«Очень не люблю драться!»
Форвард СКА Евгений Артюхин рассказал «НВ», почему его так часто удаляют за силовые приемы, и объяснил, чем президент страны похож на тренера
Форвард СКА Евгений Артюхин рассказал «НВ», почему его так часто удаляют за силовые приемы, и объяснил, чем президент страны похож на тренера
Нежданно-негаданно СКА покинул плей-офф в полуфинальной серии без сопротивления (такой вывод, по крайней мере, можно было сделать по счету 0:4), сдавшись на милость московскому «Динамо». Жутко расстроившись, питерские игроки не горели желанием общаться с прессой. Одним из первых прервал молчание нападающий армейцев Евгений АРТЮХИН. Питерский гренадер поведал корреспонденту «НВ» много интересного.
О поражении в полуфинале Кубка Гагарина– Не хочу оправдываться, но нас подкосил тот момент в овертайме первого матча против «Динамо», когда арбитр отменил шайбу Мортенссона. В ответной атаке мы получили гол, проиграли первый матч, после чего в следующих играх нам фатально не везло. Кстати, сам Тони рассказывал, что в глаза не видел шайбу, когда она к нему летела. И едва заметно выставил ногу, лишь почувствовав, что она ударилась о его колено. Причем сделал это рефлекторно! Судьи же отправились смотреть повтор, увидели это движение, среагировали на него и посчитали, что Мортенссон специально пнул шайбу коленом. Гол не засчитали, мы проиграли. Не согласен, кстати, с мнением, что в Питере какая-то плохая хоккейная аура. Мы двигаемся потихоньку. В позапрошлом году команда вылетела в первом раунде плей-офф, в прошлом – добрались до второго, теперь до третьего. Вот бы в следующем вообще Кубок взять!
О нелюбви к дракам, «Витязе» и его тафгаях– Вы, наверное, удивитесь, но я очень не люблю драться. Просто в СКА я самый большой и, когда возникает необходимость, первым лечу на защиту партнеров. Милош Ржига периодически говорит мне поменьше ввязываться в бои, чтобы не удаляться и не подводить команду. Но делает это в корректной форме. Понимает, что я стараюсь защитить одноклубников. Кстати, рейтинга драк у меня нет – я не люблю их и не люблю показуху. Да я вообще довольно скромный человек.
Я сам играл за «Витязь», но говорить о нынешнем стиле поведения на льду игроков чеховской команды мне бы не хотелось. Слишком много чести для их тафгаев, которые дрались чуть ли не в каждом матче «регулярки». Да, «Витязь» всегда был жесткой командой. Но жесткость и жестокость – разные вещи. В мое время команда частенько играла «в тело», но так, чтобы регулярно устраивать ледовые побоища, – этого не было. Тогда у руля клуба стояло другое руководство, которое ставило другие задачи. Мы не гнушались силовой манеры, но при этом играли в хоккей. Не собираюсь критиковать руководство нынешнего «Витязя», тем более что многих я там знаю. Но то, что ледовые драки – нынешняя политика клуба, это факт.
О фанатах и противостоянии Москвы и Питера– Говорите, ходят разговоры о том, чтобы убрать с хоккейных матчей фанатов и оставить только болельщиков? Ни в коем случае не надо никого упразднять! Эти ребята – настоящие патриоты СКА. Они всей душой любят команду, поддерживают ее в других городах, между прочим, тратя на это свои деньги. И что бы в СКА ни происходило – неудачные серии, непопулярные решения руководства, – они все равно не бросают команду, идут с ней до конца. Знаю, разумеется, про акции протеста фанатов против нашего главного тренера из-за того, что он работал в «Спартаке», – этой теме столько внимания и времени по ходу сезона уделили, что даже и вспоминать не хочется. Но фанаты команде нужны.
