«Не дай бог никому пережить такое»
Исполнился год со дня авиакатастрофы под Петрозаводском, в которой погибли 47 человек, вчера в их память открыли мемориал
Исполнился год со дня авиакатастрофы под Петрозаводском, в которой погибли 47 человек, вчера в их память открыли мемориал
Длинная вереница машин и автобусов по обеим сторонам дороги. Цветы, венки и зажженные свечи. В траурную музыку вплетается гул пролетающего самолета. Собравшиеся возле памятника люди запрокидывают головы и смотрят в небо… Каждому из них хотелось бы, чтобы минувший после трагедии год оказался кошмаром, который вот-вот развеется. Но от их родных и любимых осталась только память. И имена, высеченные на чугунных плитах…
Геннадий Софрин и Парпибой Саматов приехали из Москвы. Их сыновья Павел и Фархад дружили с детства: учились в одном классе, работали в одной компании, летели в командировку. И вместе погибли в разбившемся самолете.
– Я той ночью спал, но вдруг проснулся, вскочил, закричал… Что-то нехорошее почувствовал, – вспоминает Геннадий Петрович. О трагедии он узнал утром из выпуска теленовостей…
– Наши ребята были высококлассными специалистами, – говорит Парпибой Саматов. – Вот, погодите, я вам сейчас покажу статьи по юридическим проблемам, которые Фархад публиковал в федеральных газетах.
Газетные вырезки, бережно упакованные в пластиковую папку, Парпибой Саматов привез с собой. С фотографий смотрит красивый, обаятельный молодой человек… Одна из статей, опубликованная уже после гибели Фархада, называется пророчески – «Право на жизнь». Право, которого его лишили…
Отцы погибших мужчин тоже давние товарищи, оба в свое время работали в авиации. Они уверены – для объективного расследования причин катастрофы необходимо было создать независимую комиссию. Геннадий Софрин считает, что причины подобных катастроф – полная безответственность, отсутствие контроля за летным составом, его плохая подготовка. Он даже направил письмо руководству страны. Но ответа не дождался.
– Почему до сих пор не названы виновники трагедии? – Ирине Малаховой трудно говорить, она едва сдерживает слезы. В крушении погибла почти вся ее семья: сын Александр Симанов, его жена Людмила и их дочери Лиза и Катя.
В последние годы они жили в США, где Александр работал программистом. Но летом обязательно приезжали в Петрозаводск навестить родных. Когда знакомые и друзья узнали о трагедии, они никак не могли решиться позвонить Ирине Евгеньевне, чтобы сообщить такую страшную весть. Но потом все-таки ночной звонок раздался… И с ним пришло горе, которое невозможно осознать и с которым невозможно примириться.
– Не дай бог никому пережить такое – гибель близких, – говорит женщина.
Елена Кузнецова из Москвы долго крепилась и только украдкой вытирала глаза платком. Но уже в самом конце траурной церемонии женщина не выдержала и разрыдалась, когда ее подвели к мемориальным плитам и она увидела на них высеченное имя своей дочери Натальи…
Эти плиты скульптор Александр Ким, выступивший с идеей памятника и создавший его безвозмездно, выполнил в виде оплавленных частей фюзеляжа.
– Я старался изобразить момент, когда самолет врезается в землю, – поясняет Александр.
Композиция сочетает три элемента: взрыв в виде цветка гвоздики, хвостовая часть самолета и стальная конструкция, изображающая вылетающих из взрыва птиц, олицетворяющих души погибших пассажиров.
– Конечно, очень тяжело было работать над этой композицией. Хочется, чтобы таких памятников не было вообще, чтобы как можно меньше трагедий было на Земле, – добавил скульптор.
Средства на памятник, кстати, собирали всем миром. Конструкция весом около 30 тонн была отлита на «Петрозаводскмаше», помощь в сооружении мемориала оказали известные предприятия и компании. Теперь печальная композиция будет напоминать каждому, как хрупка человеческая жизнь… А 20 июня 2011 года навсегда останется одним из самых трагичных дней в истории республики.
между тем…
Бесовское название решили не изменятьКакое-то время после катастрофы в Карелии довольно бурно обсуждалась идея переименовать местечко Бесовец, где расположен аэропорт. С этим предложением выступил Андрей Нелидов. Губернатор тогда пояснял, что поднять этот вопрос ему рекомендовали некие иерархи Русской православной церкви. В республиканском парламенте была создана рабочая группа, которая занималась изучением вопроса о целесообразности переименования деревни.
