Петербург сел на диету

Губернатор северной столицы Георгий Полтавченко, выступая перед депутатами, признал, что годы экономического роста позади и наступило время экономии

 

Губернатор северной столицы Георгий Полтавченко, выступая перед депутатами, признал, что годы экономического роста позади и наступило время экономии

Вчерашней встречи с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко депутаты ждали почти месяц – изначально она была назначена на апрель, но затем перенесена по просьбе Смольного: как вчера пояснил губернатор, «надо было разобраться с хозяйственными сложностями», а теперь он наконец созрел. Большинство депутатов собрались в «предбаннике» Белого зала Мариинского дворца задолго до приезда главы города, обсуждая его будущий отчет за 2011 год. Парламентарии склонялись к тому, что губернатору, до сих пор считающемуся в городе «новым», придется отчитываться, по сути, всего за четыре месяца своей работы – ведь Георгий Полтавченко возглавил Петербург только в августе, после перехода Валентины Матвиенко на работу в Совет Федерации.

 

Выступление Полтавченко во многом оправдало ожидания скептиков. Несмотря на то что в своей речи губернатор коснулся практически всех сфер городской жизни, он предпочитал говорить в основном о том, что планируется сделать и изменить в развитии города в ближайшем будущем, а не о том, что уже сделано и тем более – не сделано. Стало понятно, что городское правительство, несмотря на потерю как минимум 20 миллиардов рублей бюджетных доходов, сохранит социальную направленность в своей политике, постарается активно развивать инфраструктуру и бороться с возрастающей транспортной загруженностью, расселять коммуналки, выносить деловую активность из центра за городскую черту, развивать новые, инновационные отрасли экономики.

По ходу выступления Георгий Полтавченко, явно не привыкший говорить столь длинные спичи, иногда запинался и делал паузы – порой казалось, что ему не хватает воздуха. Тем не менее финал его речи был эффектным:

– Все, что можно сделать по уму, должно быть сделано по уму. Если надо подумать, как сделать жизнь в городе чуть лучше, будем думать столько, сколько потребуется, и подгонять нас не надо. Я не сомневаюсь, что такой подход найдет поддержку у горожан, – заявил губернатор.

Тут депутаты наконец устроили Полтавченко овацию, впрочем, не слишком длинную. Забросать губернатора вопросами у них не получилось – от каждой фракции было предусмотрено всего по одному вопросу. Особо запомнились два момента. Сначала «яблочник» Борис Вишневский спросил, не стоит ли снять миллиард рублей с финансирования переделки Каменноостровского дворца под госнужды в пользу программы расселения коммуналок, в которых до сих пор живет почти каждый десятый горожанин. 

– Прояви я такую инициативу, вы же и скажете: вы что, город не любите? Дворец – памятник архитектуры, который призван украшать Петербург, – возразил Полтавченко, пообещав вскоре найти «дополнительные» средства на расселение коммуналок. 

Затем «справедливоросс» Алексей Ковалев попытался прояснить, верны ли слухи о том, что губернатор вскоре намерен покинуть свой пост. 

– Петербург, безусловно, имеет шанс получить всенародно 

избранного губернатора – после того как я отработаю положенный мне срок. Мне нравится – во всяком случае, пока – работать губернатором, и я не собираюсь слагать с себя полномочия. Когда мой срок истечет и я увижу, что моя работа устраивает горожан, – могу остаться, а если моей работой будут недовольны – сразу же уйду в отставку, – пообещал Георгий Полтавченко.  

На вопрос «НВ», что он считает главным итогом восьми месяцев своей работы в Смольном, Полтавченко сообщил:

– Самому себе тяжело выставлять оценки, но главное в том, что не нарушено ни одно социальное обязательство перед горожанами. И мы наконец осмыслили, куда нам надо двигаться. А самое главное в том, что свои обязательства перед городом по 2012 году мы тоже выполним, к тому же будет хороший задел и на следующий, 2013-й год.

О развитии Петербурга

 

Масштабные государственные инвестиции вместе с частными инвестициями сделали последнее десятилетие исключительно успешным для Петербурга. Темпы развития региона с 2001 по 2011 год были лучшими в России. Городская экономика росла в среднем на 7–8 процентов в год, что существенно выше средних показателей по стране. Валовый региональный продукт на душу населения увеличился в 7,7 раза и в 2011 году превысил 391 тысячу рублей на человека. По паритетной покупательной способности подушевой ВРП в Петербурге за 10 лет вырос в 5 с лишним раз. Среднемесячная заработная плата по итогам 2011 года увеличилась до 30 172 рублей. Размер средней трудовой пенсии с 1 апреля 2012 года составляет в Петербурге 11 161 рубль, социальной – 6290 рублей.

