На «зайца» – с валидатором

До конца года из общественного транспорта исчезнут кондукторы, а штраф за безбилетный проезд повысят до 1000 рублей

 

До конца года из общественного транспорта исчезнут кондукторы, а штраф за безбилетный проезд повысят до 1000 рублей

С «зайцами» в петербургском наземном общественном транспорте чиновники решили бороться рублем. Вчера председатель комитета по транспорту Станислав Попов сообщил: штрафы за безбилетный проезд уже через несколько месяцев могут увеличиться в 10 раз. Кстати, тысячерублевый штраф ввели в Петербургском метрополитене с сентября прошлого года, и с тех пор количество безбилетников уменьшилось в разы. Но это далеко не все новшества, которые нам обещают транспортные чиновники.

В ближайшее время профильный комитет предложит депутатам ЗС увеличить штраф за безбилетный проезд до 1000 рублей. После этого, по словам Станислава Попова, город сможет установить стационарные валидаторы на всем наземном транспорте. Это, уверены чиновники, значительно сократит расходы транспортных предприятий и избавит от кондукторов в салонах.

– Пока такими устройствами оборудовано лишь 1296 автобусов ГУП «Пассажир­автотранс», – рассказал глава комитета по транспорту. – Но до конца года они появятся и в салонах всех городских трамваев и троллейбусов.

Остается еще около 900 автобусов частных перевозчиков, которые ездят по социальным маршрутам. Частники не горят желанием ставить валидаторы на свои машины за собственные деньги. Значит, оборудовать их придется городу за свой счет. Один комплект валидаторов, по словам заместителя генерального директора по пассажирским перевозкам «Пассажиравтотранса» Сергея Смирнова, стоит 90 тысяч рублей. Путем нехитрых вычислений корреспондент «НВ» выяснил, что на полное внедрение системы нужно дополнительно потратить около 180 миллионов (1100 трамваев и троллейбусов плюс 900 частных социальных автобусов). Серьезная нагрузка для и так дефицитного городского бюджета!

Правда, говорят чиновники, никаких дополнительных средств изыскивать не понадобится (они, мол, уже заложены в бюджете), а окупятся стационарные валидаторы всего за три года. Сергей Смирнов объяснил такие оптимистичные прогнозы тем, что перевозчикам не придется тратиться на кондукторов. Большую часть продавцов билетов уволят, а некоторых переучат и включат в бригады контролеров. Сейчас контролем по всему городу занимается всего 60 человек.

– Опыт европейских стран показывает, что для качественной работы службы контроля необходимо примерно 1500 специалистов, – говорит Сергей Смирнов. – Кондукторов в городе сейчас 5200 человек. Так что расходы сократятся очень серьезно. Но взимать штраф контролер не имеет права, он может лишь выписать квитанцию.

При этом представитель перевозчика не пояснил, куда денутся более 3000 уволенных кондукторов. Зато новая система оплаты проезда, по задумке чиновников, должна значительно повысить популярность столь любимого ими электронного кошелька. Так, например, пассажиры, рассчитывающиеся проездной карточкой, получат дополнительные привилегии: возможность входить и выходить из автобуса или трамвая через любую дверь. Горожане, предпочитающие старый способ оплаты – наличными, – смогут купить билет у водителя, но при этом должны войти в салон только (!) через первую дверь. Будут ли люди четко выполнять правила посадки – большой вопрос. Не получится ли так, что очередная идея чиновников создаст хаос и беспорядок?

Внедрение безкондукторной системы (если ее, конечно, удастся запустить в полном объеме) позволит транспортникам претворить в жизнь обсуждаемую в последние 5 лет идею зональной оплаты. Суть ее в том, что стоимость билета меняется в зависимости от расстояния. Опробовать эту систему планировали в метрополитене, но из-за неразвитой инфраструктуры подземки от нее отказались.

– Зональный проезд появится только после того, как в нашем метро построят кольцевую ветку, – говорит Станислав Попов. – Возможно, через пару лет мы вернемся к ее обсуждению, но не раньше.

В будущем, как отметил глава комитета по транспорту, чиновники готовы установить зональную оплату и на наземных социальных маршрутах. Пока рассматривается два варианта. Первый – создание так называемого «посадочного тарифа», когда билет на любой вид общественного транспорта действует в течение определенного времени. Второй – в стоимость билета входит определенный километраж, который может преодолеть пассажир. За дополнительные километры ему придется платить отдельно. Такая система, кстати, предусматривает широкое использование электронного кошелька и уже несколько лет с успехом применяется в Южной Корее.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.