Аквабусы подорожают вдвое
Неожиданное повышение цен на проезд погубит водные маршрутки как вид общественного транспорта
Неожиданное повышение цен на проезд погубит водные маршрутки как вид общественного транспорта
Во вторник, 29 мая, в Петербурге официально откроется третий сезон водных маршруток. Горожан, рассчитывавших использовать водные такси в качестве ежедневного транспорта, ждет пренеприятный сюрприз: стоимость проезда в них, и так считавшаяся слишком высокой, вырастет – внимание! – почти в два раза. За проезд по Невской (Свердловская набережная – Рыбацкое), Центральной (Свердловская набережная – Университетская набережная) и Приморской (Арсенальная набережная – Старая Деревня) линиям отныне придется платить не 54, а 100 рублей. А цена билета на проезд по Курортной линии (Арсенальная набережная – Кронштадт) теперь и вовсе равняется 200 рублям. При этом детей обещают возить за полцены.
Если подорожание общественного транспорта вызывает простое человеческое возмущение, то здесь еще и шок. Вот так сразу на 100 процентов… Да и за что? За аквабусы, которые за три года своего существования так и не стали альтернативой сухопутным средствам передвижения?
Впрочем, для начала обратимся к чиновникам. Как они объясняют грядущее подорожание проезда в аквабусе? Услышанное не стало сюрпризом – как и в случае с общественным транспортом, в комитетах говорят о соблюдении интересов городского бюджета, к слову получившего в этом году рекордный дефицит – около 50 миллиардов. По словам официального представителя комитета по транспорту Дмитрия Игнатьева, в предыдущие годы город практически полностью брал на себя нагрузку по возмещению убытков перевозчикам. Например, в 2011-м казна компенсировала предпринимателям более 400 рублей за каждого перевезенного пассажира.
В комитете по тарифам, куда каждый год перевозчики предоставляют свои собственные расчеты, подсчитали: при прежних тарифах себестоимость покрывалась не более чем на 30 процентов. А поднимающиеся цены на топливо, уверены чиновники, вообще способны сделать регулярные водные перевозки «золотыми» (километр пути на аквабусе уже сегодня стоит от 155 до 413 рублей).
Придется поверить на слово, ведь для того, чтобы проверить точность цифр, необходимо изучить расчеты. Для этого их нужно сначала получить, что для любого честного налогоплательщика задача практически невыполнимая.
Но камень преткновения, как выяснилось, кроется даже не здесь. Через несколько лет после первого пуска аквабусов в комитетах наконец-то поняли, что водные маршрутки чаще всего используют туристы для того, чтобы сэкономить на экскурсии по рекам и каналам Петербурга. Гостей города можно понять: поездка на аквабусе стоит в десять раз дешевле прогулки на трамвайчике. Они не виноваты в том, что в Петербурге, называющем себя туристической столицей России, все так дорого. Однако это уже совсем другая наша беда.
Вернемся к аквабусам. О том, что они не выполняют функции общественного транспорта, журналисты петербургских СМИ (в том числе и «НВ») говорили не одну сотню раз. И вот чиновники прозрели. Потом возмутились. И со свойственной им оригинальностью придумали выход из положения – в два раза поднять цены на билеты. То есть не наладить схему движения, не увеличить количество маршрутов и самих маршруток, не создать условия предпринимателям или не закупить свой транспорт. Тогда бы и петербуржцы всерьез восприняли начинание, которое со временем окупилось бы сполна. Но для этого нужна работа, сложная и кропотливая.
А что же получится после роста цен? На аквабусах как альтернативе общественному транспорту с высокой долей вероятности можно будет поставить жирный крест.
На этом фоне странным кажется выделение 142 миллионов рублей на субсидии перевозчикам из бюджета с рекордным дефицитом. По сути, город, экономя буквально на всем, спонсирует частную отрасль. Осталось лишь сделать то, что привлечет еще больше туристов. Посадить, например, в аквабусы экскурсоводов, которые пассажирам, мчащимся по воде на огромной скорости, будут рассказывать:
– Посмотрите налево! Это Эрмитаж. Был… Потому что мы его уже проехали.
Вряд ли гости города оценят такие экскурсии – они вернутся к речным трамвайчикам, владельцы которых, к слову, теперь тоже вправе возмутиться и потребовать бюджетные субсидии.
И тогда проект «Аквабус» придется ликвидировать. Так может лучше это сразу сделать, чтобы никого не мучить? А 142 миллиона истратить более разумно: например, на 20 троллейбусов, на 9 современных трамваев или прорыть несколько километров новых тоннелей метро.