Желающих – много, бизнесменов – мало
Почему большинство россиян хотели бы стать предпринимателями, но очень немногие становятся ими на самом деле
Почему большинство россиян хотели бы стать предпринимателями, но очень немногие становятся ими на самом деле
Почти 80 процентов работающих петербуржцев хотели бы, по данным исследования, проведенного компанией HeadHunter, заняться бизнесом. С одной стороны, это блестящий показатель, доказывающий высокую активность и творческий потенциал наших граждан. Ведь в странах Западной Европы и США аналогичное желание высказывают лишь около 20 процентов трудоспособного населения. С другой стороны – этот же показатель можно расценивать как свидетельство недопонимания рисков и ответственности, связанных с самостоятельным ведением бизнеса. Об этом косвенно свидетельствуют ответы на другие вопросы исследования.Так, в ходе опроса удалось узнать не только число потенциальных бизнесменов, но и их мотивацию. Какова бы она ни была на самом деле, подавляющее большинство – 59 процентов – ответили, что самое главное для них – быть хозяином самому себе. Желание работать на себя, а не на «дядю», самому быть хозяином своего времени понятно и похвально. Но понимают ли те, для кого это главный стимул, что собственный бизнес отнимает у человека намного больше времени, чем работа «у дяди», на которой, отпахав свои 8 часов, можно спокойно забыть о всех делах? Возможность отдыхать по несколько месяцев в году на курортах и приходить в офис к обеду имеют только крупные, состоявшиеся бизнесмены, да и то не все. А вот начинающим и малым приходится крутиться чуть не круглые сутки – искать заказы, контролировать работу подчиненных, объясняться с клиентами и чиновниками. Во многом именно поэтому на Западе, где открыть свой бизнес не проблема, более того, государство создает для этого все условия, люди не рвутся в бизнесмены. Аналогичная, то есть достаточно наивная, ситуация и с денежной мотивацией. Большинство профессиональных бизнесменов действительно получают денег больше, чем наемный работник. Но и финансовые риски у них неизмеримо больше, особенно в начальный период, когда легко потерять не только все накопления, но и жилье, которое приходится продавать за долги. Эксперты отмечают и такую особенность начинающих российских бизнесменов, как стремление немедленно вознаградить себя за труды. Так, открыв, к примеру, ларек и получив первую прибыль, наш предприниматель первым делом покупает себе «мерседес», пусть даже подержанный, а о холодильнике для товаров и оформлении интерьера он подумает после – если будут лишние деньги. Но, наверное, главная причина, объясняющая столь высокую, по сравнению с Западом, увлеченность россиян мечтой о собственном бизнесе, – это меньшая ответственность нашего бизнеса перед государством и обществом. Один из группы вопросов, задаваемых респондентами, касался сферы, в которой они хотели бы работать в качестве бизнесменов. На первом месте оказались «автомобильный бизнес», «строительство/недвижимость» и «продажи», а на последних – «медицина/фармацевтика» и «юриспруденция», хотя именно в последних двух областях специалистов в Петербурге переизбыток. Одно из объяснений – то, что в торговле автомобилями, строительстве-ремонте, обычной торговле нормы закона у нас соблюдаются не сказать чтобы строго. Судя по жалобам потребителей в Роспотребнадзор, по обсуждениям на тематических форумах, у простых граждан масса претензий к автосалонам и автосервисам, к ремонтно-строительным фирмам и магазинам, которые беззастенчиво дурят потребителей. И, что самое печальное, отстоять свои права людям, как правило, не удается. Жалобы не дают результата, а ходить месяцами по судам, чтобы вернуть себе несколько тысяч или даже десятков тысяч рублей, мало кто хочет. И во многом именно поэтому эти и подобные виды бизнеса столь привлекательны для новичков. А вот в медицине и сфере юридических услуг, как говорится, не побалуешь – любая ошибка частного медика или юриста может дорого ему обойтись. Потому и желающих попробовать себя в качестве предпринимателя здесь не так много. К слову, в малом и среднем бизнесе законы нарушаются не только по отношению к потребителям, но и к наемным работникам. Предприниматель может отказать в приеме на работу любому, кто ему не глянулся, а, приняв, может уволить в любой момент, не заботясь ни о реакции профсоюзов, ни об угрозе судебных исков по признакам дискриминации по полу, национальности и так далее. В этом смысле заниматься бизнесом в России не страшно и даже комфортно, что и будоражит умы армии нынешних наемных работников. В то же время опрос опровергает (частично) распространенное мнение, что главное препятствие для занятий бизнесом в России – плохие законы. Лишь 40–42 процента тех, кто имеет собственный бизнес или совмещает бизнес и работу по найму, считают, что законодательство «не помогает и даже мешает». 37 процентов нейтрально отвечают, что «не помогает». А 7 процентов бизнесменов считают, что «помогает». Тогда почему же в Петербурге и во всей России при столь большом числе желающих стать на стезю предпринимательства малый бизнес воистину мал и скромен, в отличие от Европы, где желающих меньше, зато бизнеса больше? Дело не в законах, точнее, не только в них. По данным опроса, половина людей, имевших свой бизнес, отказалась от него из-за финансовых трудностей. Кредиты у нас действительно не дешевы… 22 процента из тех, что отказался от предпринимательской деятельности, назвали причиной административные и бюрократические сложности – остается порадоваться, что на них сослалось такое сравнительно малое количество «неудачников». 15 процентов опрошенных причиной отказа честно назвали несостоятельность идеи, которую они положили в основу своего дела, 14 процентов просто разочаровались в бизнесе или утратили к нему интерес. Какой общий вывод можно сделать из проведенного исследования? Можно предположить, что по мере роста оплаты труда наемных работников количество потенциальных бизнесменов будет у нас сокращаться. Зато те, кто твердо решил осуществить свою мечту (а таких, по международной статистике, в любой стране всего 10–20 процентов), будут понимать, что бизнес – это не только красивая жизнь, а еще и риск, и ответственность.