«Звезды белых ночей» раскрыли главную интригу
«Главный музыкальный фестиваль лета» начался с громкой премьеры в Мариинском театре и продолжился выступлениями знаменитостей – отечественных и зарубежных
«Главный музыкальный фестиваль лета» начался с громкой премьеры в Мариинском театре и продолжился выступлениями знаменитостей – отечественных и зарубежных.
Первой сенсацией, которую преподнес форум в первый же вечер, стала опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке известного британского режиссера Грэма Вика. Ее концепцию руководство театра, по настоянию постановщика, до последнего держало в тайне и на репетиции посторонних не допускала. Хотя все прекрасно понимали, что поставить эту оперу по-современному и не затронуть политических реалий новейшего времени просто невозможно. Так, например, не смог отказать себе в этом несколько лет назад художественный руководитель другого петербургского оперного театра – Юрий Александров, выведший на сцене образ Бориса Ельцина.
В постановке британца много довольно смелых моментов. Прямо с первой сцены – она происходит в зале заседаний Государственной думы, со стены которого, по всей видимости, только-только сняли советский герб, оставивший после себя отпечаток. По залу слоняются люди – этакая серая масса, из которой «выглядывают» то чьи-то леопардовые леггинсы, то джинсовая мини-юбка, то челночные сумки. «Из-под палки» появившегося ОМОНа они начинают умолять царя остаться. Царь их просьбам не внемлет, впрочем, этим никто не огорчен, так как никому, собственно, никакого дела ни до чего нет. Важно лишь, чтобы хлеб был.
Под звон колоколов картина преображается: со стен слетают пыльные покрывала, обнажая церковный интерьер. На ступенях перед иконостасом мужчина в деловом костюме примеряет шапку Мономаха. Это и есть Борис Годунов (его роль на премьере блистательно исполнил Евгений Никитин). После коротких раздумий царь дает волю нахлынувшим эмоциям и отправляется отмечать «новую должность», швыряя в толпу купюры (уж не эта ли сцена вдохновила Павла Дурова, на днях кидавшего прохожим из окна офиса «ВКонтакте» пятитысячные банкноты?)
Далее буйство режиссерской интерпретации только растет: монах пишет летопись на ноутбуке, полиция ловит Лже-дмитрия в борделе, ОМОН избивает народ на ступенях храма, когда тот устраивает демонстрацию с требованиями хлеба...
Завершается постановка все в том же зале Государственной думы, только уже чистом, покрашенном и с российской символикой. Одна лишь досада: на стене кто-то намазал красной краской слова: «Народ хочет перемен!» Здесь и завершается трагическая история царя Бориса.
– Я не считаю, что мир оперы сегодня нуждается в том, чтобы делать работу журналистов и приближаться к новостным передачам, – прокомментировал премьеру художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев, стоявший за дирижерским пультом. – Но у хорошего режиссера это может произойти с должной остротой.
На этом громкие события в программе фестиваля не закончились. В Концертном зале театра фестиваль «Звезды белых ночей» открыло выступление московских звезд – Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой в композиции музыкальных номеров и текста к спектаклю Камерного театра «Египетские ночи», созданной Сергеем Прокофьевым. Правда, гораздо большим событием вечера стало блистательное выступление солиста Мариинсого театра Сергея Семишкура, исполнившего «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского. Столь проработанного, прожитого, прочувствованного концертного выступления вокального цикла в Петербурге не было давно. И не удивительно, что выступление Сергея с оркестром под управлением Валерия Гергиева было воспринято публикой даже с большим энтузиазмом, чем спорная трактовка драматическими артистами истории Клеопатры.
Фестиваль продолжается.