«Любовь» удостоилась «Золотой пальмовой ветви»
Режиссер Михаэль Ханеке в фильме «Любовь» достиг той высшей простоты, когда ни у критиков, ни у зрителей нет ни малейших сомнений, что это – шедевр
Ничего не поделаешь, приходится повторить, что главная звезда 65-го юбилейного Каннского фестиваля – дождь. О нем говорили все фестивальные дни, красная дорожка закрытия «прошла» под зонтами. Намокли вечерние платья и прически, но это не отменяло обязательного позирования. Фотографии на каннской лестнице – непременный атрибут праздника. Поэтому стойко улыбались, пройдя под струями воды, Одри Тату, Эдриан Броуди, Настасья Кински, Тим Рот, Жан-Поль Готье в длинной юбке (а как еще одеться эксцентричному модельеру?!), Алек Болдуин, Гонг Ли и еще десятки кинозвезд.
– Пока кинематографисты будут снимать каждый фильм как последний, а зрители смотреть – как первый, никакой дождь нам не страшен, – заверила ведущая торжественного вечера Беренис Бежо, более всего известная по фильму «Артист».
«Любовь» Михаэля Ханеке завоевала главную награду – Золотую пальмовую ветвь. Иначе и быть не могло, хотя в конкурсе было немало сильных картин. Жан-Луи Трентиньян сказал, что в его понимании Ханеке самый великий режиссер из ныне живущих. Эммануэль Рива, партнерша Трентиньяна по «Любви», рассказала, каким счастьем для нее было сниматься у Ханеке. Тяжелый фильм о любви и смерти, по признанию артистов, дался им легко. Режиссер достиг той высшей простоты, когда все компоненты фильма находятся в полной гармонии и у зрителей нет ни малейших сомнений, что перед ними шедевр. Радость переполняла тех, кто на сцене, и тех, кто им аплодировал.
Трентиньян процитировал Жака Превера: «Постараемся быть счастливыми, хотя бы ради того, чтобы дать пример другим».
Однако не со всеми наградами все обстояло так очевидно. Насколько известно автору этих строк, из шести награжденных основными призами картин две совсем не понравились критикам и публике. Это «Реалити» Маттео Гарроне и «После тьмы свет» Карлоса Рейгадаса. У итальянца получилась совсем несмешная сатирическая комедия, у мексиканца – путаное, странное кино, где простая в общем-то история семейного разлада рассказана так замысловато, что нелегко ухватить нить происходящего.
И все-таки именно Гарроне достался Гран-при за его обличительный фильм, обнажающий подоплеку изготовления телевизионных шоу. Возможно, председатель жюри Нанни Моретти решил, что нужно поддержать земляка. Итальянец итальянца без приза не оставит. Два года назад Гарроне получал уже такой же приз за «Гоморру», но тогда это было сильное публицистическое высказывание. «Реалити» значительно слабее.
Впервые звания лучшего режиссера удостоился «каннский любимец» Карлос Рейгадас. Со сцены он с иронией поблагодарил журналистов: практически ни одного хорошего отзыва после премьеры его фильм от прессы не получил. Тем не менее никак нельзя отрицать, что у Рейгадаса есть талант создавать на экране свой особый мир и его режиссерский почерк ни на кого не похож.
Остальные же награды вызвали бурную благодарную овацию в главном фестивальном зале «Люмьер». Мэдс Миккельсен получил малую «Золотую пальмовую ветвь» за главную роль в «Охоте» Томаса Винтерберга. Мощный, актуальный фильм и выдающаяся актерская работа.
Приз за лучшую женскую роль прочили Марион Котийяр за «Ржавчину и кость» Жака Одиара, Николь Кидман с блеском сыгравшей рискованную роль дешевой шлюхи в «Газетчике» Ли Даниэлса. Жюри приняло неожиданное на первый взгляд, но абсолютно справедливое решение. Две дебютантки – Кристина Флутур и Космина Стратан, которых нашел для своего фильма «За холмами» Кристиан Мунджу, – получили свои «золотые веточки» как лучшие актрисы. Антиклерикальная направленность талантливого фильма молодого румынского режиссера, его философская глубина позволили жюри наградить его еще и за лучший сценарий.
Специальным призом жюри отметило «Долю ангелов» Кена Лоуча. Этому удивительному англичанину удается делать фильмы, в которые всегда влюбляются зрители. У него изумительное чувство юмора и редкий талант рассказывать о простых людях узнаваемо, правдиво, с искренней симпатией и сопереживанием. В «Доле ангелов» у неудачника Робби, отправленного на исправительные работы, обнаруживается редкий дар дегустатора. Научившись тонко различать особенности сортов виски, он придумывает хитроумный план, как вместе с друзьями-оболтусами выкачать из охраняемой бочки с дорогущим напитком несколько литров драгоценной влаги, чтобы продать богатею-коллекционеру. Смотреть фильм весело и увлекательно, но есть и горечь от показанной правды жизни. Социальное неравенство и несправедливость – одна из главных тем Лоуча.
За бортом в раздаче наград остался фаворит критиков, особенно российских, таинственный француз Леос Каракс. Он не снимал фильмов целых тринадцать лет, и его репутация юного гения, с которой начиналась его карьера в кино, со временем превратилась в сомнительную славу талантливого маргинала. За годы отсутствия в кинематографе Леос старательно избегал общения с журналистами, из вечного юноши превратился в стареющего печального, пережившего личную трагедию человека. Год назад трагически погибла жена Каракса, русская актриса Екатерина Голубева, ее памяти и посвящен фильм Holy motors. Название практически непереводимо, как и сама история, рассказанная в картине. В белом лимузине по Парижу разъезжает странный человек по имени Оскар, его играет постоянный актер Каракса – Дэни Лаван. За ночь ему предстоит прожить несколько вариантов собственной жизни и смерти, стать то инопланетным существом, то старухой, то миллионером, то бедняком, встретить прошлую любовь и вновь проститься с ней. У Каракса снимались Мишель Пикколи, Ева Мендес и Кайли Миноуг. Ее сцена с героем Лавана, где Кайли поет песню об утраченной любви, – лучшая в фильме.
Престижный приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ получил Сергей Лозница. Его военную драму «В тумане» сразу после Каннского фестиваля покажет «Зеркало» – международный кинофестиваль в Иваново. А Сергей Лозница тем временем отправится в Португалию снимать новый фильм, документальный. Подготовка к новой игровой картине будет долгой. Тема трагическая и сложная – Бабий Яр.
Таисия Игуменцева завоевала главную награду в конкурсе мировых киношкол «Синефондасьон» за короткометражку «Дорога на…». Председатель жюри Жан-Люк Дарденн сказал нашей дебютантке, что, по его мнению, это действительно лучший фильм, и пожелал ей большого будущего. Лучшей стартовой площадки для пути в большой кинематограф нельзя и желать.