Год с валидаторами. Что дальше?
Какое будущее ждет электронные системы оплаты проезда, которые, едва появившись, вызвали бурю недовольства у пассажиров
Какое будущее ждет электронные системы оплаты проезда, которые, едва появившись, вызвали бурю недовольства у пассажиров
В 2011 году во всех городских автобусах появились валидаторы, то есть устройства, прикрепленные к поручням и призванные заменить кондукторов. Скоро эти приборы мы увидим и в трамваях, и в троллейбусах. А в 2013-м пассажиры смогут их использовать и в маршрутках.
В прошлом году на закупку этой специфической техники город истратил более 200 миллионов рублей. Сумма немалая, особенно если учесть тот факт, что общественный транспорт оказался сразу не готов к тотальной модернизации. Вспомним: в некоторых автобусах валидаторы не работали, билеты продавали все те же кондукторы. В других – плату за проезд принимал водитель, поэтому на каждой остановке пассажиров выпускали только в переднюю дверь, что вызывало бурю возмущений у народа… Сейчас к валидаторам вроде привыкли. Работают они почти везде, кондукторов пока не заменили. Этим, собственно, весь итог многомиллионного эксперимента комитета по транспорту и ограничивается. А что же будет дальше?
В ведомстве пояснили: в идеале система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) должна работать самостоятельно. Пассажиры заходят и прикладывают карточки к валидаторам. А те, у кого нет проездных, идут в салон через переднюю дверь и расплачиваются с водителем. Так должно быть уже в 2014 году.
То есть через полтора года самосознание пассажиров должно в корне измениться, и вместо того чтобы увиливать от оплаты проезда, они начнут делать это по собственной воле, с удовольствием, ну, или хотя бы с пониманием. Звучит по меньшей мере странно и наивно, особенно если учесть, что цены на общественный транспорт в Петербурге растут с удивительным постоянством.
Впрочем, лозунг «Совесть – лучший контролер» здесь не совсем подходящий. Скорее «Доверяй, но проверяй!». Предполагается, что детектором совести пассажиров станут контролеры. В комитете по транспорту пояснили: в них переквалифицируются сегодняшние кондукторы.
– Это будет происходить так: контролер зайдет в автобус, троллейбус или трамвай, заблокирует валидаторы и проверит карточки и билеты у пассажиров, – рассказал официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. – Тех, кто не заплатил, оштрафуют. Пока у нас штраф 100 рублей, но не исключено, что он станет больше.
Если коротко, в этом заключается суть городской реформы оплаты проезда. У транспортного ведомства есть еще и сверхзадачи эксперимента – научить пассажиров платить самостоятельно и наладить более серьезный контроль за пассажиропотоком.
– Мы сможем точно подсчитать, сколько пассажиров проехали на маршруте, и из этого вычислить расходы бюджета на субсидии перевозчикам. Ведь как было раньше: выезжала группа контролеров на базу перевозчика, считала пассажиропоток и предоставляла результаты нам. Проверить было сложно. Теперь за это отвечает электроника, – пояснил Дмитрий Игнатьев.
Но пока картинка выглядит слишком идеальной. В реальности все иначе.
– Уже сейчас в некоторых автобусах эта система работает без кондукторов, пассажиров обилечивает водитель. И что мы видим? – рассказал официальный представитель комитета по транспорту. – Люди садятся в автобус и не торопятся платить. Поэтому водителю приходится собирать деньги на выходе, выпуская всех через переднюю дверь и вызывая недовольство пассажиров. Хотя в «Правилах перевозок», которые висят за кабиной водителя в каждом автобусе, написано: пассажир должен войти в салон и немедленно заплатить.
Можно предположить, что нововведение негативно сказалось на доходах, которые получают транспортные организации. Однако в ГУП «Пассажиравтотранс» сообщили: количество транзакций СЭКОПа приближается к тому, что собирали кондукторы с помощью ручных приспособлений в 2010–2011 годах.
– Положительная динамика в пользовании пассажирами стационарной системой, безусловно, есть. Люди привыкли к ней и пользуются, а к процедуре контроля со стороны кондуктора большинство пассажиров относится с пониманием, – сообщила официальный представитель ГУПа Татьяна Клепикова.
Выходит, что транспортные организации верят в большое будущее «электронных кондукторов». В «Пассажиравтотрансе» ими уже оборудовали 1249 автобусов.