В Германии Путина ждут с нетерпением

В большой политике часто бывает так, что большие и хорошо подготовленные мероприятия заканчиваются ничем. Бывает и иначе: короткие переговоры по важному, но вполне рядовому поводу могут предопределить дальнейшее развитие целого континента. К таковым относится сегодняшний рабочий визит вновь избранного президента России в Германию

В большой политике часто бывает так, что большие и хорошо подготовленные мероприятия заканчиваются ничем. Бывает и иначе: короткие переговоры по важному, но вполне рядовому поводу могут предопределить дальнейшее развитие целого континента. К таковым относится сегодняшний рабочий визит вновь избранного президента России в Германию, где Ангела Меркель встретит высокого гостя с военными почестями. Затем, после переговоров с канцлером, Владимир Путин встретится в замке Бельвю с федеральным президентом Йоахимом Гауком, после чего отправится в Париж.

Казалось бы, эта поездка Путина в Германию всего лишь «визитная карточка» вновь избранного руководителя страны, традиционно «вручаемая» коллегам. Но – не на этот раз. Пожалуй, никогда еще визит российского лидера не был столь значимым для будущей конфигурации европейско-российских отношений, как нынешняя встреча Путина с Меркель и Гауком. И вот почему.

Во-первых, еще 10 мая, во время телефонных переговоров лидеров России и Германии, в ходе которых Владимир Путин был приглашен в Берлин, сторонам удалось уйти от «протокольного» формата диалога. По данным инсайдеров, президенту и канцлеру удалось быстро подтвердить договоренности, достигнутые относительно Молдавии двумя месяцами ранее. Теперь, когда времени в распоряжении двух лидеров будет куда больше, ожидается, что Путин и Меркель «сверят часы Берлина и Москвы» по поводу взаимоотношений с Белоруссией и в особенности с Украиной. Конечно, результаты этой беседы не будут отражены в документах по итогам визита, но в соседних государствах их вскоре обязательно прочувствуют.

Во-вторых, переговоры Путина и Меркель пройдут на фоне малорезультативного саммита G8, проходившего в Кэмп-Дэвиде под патронажем президента США Барака Обамы. С одной стороны, форум «родил мышь» – его итоговое коммюнике содержит весьма абстрактные формулировки относительно будущего Европы. С другой – именно в Кэмп-Дэвиде канцлер Меркель получила неприятный афронт – сначала от коллег по «Большой восьмерке», отказавшихся под давлением президента США от политики тотальной экономии. А потом – и от самого Обамы, поддержавшего план нового президента Франции относительно роста еврозоны. То есть плана финансового покрытия немецкими налогоплательщиками бюджетных «дыр» стран – должниц ЕС.

Учитывая малоприятные для Германии итоги Кэмп-Дэвида, а также то, что из Германии Путин отправится беседовать с Франсуа Олландом (в пользу которого Обама сделал выбор на G8), можно констатировать: не столько Путину нужен успешный визит в Берлин, сколько принимающей стороне…

Конечно, сторонам будет легче всего достичь успеха в вопросе увеличения мощностей трубопровода Nord Stream. В эти дни в германской прессе активно муссируется проект прокладки третьей и четвертой ниток «Северного потока» – от российского Выборга до немецкого Любмина. Напомним, до ввода в строй второй части проекта осталось около полугода – 29 мая компания Nord Stream AG начала сварку двух из трех частей второй нитки трубопровода, а уже в июне будут соединены центральная и юго-западная секции «Северного потока». И хотя после этого мощность трубопровода возрастет до 55 миллиардов кубометров в год, потенциал для дальнейшего расширения проекта, по мнению экспертов, все равно будет велик.

Впрочем, вопросы активизации энергетического сотрудничества не потребуют от Меркель и Путина прорывных решений. Не стоит их ждать и от возможного обсуждения темы размещения ПРО в Восточной Европе – здесь последнее слово всегда будет за Америкой.

Много говорят и о том, что канцлер обязательно затронет тему мирного урегулирования в Сирии. По словам официального представителя германского правительства Штеффена Зайберта, она может попытаться уговорить президента РФ усилить международное давление на официальный Дамаск – с тем, чтобы сирийские власти «сделали ставку прежде всего на политический процесс, а не на военные действия».  

Однако, по мнению экспертов, все попытки переубедить Путина в сирийском вопросе, скорее всего, потерпят фиаско. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже заявил, что «Россия не будет пересматривать свою позицию по Сирии, а любые попытки оказать давление на Москву неуместны». Очевидно, выскажется Россия и против ужесточения политических санкций. 

Есть и еще одна тема, активно обсуждаемая немецкими СМИ накануне визита Путина в Берлин. Ее суть – в создании в Европе новой «оси», не связанной идеологемами вроде «трансатлантизма» или «стратегического партнерства», а предельно прагматичной. Речь идет об «оси» Германия – Сербия – Россия, парадигму которой четко сформулировал новый сербский президент Николич: «Для того чтобы сотрудничать с Россией, Германии не нужен ЕС!» Предпосылок для трехстороннего сотрудничества хватает.

Конечно, аналитики не ожидают по итогам встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель сенсационных совместных заявлений. Однако вопросы, пути решения которых сегодня обсудят лидеры двух стран, могут определить развитие Восточной Европы на годы вперед.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.