Хула на Сирию

Почему Запад все активнее раскручивает истерию вокруг этой страны

 

Почему Запад все активнее раскручивает истерию вокруг этой страны

Ситуация в Сирии все больше напоминает канун большой войны. Зверское убийство сотен мирных жителей в деревушке Хула вызвало вакханалию «праведного негодования» в ведущих западных СМИ. Не дожидаясь расследования этого преступления, они огульно обвинили во всех тяжких «кровавого тирана Асада». Власти США, Франции, Бельгии и Австралии уже пригрозили Дамаску суровым «гуманитарным возмездием». Но почему на Западе так громко забряцали оружием именно сейчас, спустя год после начала сирийских волнений? Когда «карающий меч демократии» настигнет очередную ближневосточную жертву? И не перерастет ли этот конфликт в масштабную региональную войну с участием Ирана?  

По образцу югославской трагедии

Не нужно быть политологом, чтобы разглядеть в последних событиях вокруг Сирии приметы хорошо знакомого всем сценария «гуманитарных войн XXI века», отточенного в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии. «Руку мастера» не спутаешь ни с чем: сначала правозащитники бьют в набат в связи с гибелью невинных детей, затем СМИ шокируют обывателя репортажами о «зверствах тирана», после чего западные политики, изображая на лицах вселенскую скорбь, призывают к войне против очередного «исчадия ада». И не дай бог усомниться в официальной версии – скептика моментально подвергнут моральному террору! 

Прологом к нынешней, более острой фазе сирийского конфликта послужили страшные события в деревне Хула (пригород города Хомса), где в ночь с 25 на 26 мая были зверски убиты 108 мирных жителей, из которых почти половина – маленькие дети. В пекле гражданской войны, когда брат идет на брата, трудно разобрать, какая именно из сторон несет ответственность за это злодеяние. Но если следовать классическому принципу римского права «Ищи, кому выгодно!», то властям Сирии меньше всего нужен сейчас такой скандал. 

– Трудно представить себе, чтобы руководство Сирии было заинтересовано в произошедшем инциденте, – полагает заместитель постпреда РФ при ООН Александр Панкин. – Это подрывало бы работу спецпредставителя Кофи Аннана, на визит которого все возлагают большие надежды. Все, что случилось, требует тщательного расследования.

События в Сирии выглядят как «кавер-версия» югославской трагедии 1999 года. Тогда поводом к иностранному вмешательству послужила резня в косовской деревушке Рачак, в которой «сербские каратели» якобы замучили до смерти 45 мирных албанцев. В 2008 году Независимая международная комиссия установила, что это были боевики Армии освобождения Косово, чьи трупы специально сложили в ряд и показали по западному ТВ для оправдания будущих бомбардировок Белграда. Но кого это уже волновало по прошествии почти десяти лет? Не исключено, что спустя годы мы узнаем всю правду и о событиях в сирийской деревне Хула, но сейчас она не интересует никого, ведь речь идет об оправдании будущего «крестового похода» против Сирии. 

Пользуясь истерией в СМИ, западные политики больше не стесняются бряцать оружием и призывать к «карательной операции» против «разнузданной тирании». Новый президент Франции Франсуа Олланд, перенимая «наполеоновскую треуголку» из рук своего недавнего соперника на выборах Николя Саркози, в интервью телеканалу France 2 грозно заявил, что не исключает участия в войне против Сирии. Правда, при условии, что на то будет благословение Совета Безопасности ООН. А начальник комитета объединенных штабов США Мартин Демпси признал, что «Пентагон готов в любой момент разработать план военного вмешательства в конфликт в Сирии. В случае необходимости мы представим различные сценарии военного вмешательства».  

Запад повышает ставки в «сирийской игре»

Но почему именно сейчас события в Сирии, где кровь льется уже больше года, вызвали столь острый международный резонанс?  

– Смена западной политики на «сирийском фронте» связана с крахом предыдущей стратегии в этой стране, направленной на расшатывание режима Асада изнутри, – утверждает известный востоковед Лев Вершинин. 

Действительно, Сирия оказалась «крепким орешком», который не удалось расколоть, используя бурлящую энергию первой волны «арабской весны». Не оправдались надежды Запада и на предательство внутри сирийской элиты – никто из ее членов в обмен на определенные бонусы не согласился сдать Башара Асада, как поступили с престарелым «фараоном Мубараком» египетские генералы. В Сирии этот номер не прошел потому, что местная верхушка состоит главным образом из представителей религиозных меньшинств – алавитов и христиан, которые в случае победы революции неизбежно окажутся один на один с взвинченным суннитским большинством. 

