«Неформат» вышел в лидеры
Главной сенсацией «Кинотавра» стал Гран-при, присужденный Павлу Руминову за фильм «Я буду рядом»
Главной сенсацией «Кинотавра» стал Гран-при, присужденный Павлу Руминову за фильм «Я буду рядом»
Программа «Кинотавра» в этом году смешала сериальные форматы и авторское фестивальное кино. Возможно, это единственно верное решение, раз прокатная политика сегодня такова, что фильмам даются всего лишь две недели показа в кинотеатрах. При этом не каждому отечественному фильму так везет: если билеты продаются плохо, могут и этот короткий срок сократить. У сериалов в этом смысле более счастливая судьба – их аудитория всегда в разы больше.
Как сериал задумывал и снял свой фильм «Я буду рядом» главный триумфатор «Кинотавра» Павел Руминов. Полная версия его картины длится почти четыре часа, сюжет там намного извилистее и сложнее, финал существенно отличается от киноверсии.
– На канале посмотрели материал, были очень растроганы, пустили слезу, но все равно решили, что это для них «неформат», – рассказывает Павел. Короткий вариант для кино предложил сделать продюсер Алексей Учитель – и выиграл. Публика смотрела фильм Руминова со слезами на глазах, жюри тоже испытало эмоциональный шок. История простая и пронзительная. Молодая мама (Маша Шалаева) ищет приемных родителей для своего шестилетнего сына (Рома Зенчук). У нее страшный онкологический диагноз, тяжелое лечение, она готовится уйти и должна быть уверена, что у ребенка все будет хорошо. В фильме Руминова много любви, горя, страданий и совсем нет плохих людей. Это в самом хорошем смысле чувствительное, мелодраматичное кино, которое очищает душу. Режиссер полтора года проработал волонтером в онкологической клинике, всю правду фильма и множество точных деталей он взял из самой жизни.
Оператор Федор Лясс работал в документальной манере, у него нет специально поставленного света, выстроенных кадров, все снято с руки, его камера живет и дышит в ритме повседневности героев фильма.
Недаром жюри, состоявшее на этот раз исключительно из режиссеров, записало имя оператора и его координаты – пригодится для будущих кинокартин. Что касается телевидения, то можно не сомневаться, что каналы теперь будут бороться за право показать фильм «Я буду рядом».
Самой шумной премьерой «Кинотавра», без сомнения, был фильм Авдотьи Смирновой «Кококо». Он собрал больше всего зрителей и аплодисментов. Светские обозреватели подогревали ажиотаж, следя за каждым шагом режиссера. Ведь Дуня с недавних пор привлекает особое внимание, на фестиваль она приехала с мужем – Анатолием Чубайсом. Он старался держаться в тени, однако фотокамеры выхватывали его повсюду, подмечая его волнение и переживания за премьеру жены. Фильм, без сомнения, стал удачей. Дуэт Анны Михалковой и Яны Трояновой можно назвать блистательным.
Уморительно смешная, но драматичная внутри история, умело сделанная и замечательно сыгранная, определенно могла претендовать на Гран-при. Впрочем, приз за лучшую женскую роль двум актрисам – Анне Михалковой и Яне Трояновой – более чем справедлив и заслужен.
Сама же Авдотья Смирнова призналась, что больше всего болела за картину «Жить» Василия Сигарева, в его фильме «Волчок» в 2009 году она как раз и увидела впервые Яну Троянову.
– «Жить» для меня большое потрясение, я посмотрела фильм Сигарева полгода назад, но помню в нем каждую склейку, каждый кадр, так он меня поразил абсолютно всем: и темой, и высочайшим мастерством. Он достоин самых высоких наград, – сказала Авдотья Смирнова.
Василия Сигарева отметила своим «Слоном» Гильдия киноведов и кинокритиков, а большое жюри вручило приз за режиссуру. Фаворитом критики был Михаил Сегал с его ироничными и обаятельными «Рассказами». В итоге ему достался диплом от гильдии и приз за лучший сценарий от жюри.
Азамат Нигманов, сыгравший в суровом «Конвое» Алексея Мизгирева единственного светлого человека в мрачном мире насилия и жестокости, получил приз за лучшую мужскую роль. Его сдерживаемые слезы во время вручения – самый трогательный момент церемонии закрытия 23-го «Кинотавра».
Павел Руминов, получая главный приз «Кинотавра», радовался как ребенок. Режиссер уверен, что то мелодраматическое, чувствительное кино, которое он снимает, делает нас всех «чуточку лучше, внимательнее и мудрее»