Людмила Фомичева: «Мы – часть гражданского общества»
Глава Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказала о проблемах и планах на будущее журналистского сообщества
Ровно год назад Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области избрал своим новым лидером журналистку Людмилу Фомичеву, президента информационного агентства «Интерфакс – Северо-Запад». О переменах в союзе, о его проблемах, делах и планах, о росте численности организации Людмилу Фомичеву расспрашивает Игорь Сидоров, возглавлявший журналистскую корпорацию в 1994–2001 годах.
– На съезде годичной давности тебя избрали председателем союза практически единодушно. Ты, можно сказать, стала для делегатов съезда кандидатом надежды. Что удалось сделать за прошедший год?
– На съезде о проблемах журналистского сообщества говорили много и страстно, и мы, конечно, с новым правлением сделали для себя выводы и поставили перед собой задачи – не какие-то фантастические, только реальные. И по большей части сумели добиться их реализации. Для начала скажу, что число членов союза выросло за год на 150 человек. И это показатель, что союз нужен и новичкам, и профессионалам. Например, сегодняшний журналист остро нуждается в повышении своего профессионального уровня – об этом тоже шла речь на съезде. Нашли денег и создали журналистский профи-центр. В рамках профи-центра провели четыре интереснейших семинара по таким важным для современного журналиста темам, как политический консалтинг, деловая и блогерская журналистика. Выступали на них не только теоретики журналистики, но и практики, которых непросто заманить где-то выступить, – редактор петербургского бюро газеты «Ведомости» Анна Щербакова, главный редактор «Фонтанки.Ru» Александр Горшков, известные блогеры.
Теперь впереди – медиафорум. Что-то вроде научно-практической конференции, на которой хотим обсудить проблемы отрасли. Что происходит сейчас с нашей прессой? Что с ней будет? Такое коллективное осмысление процессов, с которыми мы сталкиваемся, чрезвычайно важно. А вообще, все, что мы делали на протяжении прошедшего года, – это совершенно земные, но абсолютно необходимые для профессионального сообщества вещи. Совместно с Молодежным театром возобновили традиции новогодних елок для детей членов союза – 250 детей и 200 родителей, интерактивные игры, общение, спектакль, подарки… Все замечательно, коллегам очень понравилось! В рамках городской Рождественской ярмарки совместно с компанией ТГК-1 провели Новогодний бал прессы на катке в Таврическом саду…
– Мне было особенно приятно узнать о возобновлении прерванной традиции – родилась она еще в 1990-е, как раз в годы моего председательства.
– Да, помню, я бывала на тех балах. Проходили они в Домжуре, масштабы их были ограничены возможностями нашего дома, но я уверена, что такие корпоративы жизненно необходимы профессиональному сообществу: работающие много и без выходных люди должны иметь возможность отдыхать, общаться в неформальной обстановке.
Наконец, наше «Золотое перо». Я впервые проводила его, это было непросто, но конкурс состоялся, и мы проводили его не для кого-то – для журналистов.
– Многие обратили внимание, что на «Золотом пере» на этот раз не было первых лиц Санкт-Петербурга и Ленинградской области, почему?
– Просто финал конкурса практически совпал со сменой власти в Петербурге. Я думаю, новому губернатору всегда нужно некоторое время для того, чтобы осмотреться в своем хозяйстве, расставить приоритеты. Может быть, новая команда не сразу оценила в полной мере значение СМИ в северной столице. Но это как раз нормально.
– Я не случайно задал этот вопрос. Журналистов города и области, естественно, волнует судьба Дома журналиста на Невском, 70, – в его спасении серьезную роль сыграла прежняя команда Смольного. Сохраняют ли свою силу достигнутые тогда договоренности с приходом в город нового руководства?