Однако к пониманию того, что единственный гарант мира и стабильности в Сирии – это действующая власть, за истекший год пришло и большинство рядовых сирийцев. Еще в марте 2011-го в стране были сильны оппозиционные настроения – только ленивый не поносил Башара Асада за чудовищную коррупцию, кумовство и авторитарные замашки. Но за прошедшее время так называемые оппозиционеры, большинство из которых – иностранные боевики, настолько утомили всех своими «художествами», что коррумпированный режим показался большинству сирийцев наименьшим злом. 

В свою очередь, Башар Асад извлек уроки из ошибок Мубарака и Каддафи и с помощью успешного тактического маневра переиграл вооруженную оппозицию. С одной стороны, он дал решительный бой террористам, не допустив превращения Хомса в «сирийское Бенгази» и практически полностью восстановив контроль над страной. Параллельно сирийский лидер пошел на энергичные демократические реформы – принял прогрессивную конституцию, привлек на свою сторону вменяемых представителей оппозиции и даже провел свободные парламентские выборы. 

В итоге к началу мая страны Запада, Турция и нефтяные монархии Персидского залива оказались в весьма затруднительном положении. Еще немного – и Башар Асад окончательно бы отбил натиск своих богатых и влиятельных «друзей». Так что же делать? Видя надвигающийся крах, лидеры «антисирийской коалиции» решили поменять стратегию и повысить ставки в сложнейшей «ближневосточной игре». 

Сначала они взяли тайм-аут и подписались под планом Аннана, предусматривающим приостановление гражданской войны между властью и оппозицией. Соблюдая условия перемирия, Башар Асад вывел из большинства сирийских городов правительственные войска, что позволило террористам вернуться на утраченные позиции, а их спонсорам – щедро снабдить их оружием и деньгами. Параллельно «друзья Сирии» навели порядок в рядах оппозиции, сделав ставку не на респектабельных либералов при галстуках, а на отмороженных исламистов с натовскими винтовками. По мнению экспертов, именно с этим, по-видимому, связан недавний уход «парижского интеллектуала» Бурхана Гальюна с поста лидера «Сирийского национального совета». 

 Наконец, Запад и арабские монархии стали перебрасывать воинский контингент непосредственно к сирийской границе – и вот уже Башар Асад забил тревогу в связи с концентрацией вражеских войск в соседней Иордании. Теперь требовалось лишь какое-нибудь громкое и кровавое событие, призванное показать всему миру, что правительство Сирии сорвало план Аннана и что с ним можно разговаривать лишь на языке силы. Собственно, именно эту функцию и выполнила резня в деревне Хула. 

Вмешается ли Иран в сирийский конфликт?

В том, что маховик агрессии против Сирии уже запущен, большинство экспертов не сомневаются, – вопрос лишь в сроках начала очередного «крестового похода». С одной стороны, огромное количество факторов заставляет противников Башара Асада форсировать события. Так, в Европе и США поднимается вторая волна мирового финансового кризиса, и для отвлечения внимания беднеющих народных масс нужно какое-нибудь крупное геополитическое потрясение. Однако не меньше факторов работает против скорейшего начала сирийской авантюры. 

– Не секрет, что в ноябре в США пройдут важнейшие президентские выборы и Барак Обама будет выстраивать свою политику на Ближнем Востоке таким образом, чтобы война не помешала ему переизбраться на второй срок, – полагает политолог Павел Святенков. – Здесь многое будет зависеть от позиции Ирана: если «режим аятолл» вмешается в конфликт и превратит его в региональную бойню, то Вашингтон, скорее всего, повременит до следующего года, а если он бросит на произвол судьбы своего единственного союзника, то НАТО может отважиться на очередной локальный конфликт по образцу Ливии. 

 По мнению экспертов, на протяжении всего 2012 года Запад активно работал на то, чтобы вынудить Тегеран самоустраниться от сирийских событий, используя метод кнута и пряника. Так, США ввели в Персидский залив дополнительный воинский контингент и грозили иранцам войной в случае перекрытия Ормузского пролива, по которому идет транспортировка более половины мировой нефти. Однако совсем недавно США пошли на беспрецедентный шаг – признали за Ираном право на мирную ядерную программу, что еще полгода назад казалось чем-то из области политической фантастики.