Я – коренной москвич, живу в районе Строгино. Там я вырос, там до сих пор живет моя мама. Недавно купил в Строгино квартиру: недалеко от мамы. Частенько, кстати, заезжаю к ней на обед. Но, несмотря на все это, за два сезона, проведенных в СКА, к Петербургу прикипел душой. Может, даже и завершил бы здесь карьеру. Так что противостояние двух городов для меня все-таки не пустой звук. Правда, пожалуй, только на ледовой площадке. Не раз ловил себя на мысли, что, когда выходишь играть против столичных команд – «Динамо», ЦСКА, «Спартака», чувствуешь, что они куда более серьезный раздражитель, чем другие команды. И настраиваешься на них раза в два-три яростнее. Кстати, про ЦСКА. Я один сезон провел в составе армейцев, и Виктор Тихонов для меня – легенда вдвойне. Конечно же, помню случай, когда внук мэтра и мой нынешний одноклубник Витя Тихонов-младший, едва перебравшись в СКА, тут же забил команде своего великого деда. Когда я услышал по стадиону объявление диктора: «Шайбу в ворота ЦСКА забросил… Виктор Тихонов!» – невольно заулыбался. Очень уж сюрреалистично это звучало. Правда, с Витей на эту тему мы не общались.
Об «Авангарде» и Кубке Гагарина– За кого я болел в финальной серии? А знаете, нет у меня никаких предпочтений. Да, я выступал за «Авангард», но с омичами мы в свое время разошлись на не очень хорошей ноте (четыре года назад Артюхина, тогда еще игрока «ястребов», перевели в молодежный состав омичей. Обидевшись, Евгений покинул расположение команды. А руководители сибиряков в свою очередь официально отзаявили форварда, посчитав его действия «расторжением контракта в одностороннем порядке», и отказались выдать ему зарплату за ноябрь. – Прим. ред.). Поэтому не могу сказать, что переживаю за этот клуб. Правда, и обиды на «Авангард» у меня уже не осталось.
О гибели ярославского «Локомотива»– Дату 7 сентября 2011 года, наверное, буду помнить всегда. Тот трагический день, я думаю, останется со всеми нами – хоккеистами, тренерами, обычными людьми – на всю жизнь. Так что игроки «Локомотива» не будут забыты. Словами не передать, что почувствовал в тот момент, когда узнал, что разбился самолет с ярославцами: страшная горечь, опустошение, ужас. Помню, с одноклубниками из СКА мы пошли в Князь-Владимирский собор, батюшка отслужил молебен, мы поставили свечки – постояли, повспоминали. В нашей команде у многих там были знакомые. Не могу сказать, что на борту «Яка» был мой какой-то близкий друг, но, конечно же, я знал немало ребят, со многими вместе играл в «Локомотиве», сборной. Горько до сих пор, так что лишний раз не хочется ворошить в памяти события того дня. Тем более что такое может случиться с каждым. Особенно в России. Ничего плохого про нашу страну сказать не хочу, но статистика неумолима: у нас самолеты бьются чаще, чем за границей.
О выборах президента– На выборах президента я голосовал за Путина. Почему? Как человек, он мне внушает доверие. Да и как уроженец Петербурга, Владимир Владимирович явно ближе к СКА, чем его оппоненты. На самом деле Путин все же показал, что все-таки что-то делает для страны. А вот пришел бы новый человек, и неизвестно, что бы было, сколько ему времени на адаптацию потребовалось. Это как в случае с тренерами – коней на переправе не меняют.
О «Зените», деньгах и разборках на дорогах– Было дело, ходил на матчи «Зенита». Последний раз – на Лигу чемпионов: с «Порту», по-моему, играли. Ничего так, веселенькая игра получилась, мне понравилось. Хотя вообще я не особо люблю футбол, особенно российский. Скучный он какой-то. Вот когда Лига чемпионов – это да, интересно. Тем более что «Зенит» в еврокубках показывает яркую игру. Футболистам, правда, очень не хватает нового стадиона, который никак не могут достроить.
Хоккеисты не футболисты: лишних денег у нас нет. У меня по крайней мере точно. Так что вкладывать в какие-либо проекты или недвижимость нет возможности. Зато нет опасений эти деньги потерять. Вот я никогда и не терял: Бог оберегал. Хотя по мелочи бывало, конечно. В основном это связано с автомобилями. Сколько раз в меня въезжали – не счесть. Приходилось ремонтировать за свой счет: разбираться по судам времени жалко. Бил ли я кого-нибудь в таких ситуациях? Нет, я вообще не сторонник рукоприкладства: во-первых, это все наказуемо, а во-вторых, просто не имеет смысла. Вот психологические атаки – крик, например, – я использовал. Просто в таких ситуациях было очень обидно. Ты не виноват, но по вине какого-то чайника, который сел за руль и не думает, куда едет, на твоей машине красуется вмятина. Правда, потом остывал и отпускал «чайника» с миром.