Раньше город был скучный, а теперь сплошной китч!»
В Балтийском медиа-центре состоялась прогулка по кунсткамере городских глупостей
В Балтийском медиа-центре состоялась прогулка по кунсткамере городских глупостей
Великий комбинатор Остап Бендер (актер Алексей Чуев) искренне изумлен нынешним обликом города на Неве: не увидишь помпезных колонн, фасадов, да и небесная линия куда-то подевалась
На стенах в БМЦ на Каменноостровском, 67, расклеены фотографии разрушенных домов, газетные полосы с кричащими заголовками об утраченном историческом облике Петербурга, о выбрасывающемся на улицы города полиграфическом спаме в виде книжечек о ночном досуге, распродаж и так далее. Здесь же афишные тумбы и щиты с объявлениями разного рода: регистрация, прописка, аренда комнат, эскорт-услуги, оформление больничных листов и гостиничных карт. По залам ходит нагловатая девица, рекламирующая сеанс массажа за три тысячи рублей. Другая девушка пишет мелом на полу объявления, предлагающие дипломные работы за умеренную цену. Собравшиеся ждут открытия… памятника великому комбинатору. Наконец покрывало сдернуто – и перед глазами предстает фигура сидящего Остапа Бендера. По законам жанра памятник оживает и вопрошает, обращаясь к мужчине:
– Любезнейший, какой это город? Это Петербург? Ленинград? Не похож! Это даже не уездный город N! Где фасады, где колонны, где небесная линия? Раньше город был скучный, серый, а теперь яркий, как Лас-Вегас. Сплошной китч!
Так началось мероприятие под названием «Новая кунсткамера: городские глупости и обыкновенный вандализм», которое устроили совместными усилиями Балтийская медиа-группа и петербургский еженедельник «Смена». А помогли им в этом актеры Театра поколений Алексей Чуев, Денис Томилов, Мария Срогович, Николай Фесенко.
– Идея обозначить проблему стремительного изменения города, его превращения в «облепиху» – место, где размещается бесконечная реклама, – пришла не сама по себе, ее подсказала сама жизнь и наши читатели, которые присылают нам фотографии, пишут письма и бесконечно звонят, – сказал заместитель главного редактора «Смены» Валерий Дробот. – Уверен, что средства массовой информации, объединив усилия, при поддержке читателей, общественных организаций, депутатов, политиков смогут добиться того, чтобы наш город не ассоциировался с чем-то рыночным, продажным, вульгарным, искореженным. Чтобы запоминался гостям, туристам красивыми чистыми улицами, а не уличным спамом и билбордами с пошлейшей рекламой пылесоса, на которой красотка предлагает «сосать за копейки». Мы очень хотим, чтобы Петербург действительно соответствовал и содержанием, и формой званию культурной столицы.
Основатель и преподаватель «Школы протокола и этикета» Иван Арцишевский считает, что, если не воспринимать безропотно эту вакханалию с пошлыми, незаконно расклеенными по городу объявлениями, а пытаться как-то противостоять ситуации хотя бы на уровне общественного мнения, тогда можно надеяться на какие-то подвижки, изменения в лучшую сторону.
– Я спросил девушек, которые лепили объявления на исторические стены, не жалко ли им город, а те ответили: «Нет, не жалко – все же клеят», – рассказал публике Иван Арцишевский. – Это позиция населения. А я призываю всех ощущать себя народом, а не населением.
Поддержала призыв Ивана Сергеевича руководитель общественного движения «Санкт-Петербург – духовная столица» Елена Бабич.
– Если не работают законы и идут сплошные нарушения, остается включать только наше общественное сознание, наши нравственные ориентиры, – говорит Елена. – Давайте не проходить мимо всяческого рода безобразий, незаконных акций, будем воспитывать в себе и других неравнодушие к своему городу, к той среде, в которой мы живем, самоуважение.
Мнение заместителя председателя комитета по печати правительства Санкт-Петербурга Алексея Буцайло свелось к тому, что власти, конечно, регулярно обращают внимание на всяческие нарушения в расклейке объявлений, что выработана концепция наружной рекламы. Но победить ситуацию можно только одним способом: дождаться времени, когда люди поймут: донести информацию выгоднее и удобнее не полиграфическим способом, а другим – через интернет, мобильную связь.
Выступавшие в тот день сошлись на том, что законы, которые предусматривают наказание за неправильное использование рекламы, практически не работают, а штрафы, назначаемые в случае каких-то нарушений, слишком малы. Нередко бизнесмены заранее закладывают в статьи расходов предполагаемые штрафы: их заплатить дешевле, чем тратиться на рекламу в разрешенных местах.
Житель Шлиссельбурга Сергей Злотников не уверен, что общественными усилиями можно чего-то добиться, а вот главный редактор «Вечернего Петербурга» Константин Миков считает, что от позиции общества многое зависит. Он привел пример, когда благодаря кампаниям в СМИ лет шесть назад удалось добиться запрета вешать на Невском проспекте уродующие его рекламные растяжки.
В завершение китч-вернисажа артисты Театра поколений показали отрывок из спектакля «Питер-Burg», в котором ангел на шпиле Петропавловского собора, пережив многие бедствия XX века, не выдержал и ушел, оставив после себя поверженный крест, триколор и врученную ему банку из-под кока-колы. Символический крест в деле возрождения культурного облика города без раздумий подхватила Елена Бабич. К ней готовы были присоединиться многие.
Основатель «Школы этикета» Иван Арцишевский призывает всех пожалеть наш город и почувствовать себя не населением, а народом