По итогам 2011 года социальные обязательства правительства перед горожанами выполнены в полном объеме. Городские социальные выплаты в 2011 году превысили 28 миллиардов 360 миллионов рублей. Свыше 693 тысяч петербуржцев получали ежемесячную выплату, более 1 миллиона горожан получали ежемесячные льготы на оплату жилья и коммунальных услуг - средний размер субсидии вырос до 1070 рублей в месяц.

Впервые за много лет в бюджете Санкт-Петербурга сокращаются не темпы роста доходов, а сами доходы. В общей сложности бюджет города в 2012 году рискует недосчитаться от 20 до 30 миллиардов рублей.

О строительстве социального жилья и территориальном планировании

В 2011 году строители сдали 581 тысячу квадратных метров бюджетного жилья, в том числе – 214 тысяч квадратных метров построено за счет бюджета Санкт-Петербурга. Городская очередь сократилась на 15,5 тысячи семей. Предоставлены квартиры практически всем многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами, вставшим на очередь до 1 января 2011 года. Это 1642 семьи. Правительство города рассчитывает в 2012 году за счет бюджета построить практически в два раза больше жилья – порядка 460 тысяч квадратных метров. В приоритетном порядке будут обеспечены жильем многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами, вставшие на учет до 1 января 2012 года.

Я поддерживаю предложение градостроительного блока разделить все новое строительство на две зоны. Первая зона – где возможности города позволяют создавать инфраструктуру за счет бюджета, вторая – где в ближайшие годы такой возможности не будет. Это прагматичный, но абсолютно честный подход. Строительство дорог, инженерной и социальной инфраструктуры во второй зоне надо вести только за счет инвестора. Кто не согласен – пусть сидит и ждет, пока выкупленное им колхозное поле понадобится городу. Решения при зонировании будут диктоваться только интересами градостроительной политики – индивидуальный подход исключается. Предоставлять землю инвесторам целевым назначением мы будем впредь только в случае острой социальной необходимости.

О реконструкции исторического и создании нового делового центра

В 2011 году правительство Петербурга инициировало разработку специальной комплексной программы по реконструкции исторического центра на 2013–2018 годы. Ее цель – сохранение объектов культурного наследия с одновременным комплексным ремонтом или реконструкцией исторических зданий, а также ремонт и реконструкция дорог и инженерных сетей. По предварительным расчетам, для приведения в порядок только первых 7 кварталов – а это менее 9 процентов территории исторического центра – потребуется порядка 220 миллиардов рублей. Апраксин Двор превратился в настоящий градостроительный тупик. Подземную стоянку по утвержденному проекту там делать нельзя, даже инженерные сети перекладывать нельзя, потому что начнут рушиться корпуса. И как быть? Сносить и потом восстанавливать? Но сколько это будет стоить? Есть предложения сохранить эту зону целиком. И что, вернуть стихийный рынок и торговлю по колено в грязи? Честно скажу, решение пока не найдено. На снос всего Апраксина Двора и сооружение там большого торгового центра я точно не соглашусь. Готов выслушать предложения, если они есть. Давайте вместе искать выход.

Петербургу пора задуматься о создании нового делового центра и о переносе туда административных учреждений. Требования к нему известны – объем деловой застройки не менее 1 миллиона квадратных метров, единая архитектурно-градостроительная концепция. Чтобы привлечь глобальные корпорации, это обязательно должен быть комплекс высотных зданий. Главные условия по логистике – хорошая доступность как внешнего транспорта, так и внутригородского. 100 тысячам работников должно быть удобно добираться туда и на машине, и на метро. Пока есть три подходящих варианта – «Лахта-центр», деловая зона «Пулково» и намывные территории Морского фасада. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, но в любом случае новый деловой центр нельзя размещать в исторической части города.

О расселении коммуналок

 

 

За 10 лет Петербург расселил около 16 тысяч коммунальных квартир – как правило, наиболее интересных инвесторам. Тем не менее к 31 декабря 2011 года в городе еще осталось 104 677 коммуналок. В прошлом году на программу по их расселению было выделено 515 миллионов рублей, было ликвидировано 911 квартир. В 2012 году, при всех бюджетных ограничениях, выделим почти в 2 раза больше – 1 миллиард рублей. А расселим меньше – 750 квартир. Потому что чем дальше, тем хуже качество расселяемого жилья и выше стоимость квадратного метра нового строительства.

Если тенденция сохранится, ленинградские коммуналки и до XXII века доживут. А если говорить о развитии исторического центра Петербурга, то появляется шанс расселить порядка 30 тысяч расположенных там коммунальных квартир.

