Взять от скважин всё
Петербургский профессор Анатолий Молчанов разработал технологию, которая позволяет значительно повысить отдачу нефтяных пластов
Петербургский профессор Анатолий Молчанов разработал технологию, которая позволяет значительно повысить отдачу нефтяных пластов
Нефть в российских месторождениях скоро закончится – статьи на эту тему регулярно появляются в отечественной прессе. Специалисты утверждают: на самом деле 70 процентов отечественной нефти все еще остается в недрах Земли, и проблема в другом – на старых месторождениях сейчас извлекается только одна треть нефти, находящейся в пласте. Но как повысить КПД нефтяных скважин?
Многие месторождения Урало-Поволжья и Западной Сибири из-за длительной эксплуатации истощились. Большинство скважин, введенных в разработку в 1960–1970-х годах, нещадно эксплуатировались в последние два десятилетия – оптимальный режим добычи не соблюдался. В результате в хороших коллекторах процент добычи составляет не более 35–45 процентов, а в сложных карбонатных коллекторах, где условия добычи сложнее, извлекается не больше четверти.
Ученые и нефтяники стараются повысить отдачу скважин, используя метод гидроразрыва пласта. Суть его в том, что в скважину нагнетаются под высоким давлением огромные объемы воды, чтобы создать дополнительные трещины (каналы) в пласте для облегчения продвижения к скважине нефти. Но эта технология не всегда дает нужный эффект и даже если срабатывает, эксплуатировать скважину долго нельзя – через несколько месяцев она обводняется и становится непригодной для дальнейшей рентабельной работы.
По оценкам аналитиков, Россия снизила объемы нефтедобычи из-за истощения месторождений и не имеет шанса их увеличить. Но оказалось, что такая возможность есть – благодаря методу Молчанова.
Профессор Горного университета Анатолий Молчанов начал искать оптимальную технологию нефтедобычи более тридцати лет назад, когда работал директором научно-исследовательского института в Башкирии. Занимаясь исследованиями, связанными с созданием аппаратуры для контроля траектории при проводке наклонных и горизонтальных скважин, ученый с коллективом сотрудников разрабатывал новые методы интенсификации добычи нефти.
– Тогда разработка нефтяных месторождений горизонтальными скважинами, которую мы применили, была инновацией, – вспоминает Анатолий Александрович. – Ее преимущество в том, что контакт скважины с пластом становится более протяженным, и это дает возможность извлекать больше нефти.
На следующем этапе ученый поставил новую задачу – создать технологию, позволяющую извлекать из скважины максимум нефти. Для этого он решил обратиться к нелинейной физике и эффекту резонанса, который сегодня используется в разных областях науки. Работая в Башкирии, Молчанов и его коллеги попробовали использовать разряды тока определенной частоты в воде. В ходе экспериментов удалось найти оптимальный способ воздействия на нефтеносный пласт. Оказалось, успех в том, что надо создать в пласте резонанс, воздействуя на него широкополосными плазменными импульсами. Опираясь на волновую теорию паро- и газожидкостных сред и теорию теплообмена, Анатолий Молчанов и сотрудники Горного института Владимир Сидора и Дмитрий Дмитриев разработали нелинейный широкополосный источник периодических колебаний, способных вызвать резонанс в пласте. И, что характерно, эффект воздействия резонанса продолжает действовать от шести до десяти месяцев и даже дольше, в зависимости от геологических условий.
– Эксперименты в этом направлении проводились и раньше, но колебания создавались на поверхности Земли, и до нефтеносного пласта доходило лишь один-два процента энергии, – объясняет Анатолий Александрович. – Мы подсчитали необходимую энергию и сделали аппарат, способный создавать колебания прямо в скважине. Пропускаем ток высокого напряжения через электроды разрядника, и электрическая дуга приводит к образованию плазмы, которая создает ударную волну сжатия. Энергия ударной волны распространяется по скелету пласта, превращаясь в продольные и поперечные волны. В результате нефть, которая содержится в порах, начинает быстрее двигаться по капиллярам, вытесняя воду. Что особенно важно, эта технология позволяет поддерживать щадящий режим разработки пласта.
Впервые профессор Молчанов выступил с докладом о новом методе на Ассамблее стран СНГ в 1995 году. Но широкую известность плазменно-импульсная технология получила только совсем недавно – инновации в нефтедобыче, как и в других отраслях российской экономики, принимаются долго и сложно. Наш рынок крайне консервативен.
Первый патент на новую технологию Анатолий Молчанов получил девять лет назад, а сегодня она защищена уже многими патентами России.
Для коммерческого применения метода была создана фирма Novas Energy, в которой профессор Молчанов является директором по научной работе и продолжает разработку технологии. Недавно компания стала резидентом инновационного фонда «Сколково». Перед ней поставлена масштабная задача – добиться повышения извлекаемых запасов углеводородов из труднодоступных месторождений, которые разрабатываются горизонтальными скважинами.
Несомненный плюс новой технологии – ее низкая себестоимость. Затраты окупаются максимум за месяц. К тому же технология – экологически чистая: она не использует взрывоопасных веществ и химических реагентов. А главное – позволяет увеличить срок эксплуатации истощенных месторождений.
– У нас в стране примерно 120 тысяч простаивающих скважин, – говорит Анатолий Молчанов. – Если, используя наш метод, их снова начать эксплуатировать, объем нефтедобычи возрастет на 10–15 процентов, а это еще десятки миллионов тонн нефти в год. Наши специалисты уже работают с крупнейшими российскими компаниями – «Роснефтью», «Газпромнефтью», «Сургутнефтегазом», «ЛУКОЙЛом», и весьма успешно.
Молчановская технология повышения КПД нефтяных скважин экспонировалась на многих международных выставках по инновационным технологиям и заслужила там самые высокие оценки. Свидетельство тому – дипломы и медали из Москвы, Петербурга, Парижа, Брюсселя, Женевы…
Новой разработкой российских ученых уже заинтересовались в Индии и на Ближнем Востоке – в Омане и Саудовской Аравии, где наши специалисты могут составить серьезную конкуренцию американцам. Новый метод высоко оценила и Норвежская государственная нефтяная компания, которая собирается использовать его для нефтедобычи на шельфе.
– Плазменно-импульсную технологию можно применять и при добыче других полезных ископаемых, – уверен профессор Молчанов. – А это открывает перед нашей разработкой еще более широкие перспективы. досье «нв»
Анатолий Молчанов, доктор технических наук, профессор. Родился в 1938 году в Ташкенте. Окончил Новосибирский электротехнический институт связи. Прошел путь от инженера до генерального директора НПО «Рудгеофизика». С 1992 года заведующий кафедрой геофизических и геохимических методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых Санкт-Петербургского государственного горного университета.
Основатель нового направления в геофизике: геофизические исследования скважин в процессе бурения и автономные информационно-измерительные приборы. Имеет 80 авторских свидетельств на изобретения, более 250 печатных работ.