– Да, полностью сохраняют. И тем не менее судьба нашего многострадального ДЖ – главное, что отнимает силы и здоровье. Дом уже давно нуждался в реконструкции. В 2004 году здесь начали реставрацию парадных залов третьего этажа, но грянул кризис, и в 2008 году реставрацию приостановили. Самое ужасное, что реставрацию КГИОП проводил за огромные деньги без подводки инженерных коммуникаций, без ремонта крыши, осушения подвалов, – чистовую, красивую работу делали в ветхом здании. А тут еще продали здание по соседству: когда начался его демонтаж, наш дом начал трещать – лестницы, парадные залы… больно смотреть! Потом соседнее здание перепродали компании ЛСР, и она срочно стала там возводить новый дом взамен разрушенного.
Я написала тревожное письмо Георгию Сергеевичу Полтавченко с просьбой срочно начать противоаварийные работы. До этого уже было решение предыдущего губернатора – выделить в бюджете города деньги на проект, а в дальнейшем и на реконструкцию ДЖ. Результатом моего обращения стало несколько серьезных совещаний – я была на всех. Меняли подрядчиков, уточняли сроки. Сейчас город обещает полностью отреставрировать Домжур к 2015 году и, как мы предполагаем, передать его в пользование союзу.
– Журналисты знают, что сейчас союз на время ремонта уезжает с Невского, 70. Не секрет, что в нашем сообществе открыто высказываются сомнения относительно того, сможет ли вообще союз вернуться в отреставрированный Домжур. Особняк на Невском проспекте, да еще в идеальном состоянии – лакомый кусочек.
– Конечно, такие соображения болезненно тревожат наше журналистское сообщество. На одном из последних заседаний секретариата прямо поднимался вопрос – дает ли город гарантию, что союз вернется в Домжур? Мы решили направить губернатору письмо, в котором, с одной стороны, выразим благодарность за оперативное начало противоаварийных работ, а с другой – попросим подтвердить, что дом после завершения ремонта будет возвращен союзу, который живет тут с 1976 года. Сейчас дом стал на противоаварийный ремонт, в августе будет готов проект его реконструкции.
– Каким он будет? Еще с 1990-х годов существует идея устройства в доме красивого атриума, в котором можно было бы проводить публичные мероприятия, – таких привлекательных объектов на Невском пока мало.
– Проект делает конструкторское бюро высотных и проектных сооружений, с ним подписан контракт. Бюро обещало в ближайшее время представить проект журналистам на обсуждение. Пока мы до конца будущего облика Домжура не знаем. Знаем только, что внешний вид здания полностью сохранится, изменения произойдут внутри. Естественно, хотим обсудить их до того, как проект будет утвержден и пройдет все экспертизы. Чтобы нас не ставили просто перед фактом, мы намерены подробно рассказать проектировщикам, каким журналисты хотят видеть свой дом. Мы хотим, чтобы в ДЖ кипела жизнь, чтобы люди здесь могли работать, учиться, отдыхать, проводить концерты, капустники, корпоративы… В Домжуре должны появиться медиацентр, электронная библиотека, залы для работы. Словом, дом должен зажить полноценной жизнью. И это будет не только в интересах журналистского сообщества, но и в интересах всего города.
– Что будет с Домом творчества журналистов в Репино?
– Да, дача союза в Репино – это такое «намоленное» место, где отдыхали и творили выдающиеся журналисты, например Матвей Фролов, Лазарь Маграчев, Михаил Куртынин. И находится оно в ужасном состоянии. Прежний деревянный дом сохранить, к сожалению, невозможно. После выездного заседания секретариата совместно с комитетами по печати и строительству решили возвести там современный двухэтажный корпус, где наши ветераны и блокадники, просто члены СЖ смогут отдыхать круглый год. Будут там и помещения для проведения творческих семинаров.
– Я хотел бы вернуться к вопросу о взаимоотношениях нашего сообщества с властью. В те же 1990-е, когда город начал выделять прессе гранты на развитие общественно значимых медиапроектов, журналисты задавали тон в комиссиях, принимающих решения о выдаче таких грантов. Потом, как это ни странно, СЖ был практически отстранен от принятия таких решений. Как обстоят дела сейчас?
