятельность с таких непопулярных шагов, наверное, все же не следовало бы.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.