«Наше кино еще не стало кинематографом»

Известный режиссер признается, что ни одной своей картины он не снял для души

Известный режиссер признается, что ни одной своей картины он не снял для души

Получив на «Кинотавре» награду «За вклад в российский кинематограф и киноиндустрию», Карен Шахназаров отшутился: «Приз за вклад – это первый звонок. Последний – за честь и достоинство. Это когда тебя приносят на сцену, вручают и выносят... Надеюсь, что небольшой люфт у меня еще есть, и одну-две картины я еще сниму». Нельзя сказать, чтобы ирония в голосе главы «Мосфильма» показалась уместной всем без исключения. Но знаменитый режиссер, подаривший российскому кинематографу ленты «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца», «Американская дочь», «Яды, или Всемирная история отравлений», не раз и сам говорил, что он «по жизни вообще жесткий человек, да к тому же настоящий стопроцентный чиновник». Правда, обязательно при этом добавлял: «Я хочу, чтобы зритель смотрел наши картины».

– Карен Георгиевич, вы сняли пятнадцать фильмов, еще двенадцать спродюсировали. Почти четверть века возглавляете крупнейший в Европе киноконцерн. Поэтому не буду ходить вокруг да около, спрошу прямо: почему российское кино все еще заметно уступает голливудскому? 

– Вы спрашиваете про кассовые сборы?

– Не только. Хотя и про них тоже.

– Я не причисляю себя к аналитикам, но на эту тему размышлять пытался. Не раз. И вы в общем сейчас задаете мне правильный вопрос. Только я не могу сказать, что готов на него однозначно ответить. Прежде всего надо понимать, что Голливуд принадлежит империи, находящейся на вершине. Чтобы иметь такой кинематограф, страна должна вкладывать в него огромные средства. С этой точки зрения могу сказать одно: отечественное кино надо хоть как-то защищать. Для этого существуют разные формы, ну, например, квотирование. 

Еще одна серьезнейшая наша проблема – реклама. Почему, скажем, премьеру «Меланхолии» Ларса фон Триера с помпой рекламировали в новостях на центральных каналах? Ну, состоялась премьера в Лондоне. И что? На Западе такая реклама кино – табу. А у нас она есть. Тогда почему не рекламировать свои фильмы?! Но у нас все сводится к разговору: «А вы дайте нам денег, и мы тогда про вас что-нибудь сделаем». Строго говоря, я боюсь, что коммерциализация когда-нибудь погубит наше телевидение…

– Не исключено. Только ведь вы, не имея никакой сколько-нибудь серьезной рекламы, делали вполне успешные с финансовой точки зрения фильмы.

– Я делал разные картины, в том числе и достаточно кассовые. Но тут существует еще один вопрос. Российское кино до сих пор не оформилось в кинематограф. Вот советское кино кинематографом было, а российское – пока нет. 

– Это тоже связано с недостатком финансирования?

– Абсолютно нет! Просто российское кино все еще не генерировало собственной идеи. 

– Вы имеете в виду идею или идеологию?

– Идеология – это и есть идея. И что бы кто ни говорил, а искусство рождается только там, где есть идеология. У нас ее сгоряча отменили, сказали: это вредно! Причем сделали это с умными лицами, подразумевая, будто хотят перевернуть мир. И только теперь начинают понимать, что это было неверным шагом. Честно говоря, у меня вообще появилось ощущение, что наша профессия перестала цениться. Впрочем, что такое кино, вообще мало кто знает… 

– Но вы-то знаете наверняка! 

– Это и смешно, и грустно, но я думаю, что объяснить, как делается кино, невозможно. Слишком сложный процесс. Его можно только прочувствовать. На подсознательном уровне. 