– Тут как раз наметились очень позитивные сдвиги. Смольный возвращает практику, при которой журналисты входят в комиссии по распределению грантов и субсидий для СМИ. Предложения по конкретным кандидатурам мы дали, движение навстречу есть, плотно работаем с комитетом по печати. Да и сами сейчас будем подавать заявку на грант – хотели бы реализовать с помощью города концепцию обновленного сайта Союза журналистов. В свое время у союза была своя корпоративная газета, но печатные СМИ сейчас уходят на второй план, мы хотим развивать интернет-ресурс нашей корпорации. Сайт стал неотъемлемой частью жизни союза. Мы хотим развивать и продвигать этот ресурс.
– Помимо материального, помимо насущного – что более всего волнует сейчас лидера профессиональной корпорации?
– Внутри сообщества нет этического кодекса. Об этом в среде нашей корпорации говорят с давних пор. Нет общепринятых стандартов профессии, и за коллег порой бывает стыдно. Хочется, чтобы наш журналист был более образованным, воспитанным, чтобы он постоянно повышал свое профессиональное мастерство. Раньше в прессе ценились умение работать со словом, энергия пера, умение писать в различных жанрах. Сейчас многие жанры вообще умерли. Журналист использует вторичную информацию и уверен, что это нормально. А это ведь означает резкое снижение уровня профессии, ухудшение ее имиджа, общественного статуса.
И еще: журналисты разобщены, у них нет общей идеи. А наше сообщество способно не просто формировать общественное мнение, но и влиять на принятие серьезных решений. Именно с помощью СМИ было перенесено место строительства «Охта-центра». Или вот есть у нас общая идея – сохранение исторического центра Санкт-Петербурга. Канал 100 ТВ проводил на эту тему телемарафон и показал здания, которых лишился город, – меня этот перечень уничтоженных зданий потряс. У нас такой необыкновенный город, а мы, имея в руках четвертую власть, его теряем, не чувствуя ответственности перед детьми и внуками.
– Можешь ли ты коротко сформулировать смысл и цель существования нашего союза сейчас, в десятые годы нового века?
– Мы – профессиональное сообщество, имеющее ясную общую цель: быть частью гражданского общества и достойно отстаивать его интересы.
досье «нв»Людмила Фомичева родилась в Ростове-на-Дону. Училась на отделении журналистики филологического факультета Ростовского государственного университета и окончила его в 1971 году.
Первым местом ее работы стала газета «Новый путь» в Бокситогорске, в которой Людмила Дмитриевна была простым корреспондентом. Следующим этапом в ее карьере была должность главного редактора газеты «Балтийский луч» в Ломоносове. Затем она пришла работать в петербургское отделение ИТАР–ТАСС, где была обозревателем и выпускающим редактором.
С февраля 1994 до лета 1996 года Людмила Фомичева работала пресс-секретарем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, после чего снова вернулась в ИТАР–ТАСС.
В апреле 1999 года она стала пресс-секретарем генерального директора пивоваренной компании «Балтика», в 2002 году ее назначили на должность советника и пресс-секретаря председателя Совета Федерации Сергея Миронова. А с 2003 года Людмила Фомичева является президентом ЗАО «Интерфакс-Северо-Запад».
Она вступила в Союз журналистов России в 1974 году и вскоре после этого вошла в правление Санкт-Петербургского союза журналистов и Северо-Западного отделения Российской ассоциации специалистов по связям с общественностью. 4 июня 2011 года на VII съезде Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области была избрана его председателем.
В 2000 году получила Гран-при профессионального конкурса «PRоба-2000» в номинации «PR-менеджер года». Также была лауреатом конкурса на лучшие публикации, посвященные 70-летию Ленинградской области. Имеет звание «Заслуженный работник культуры РФ». Несколько раз входила в состав жюри конкурса «Золотое перо», является автором многих книг, статей и сборников.
Замужем, воспитывает дочь и сына.