В армию – не по принуждению, а по зову сердца

Молодые петербуржцы все чаще стараются пойти на службу. Кто – по собственным убеждениям, а кто – ради льгот и перспектив

Престиж срочной военной службы в Петербурге неуклонно растет. Как выяснил корреспондент «НВ», молодые люди все чаще предпочитают добровольно отдать долг Родине, чтобы потом не иметь проблем с законом и совестью.

По словам начальника отдела призыва и набора граждан на военную службу военного комиссариата Петербурга Рефата Аппазова, количество уклонистов нынешней весной сократилось даже по сравнению с осенью прошлого года. В городе активно избегают призыва всего 24 человека. Материалы по ним уже отправлены в следственные органы. Еще около 10 тысяч призывников пока не получили повестки, так что официально уклонистами считаться не могут. Но и здесь улучшение ситуации заметно невооруженным глазом. Еще осенью таких молодых людей было 15 тысяч.

– У нас вокруг армейской службы идет какой-то странный негатив, – говорит Рефат Аппазов. – Ребята зачастую боятся получать повестки, потому что их в прямом ­смысле ­слова запугивают дедовщиной, рассказами о неуставных отношениях и так далее. А если посмотреть, кто больше всего усердствует в этом направлении, то мы увидим: это организации, живущие на деньги зарубежных фондов (они даже в своих брошюрах не стесняются указывать на это), и различные «правозащитные» фирмы. Последние кровно заинтересованы в том, чтобы в Петербурге было как можно больше не желающих служить парней. А все потому, что они оказывают призывникам платные услуги. И стоит это очень недешево – в районе 75 тысяч рублей. Если у родителей нет таких денег, им предлагают заключить кредитный договор.

То есть юристы фактически живут за счет облапошенных призывников. И деньги по кредиту им придется выплачивать даже в случае призыва.

Если у нас отменят призыв и армия перей­дет полностью на контрактную основу, эти дельцы первыми станут кричать о том, что его необходимо срочно вернуть, уверены в отделе по работе с органами военного управления петербургского комитета по законности и правопорядку. Сейчас же они имеют возможность затягивать через обращение в судебные инстанции призыв до 150 человек в сезон. Как правило, поверившие адвокатам призывники через несколько месяцев все равно отправляются к местам несения службы, зато теряют время и деньги.

В качестве примера можно привести историю одного петербургского призывника, который очень долго бегал от военкомата, но в итоге все равно отправился в военную часть. Парня нашли, послали в Каменку – часть с весьма скверной репутацией. Пару недель назад чиновники связывались с этим молодым человеком. Спрашивали его как служится, нет ли жалоб. Оказалось, что никаких проблем у парня нет, как нет и неуставных отношений. Жалеет только, что раньше не ушел служить, сейчас бы уже на гражданке был.

По словам экспертов, изменить ситуацию с уклонистами и гражданами, избегающими всеми силами получения повестки, позволит окончательное внесение изменений в Федеральный закон о воинской обязанности и службе, который сейчас продолжают рассматривать депутаты Государственной думы. По нему, в частности, граждане в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе или не имеющие отсрочки, обязаны явиться в военкоматы в течение двух недель с момента выхода приказа о призыве.

Но это лишь часть изменений. Эксперты уверены, что меры принуждения – не самый лучший вариант решения проблемы. Гораздо более эффективными выглядят другие меры, прописанные в документе. Например, предлагается сохранять рабочее место и должность гражданина на период его службы. Также планируется вводить дополнительные квоты для отслуживших ребят на бюджетные места в высших учебных заведениях. А кроме этого – ввести приоритетное право на занятие государственных должностей для тех, кто выполнил свой долг перед Родиной.

Впрочем, многие петербуржцы сегодня предпочитают отслужить добровольно и без измененного закона. Особенно это заметно по студентам, которые отправляются в войска, не получив диплома.

– Это очень дальновидные молодые люди, – считает Рефат Аппазов. – Они все грамотно рассчитали: сначала отслужат, а потом закончат вуз и устроятся на работу.

О росте самосознания молодых петербуржцев говорит и тот факт, что все чаще сотрудникам городских военкоматов приходится отстаивать свои решения в судах по искам тех… кого признали негодными к службе!

– В прошлом году парень не прошел призывную комиссию и тут же подал в суд, считая, что его признали негодным к службе неправильно, – продолжает начальник отдела призыва и набора граждан на военную службу военного комиссариата Петербурга. – Другой призывник не проходил по зрению, но сделал операцию и потребовал снова провести мед­обследование. Престиж армии повышается еще и потому, что войска стали более высокотехнологичными. К тому же солдаты теперь не чистят картошку и не драят пол в казармах. За них это делают привлеченные гражданские работники. А солдату остается лишь учиться и постигать военную науку.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.