– Эта ситуация ставит иранцев в крайне сложную ситуацию, учитывая, что, по данным израильской разведки, им остается примерно год до создания собственного атомного оружия. Они оказываются перед непростой дилеммой: или сейчас защищать своего единственного союзника, но без бомбы, или в 2013-м получить бомбу, но оказаться лицом к лицу с гигантской враждебной коалицией, – считает востоковед Александр Сотниченко. 

Похоже, что свой выбор Иран уже сделал – его официальные лица заявили, что иранские спецподразделения воюют в Сирии, и пригрозили Западу переводом конфликта в ранг кровопролитной войны на всем Ближнем Востоке. 

– США все никак не уяснят, каково их место в регионе, – заявил на днях спикер иранского парламента Али Лариджани. – Последствия организации «второго Бенгази» в Сирии отразятся и на Палестине. И тогда пепел от костра накроет «сионистский режим». 

Сроки начала западного «крестового похода» против Сирии будут во многом зависеть от того, удастся ли антисирийской коалиции получить от ООН лицензию на убийство еще одного суверенного государства. Но для этого США и ЕС нужно убедить Москву «правильно» проголосовать в Совете Безопасности, что они и пытаются сделать с помощью морального давления, обвиняя РФ в потворстве диктатору-детоубийце. Однако Россия, хочется надеяться, все же продолжит проявлять принципиальность на «дипломатическом фронте». Ведь сегодня речь идет вовсе не о стремлении продемонстрировать Западу «вставание с колен», поиграть «великодержавными мускулами» или сохранить выгодные оружейные контракты и военно-морскую базу в Сирии. Как слабое звено современного миропорядка, Россия меньше других заинтересована в окончательной смерти международного права, ведь оно единственный фактор, мешающий превращению мировой арены в джунгли, где действует право «короля зверей» навязывать всем свою волю. Мы не самая сильная особь, чтобы вести в них борьбу за существование. Будучи основателем ООН и постоянным членом Совета Безопасности, Россия к тому же играет особую роль в сохранении международного права и поддержании мира на планете. А это требует от нее высокой степени ответственности и принципиальности.

свидетельство очевидца 

«Сирийцы готовы защищать свою землю»

Востоковед-арабист и публицист Анхар Кочнева в конце 2011 года покинула Москву и переехала жить в Дамаск, чтобы, по ее собственному признанию, «видеть ситуацию изнутри и говорить людям только правду». Бомбежки, теракты, частое отсутствие света и прочие бытовые неудобства не пугают эту храбрую женщину. Анхар продолжает руководить туристической фирмой «Иорданский клуб», который организует поездки на Ближний Восток, и значительную часть времени ведет популярный блог. Обозреватель «НВ» связался с ней вскоре после страшных событий в деревне Хула, чтобы узнать подробности произошедшего. 

– Анхар, что, по вашим данным, произошло в этом селе? 

– Во-первых, хочу рассказать о том, что часто называется «причиной» для военного вторжения в Сирию. Сейчас уже есть официальные документы, видеозаписи самой резни, из которых ясно, что в деревне Хула действовали бандиты, которые убивали людей – сторонников президента. Из 108 человек, которые были убиты, 62 человека носят одну и ту же фамилию. Все 32 убитых ребенка были членами одной семьи, остальные – члены двух других семей. Скажите: разве такое возможно при артобстреле? 

Что самое интересное, в Хуле были специально вырезаны 3 конкретные семьи сторонников президента, отказавшиеся переходить на сторону восстания. Один из убитых занимал важную должность в парламенте. 23-го его назначили, а 25-го – вырезали всю семью. На руках у детей были найдены сирийские государственные флаги – «оппозиционеры» обычно такие не носят. 

– Что происходит в Дамаске? Боятся ли люди иностранной интервенции? 

– А чего нам бояться? В случае чего армия сможет оказать неприятелю достойное сопротивление. Но ведь натовцы не будут воевать как армия с армией, они будут нас нещадно бомбить. А сами сирийцы говорят: «Путь только сунутся. Мы будем защищать свою землю – нам ведь нечего терять!» В хорошем смысле сирийцы – это те советские люди, которыми мы когда-то были. Каких-то специфических приготовлений на фоне последних событий мы не видим. 

– Как сирийцы относятся к России? 

– Очень хорошо! По сути, только на Россию они и надеются. На днях я показывала Дамаск российским журналистам. Когда мы куда-то приходили, народ поглядывал на нас с настороженностью – после всех этих событий людей с европейской внешностью здесь немного недолюбливают. Но стоило сказать: «Мы из России», как сирийцы расплывались в улыбках, подходили к нам и давай обниматься. «Спасибо, Россия! Только ты нас и поддерживаешь», – говорили они.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.