О медицине

Общие расходы на отрасль составили в прошлом году 71,9 миллиарда рублей. Однако петербуржцы часами сидят к терапевту, неделями не могут записаться к специалистам и месяцами ждут диагностических исследований. Для многих проще набрать «03», из-за чего «скорая» превращается в «поликлинику на колесах». А в петербургских стационарах – 15 процентов необоснованных госпитализаций и кровати в коридорах. Неэффективность первичного звена связана с нехваткой персонала. В среднем и врач, и медсестра работают на полторы ставки, но районные поликлиники укомплектованы на 80–85 процентов. Средняя зарплата у врача-специалиста – 29 851 рубль, у медсестры – 23 582 рубля. Федеральный центр обещает, что начнет присылать студентов-медиков на стажировку и обяжет студентов-бюджетников отрабатывать их обучение в госмедицине. Но сидеть и ждать таких решений мы не будем, а постараемся исправить ситуацию всеми доступными средствами.

 Город столкнулся с угрозой сокращения программы закупок бесплатных лекарств на 2012 год. Чтобы не допустить этого, правительство изменило механизм и сроки проведения торгов. Мы пожертвовали временем, но выиграли в цене. Число участников выросло в десятки раз, на рынок Петербурга пришли новые производители лекарств. Конкуренция получилась такая, что закупочные цены снизились на 25–30 процентов от госзаказа, а экономия на первых же торгах превысила 300 миллионов рублей.

О развитии транспортной инфраструктуры

На 1 миллион 462 тысячи автомобилей у нас 674 тысячи стояночных мест – меньше 46 процентов от потребности. Фактическое количество автомобилей, оставленных на стоянку вдоль центральных улиц в дневные часы, превышает нормативы в 10 раз.

Мы ставим задачу – за 5–7 лет построить в городе не менее полумиллиона новых стояночных мест вне уличной сети. И за счет этого снизить среднюю стоимость хранения машин в петербургских паркингах.

Главной из наземных транспортных задач остается строительство Западного скоростного диаметра. Он для города дороже всего и в прямом, и в переносном смысле. Потратив порядка 120 миллиардов рублей, мы отведем от центра грузовой, да и не только грузовой транспорт. Приоритетным становится и мост в районе острова Серный, поскольку через него доступ к ЗСД получит Петроградская сторона. 

В ближайшие годы Петербург получит станцию метро «Театральная» и три станции на Васильевском острове – «Большой проспект», «Шкиперская» и «Морской фасад». С учетом средств, выделяемых из городского бюджета на строительство продолжения Фрунзенского радиуса и Красносельско-Калининской линии, это будет хороший импульс для нашей подземки.

 

резюме

Придется жить на свои

 

Хотя вчера губернатор ни разу не произнес роковых слов: «Тучные годы кончились!» – эта мысль пронизывала всю его речь и словно отпечаталась огненными письменами на стенах Мариинского дворца. С бюджетом Петербурга ничего страшного пока не случилось: ну что такое потеря каких-то 20–30 миллиардов рублей при общих доходах-расходах под 400 миллиардов? Мелочь. Оставшегося хватит и на социалку, и на коммуналки, и превращение дворцов в резиденции. Беда в другом: тенденция изменилась. Не переедут в обозримом будущем в Петербург новые налогоплательщики федерального масштаба, а те, что имеются – в первую очередь «Газпром нефть», с этого года платят налоги не в месте нахождения офиса, а в местах добычи и переработки газа – отсюда и потеря 30 миллиардов. Не будут сыпаться на город щедрые федеральные трансферты – в Москве прорабатываются планы по созданию госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока с бюджетом в сотни миллиардов рублей, не меньше денег потребует и расширение самой Москвы до Калуги… 

Отныне и долго Петербургу придется жить на свои. А он от этого отвык – о чем не преминул напомнить Георгий Полтавченко, дипломатично заметив, что заслуги в экономических успехах города принадлежат в первую очередь федеральному центру. Со своими у нас не густо: слишком активно в минувшие годы вытеснялись в область промышленные предприятия, сносились торговые зоны, перепрофилировались в бизнес-центры здания КБ и НИИ. Но, с другой стороны, меньше шальных денег – меньше шальных проектов. Появился шанс у Апраксина Двора – его не будут сносить и закрывать стеклянным куполом, потому что, сколько бы ни вложил в это инвестор, не меньше пришлось бы вложить и городу, а он не может себе этого позволить. Аналогично – проект сестрорецкого намыва, который вновь подвергнут экспертизе. Нового подхода потребует проблема коммуналок, потому что переложить ее, как раньше планировалось, на федеральный бюджет вряд ли получится. Нужно, по мнению губернатора, разобраться с финансированием медицины, куда денег закачивается немерено, а к обычному врачу в поликлинике без очереди не попасть. Отсюда же, от нужды, и предложение устроить в центре платные и очень дорогие парковки, и предстоящее повышение цен на общественный транспорт. 

Губернатор старательно подчеркивал, что никакие действительно важные проекты и отрасли не пострадают, но всем было понятно, что прежнего изобилия уже не будет – пришли тощие годы, когда депутатам и Смольному нужно будет думать не только о том, как деньги делить и тратить, но и о том, как их зарабатывать. 

Владимир Владимиров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.