Охота на профсоюзы
На калининградских филиалах «Воентелекома» идет травля принципиальных профсоюзных лидеров
На калининградских филиалах «Воентелекома» идет травля принципиальных профсоюзных лидеров
На калининградских филиалах «Воентелекома» (кстати, именно публикации в «НВ» два года назад спасли эти заводы от уготованного им краха) началась охота на лидеров профсоюзов. Активисты, представляющие интересы рабочих уникальных оборонных заводов, оказываются за воротами своих предприятий. Как утверждают сами преследуемые, немилость руководства они заслужили за свою профсоюзную деятельность.
В 2010 году наша газета писала о критической ситуации, сложившейся на ряде уникальных предприятий оборонного комплекса, когда из-за некомпетентности и амбиций тогдашних руководителей сразу два специализированных предприятия, обеспечивающие ремонт электронного вооружения кораблей БФ, могли потерять ведущих специалистов. В сентябре позапрошлого года местное начальство, не справившись с госзаказом, предложило работникам 69-го и 772-го заводов неприемлемые условия работы и унизительный заработок.
– Квалифицированным специалистам, проработавшим здесь десятилетия, предложили заключить срочные договора на несколько месяцев, перей-
ти на трехдневную рабочую неделю с соответствующей оплатой труда – ниже прожиточного минимума, – пояснил тогда суть конфликта член ЦК межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта, радиомеханик 772-го завода Андрей Кравцов. – Все же приближенные к начальству обеспечили себе высокие оклады и премии, хотя практически завалили работу на предприятии. Люди готовы выйти на улицу, а если их не услышат, то хлопнуть дверью и уйти на гражданское производство, где им будут рады.
Аналогичную картину обрисовала тогда и профорг 69-го завода Маргарита Аторина.
Ситуация на производствах до боли напоминала тяжелые 1990-е. Заводы не работали, цеха простаивали, заказов не было, налогов в бюджеты никто не платил, а семьи рабочих попросту голодали. Даже близких приходилось хоронить в долг…
Тогда серия публикаций в «НВ» вызвала эффект разорвавшейся бомбы. В Калининград сразу же зачастили проверяющие из Рособоронэкспорта и депутаты Государственной думы, члены Комитета по обороне.
После этих визитов начальник 772-го завода Вячеслав Бурлетов не только лишился должности, но и оказался под следствием. Недолго директорствовал и его преемник Николай Григорьев, показавший свое неумение работать в кризисной ситуации. Но помимо административных мероприятий были предприняты и реальные меры помощи пребывающим в стагнации производствам. Предприятия получили необходимые заказы, выполнение которых обеспечивало выход из тупика и соответственно зарплату рабочим.
Оба завода передали из оборонного ведомства в ОАО «Воентелеком». Вот только когда ситуация уже, казалось, выправилась, карательные меры напрямую коснулись профсоюзных лидеров, в свое время поднявших тревогу и поставивших ребром вопрос о критическом состоянии дел в отрасли.
Так на 772-м заводе близкие к прежним директорам руководители первого звена, допустившие совсем недавно откровенные экономические ляпы, оставшись на своих постах, сохранили «близость к телу» нового директора Николая Тамодина. Видимо, чтобы не допустить впредь любых попыток бунта, вечные заместители решили изжить с режимных объектов профсоюзы.
Начало репрессий пришлось на август прошлого года, когда было объявлено о сокращении радиомеханика Андрея Кузовлева – лидера профсоюзного объединения «Трудовые бригады». Но с наскока номер не удался – сокращаемый обратился в суд, и органы Фемиды усомнились в правомочности действий руководства. Месяц спустя рабочий был восстановлен. Но администрация на этом не успокоилась – сократила бунтаря повторно, и сейчас Кузовлев снова вынужден в судах выяснять отношения с начальством.
Урок из неудачного и явно затянувшегося судебного процесса был извлечен. Чтобы не повторять ошибок прошлого, Андрея Кравцова, имевшего за время своей многолетней работы на предприятии только грамоты и благодарности, руководители решили уволить за нарушение трудовой дисциплины.
– Главный инженер Анатолий Новов в конце прошлого года в рабочее время вызывал к себе кабинет работников, требуя от каждого выйти из профсоюза, – рассказывает Андрей Кравцов. – 20 человек под таким прессингом в один день написали заявления о выходе. Я же отмалчиваться не стал. Как не стал молчать в июне 2011-го, когда нам срезали расценки. Тогда я обратился в прокуратуру, и та вынесла протест руководству. На меня же началась системная охота с применением самых подлых методов. Так, начальник цеха в конце декабря прошлого года официально отпускает меня за
подарками детям работников, а через полчаса главный инженер составляет акт о самовольной отлучке…
В начале марта тот же Анатолий Новов нашел возможность узреть в действиях радиомеханика высокой квалификации еще одно грубейшее нарушение, обнаружив на рабочем столе Кравцова… чашку чая. Богатая фантазия руководителя позволила предположить, что распитие распространенного напитка можно квалифицировать как прием пищи в неположенное время. Но, видимо, проконсультировавшись с юристами и осознав, что подобная претензия не выдерживает никакой критики, настойчивый главный инженер откопал пункт в инструкции по охране труда, изданной еще «во времена Очакова и покоренья Крыма». Оказывается, не положено иметь на рабочем столе посторонних вещей! Раз не положено, значит, нарушение. Причем повторное. С Кравцова взяли объяснение и без церемоний указали на ворота.
Выслушать точку зрения руководства предприятия по поводу скоропалительного изгнания профсоюзного лидера корреспонденту «НВ» так и не удалось. Главный инженер Анатолий Новов уже убыл на новое место работы в той же системе, а остальные руководители, оказывается, просто не вылезают с постоянных производственных совещаний. По крайней мере отказ по этой причине следует на каждый телефонный звонок.
…Сегодня уволенный за «неоднократные нарушения трудовой дисциплины» ветеран Афганистана Андрей Кравцов вынужден искать защиту в суде. Несмотря на то что против него выстроена команда квалифицированных юристов (кстати, за бюджетный счет), он планирует победить и восстановиться.
Кстати, не менее напряженная ситуация в Калининграде и на 69-м заводе, где управленческая команда, не стесняясь, выживает Маргариту Аторину. Принципиальный лидер профсоюза встала непреодолимой преградой на пути попыток местного начальства продать часть заводских площадей неким предпринимателям. Скандал поднялся нешуточный, дошел до столицы, и теперь в заводоуправлении особо и не скрывают, что в ближайшее время Маргариту Аторину ожидают поиски справедливости в местных
судах.
Судя по решительным действиям, руководство калининградских филиалов «Воентелекома» просто уверено: единственным препятствием в их безусловно грамотной и общественно полезной деятельности, направленной на повышение обороноспособности страны, являются неуступчивые и принципиальные профсоюзные деятели.