– Боюсь, Карен Георгиевич, на ваши слова сейчас мгновенно отреагируют непрофессионалы. У дилетантов появится козырь: мы, мол, работаем, ориентируясь на свой подсознательный уровень, на эмоции… 

– Это – да. С кинообразованием у нас практически катастрофа. Во ВГИК приходят поступать на режиссуру люди, которые не читали «Войну и мир». К этому некоторые очень спокойно относятся, считают: любое искусство должно делаться в первую очередь через сердце, через чувства, через эмоции. И результат очевиден – уровень нашей профессии сильно упал во всех ее компонентах. Но это не может не сказываться на качестве кино! Причем я говорю в первую очередь не о высоком кинематографе. Я имею в виду среднее кино. Оно у нас слабое. Очень слабое. Непрофессиональное. В этом смысле американское кино, как его ни ругай, имеет гораздо более высокий средний уровень. Об этом можно судить даже по тому, что в основном идет в наших кинотеатрах. Среднее американское кино очень хорошо, мастерски сделано. По всему видно: люди владеют профессией. А любое кино требует не столько денег, сколько вообще мастерства. Значит, и нам надо стараться это дело поднимать.

– Да как же его поднимать, если сегодня снимаются одни боевики, откровенно пустые комедии или – еще того хуже – сериалы?! 

– А что сериалы? Давайте не будем снобами. «Семнадцать мгновений весны» – тоже сериал, и «Место встречи изменить нельзя», и «Угрюм-река» – тоже. Я, как директор «Мосфильма», очень радуюсь тому, что у нас сейчас такое количество сериалов. Потому что у людей появилось много работы.

– Да, но уровень того, что сегодня снимается, мягко говоря, оставляет желать лучшего!

– Если мы говорим о художественном качестве – это уже совсем другая тема. Сериалы действительно можно и нужно делать качественные. Сергей Аполлинариевич Герасимов говорил: «Режиссер, как повар, должен готовить только то блюдо, которое он сам будет есть». Но, с другой стороны, несложно ведь понять и актеров, потому что это для них форма хоть какой-то работы. Да и не только актеров, то же самое относится и к среднему звену – ассистентам, операторам, монтажерам, художникам.

– Вы говорите о тех, кто делает кинопродукт. Но зритель? Каково зрителю, который все это вынужден поглощать? Никогда не поверю, что, снимая свои картины, вы не думали в первую очередь о тех, кто их будет смотреть! 

– Кино без зрителя – мертвое дитя. Поэтому не буду лукавить и говорить, будто делал ту или другую свою картину просто для души. Я зрителей ценю и уважаю. Только при этом понимаю главное: очень резко изменилось время, а вместе с ним изменилась и публика. Когда-то народу был нужен «Чапаев», и киногероями были Крючков, Андреев, Алейников, Орлова, Серова. Затем, когда сменились идеи, появились Рыбников, Тихонов, Баталов, Смоктуновский. У сегодняшней молодежи другие герои. 

– И она, сегодняшняя молодежь, будет не просто смотреть, но и поймет замысел вашей последней работы? 

– Я уверен, что в «Белом тигре» для молодежи достаточно много интересного. Но, поймите, когда я снимаю картину, то не думаю о том, кто ее будет смотреть – молодые или пожилые. Для меня зритель един, причем он и то может посмотреть, и это. Главное, чтобы предлагаемое ему кино было снято профессионально и интересно. 

– Кстати, о «Белом тигре». Все-таки почему вы решились взяться за военную тематику? За последнее время лент о войне снято множество, и практически все они оказались в пух и прах изруганы критиками.

– А вы не слушайте критиков, ориентируйтесь лучше на собственные впечатления! Во всяком случае, когда я начинал снимать «Белого тигра», у меня в голове не было ничего вроде мысли о том, как воспримут мою работу критики. Просто я давно хотел снять военную картину, а сейчас решил, что для этого настало время. Хотя, откровенно говоря, я вообще-то никогда не мог точно сказать, почему сделал ту или иную картину. Это относится и к «Городу Зеро», и к «Дню полнолуния», и к «Курьеру», «Мы из джаза», и к «Палате № 6». Но в общем-то получалось неплохое кино…

– Слово «неплохое» в данном случае мне кажется преуменьшением. Но, снимая такие ленты, вы успевали еще и выполнять чиновничьи обязанности!

– Может быть, вы не поверите, но быть генеральным директором «Мосфильма» тоже творчество. Конечно, если когда-нибудь встанет проблема выбора, я предпочту снимать кино. Обязательно! Даже при том, что эта работа не меньшая головная боль…

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.