В обществе предложение встретило негативную реакцию. Против высказались краеведы-историки. Жители Прионежского района, где расположен Бесовец, даже начали собирать подписи под обращением к президенту страны в защиту исторического наименования деревни. А на интернет-форумах появились саркастические комментарии: «Того и гляди, предложат переименовать и Лоухи. Там же столько проблем – наверняка именно из-за того, что поселок назван в честь колдуньи из эпоса «Калевала». И если переименовать, например, в Богородицк – сразу все расцветет». В общем, непопулярное губернаторское предложение сами же власти в итоге предпочли забыть.
добровольцы
Спасали, рискуя собственной жизньюВ спасении жертв катастрофы активное участие приняли местные жители – дачники и сельчане, первыми оказавшиеся на месте трагедии.
– Мы гостили у друзей в Бесовце, возвращались на машине в Петрозаводск, – вспоминал один из очевидцев трагедии Виталий Гашко. – Погода была плохая, дождь, туман… Решили ненадолго остановиться, посидеть, подождать: вдруг немного развиднеется. Спустя 10 минут в зеркале заднего вида моя девушка Ксения заметила отблески пламени. Я обернулся, увидел, как что-то горит, в этот же момент мы услышали взрыв. Развернулись и помчались туда.
Увидев страшную картину, молодые люди бросились искать выживших. Рисковали собственными жизнями: ведь топливные баки лайнера могли в любой момент взорваться. Но в тот момент они не думали об опасности, как не думал о ней и Евгений Ковалев. Его дом стоит прямо рядом с шоссе, на которое упал самолет. Евгений вместе с соседями вытаскивал раненых с места крушения.
Среди добровольных спасателей были также два священнослужителя: настоятель Екатерининской церкви Петрозаводска протоиерей Андрей Верещагин и клирик храма иерей Григорий Михневич. Самый юный доброволец – ученик петрозаводского лицея, 14-летний Анатолий Минин, спасал людей вместе со своим отцом Валерием.
Эти люди Указом президента России награждены медалью «За спасение погибавших». Награды от МЧС получили 15 жителей республики.
В течение нескольких дней не только Карелия, но и вся страна следила, как врачи борются за жизни немногих уцелевших. Несколько человек скончались в больницах, в том числе десятилетний Антон Терехин. Ребенка обнаружили под обломками самолета, он получил тяжелейшие травмы. Выжить удалось только четверым пассажирам и стюардессе Юлии Скворцовой. Но ей до сих пор приходится обивать пороги судов, чтобы добиться справедливости. Девушка получила тяжелые ожоги, переломы, перенесла несколько операций. Лечение длилось около полугода. Но от работодателей Юлия не только не дождалась поддержки, наоборот, бортпроводницу уволили по сокращению штата. Бывшая стюардесса требует от авиакомпании-перевозчика выплатить ей 7,5 миллиона рублей: именно в такую сумму девушке обошлись пластические операции, чтобы избавиться от видимых последствий травм. Судебное разбирательство, начавшееся в феврале, продолжается до сих пор.
А между тем на беду откликнулось множество людей: перечисляли пожертвования пострадавшим, собирали деньги на установку памятника. На республиканской станции переливания крови выстраивались огромные очереди доноров.
аэропорт
Воздушные ворота Карелии работают с нарушениямиНесмотря на выводы МАКа о том, что на момент трагедии оборудование аэропорта Петрозаводск было исправно, после крушения его решили модернизировать. Главные воздушные ворота Карелии даже попали в федеральные целевые программы. Предполагается, что в аэропорту будет проведена масштабная модернизация инженерных сооружений: перрона, ограждения, дренажных коммуникаций. На эти цели планируется выделить 780 миллионов рублей. Кроме того, предусмотрен ввод в эксплуатацию локальной контрольно-корректирующей станции, которая позволит выполнять заход на посадку с использованием ГЛОНАСС.
Между тем в начале июня Карельская транспортная прокуратура провела проверку аэропорта и выявила достаточно много нарушений. В частности, выяснилось, что предприятие не имеет запаса материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
– План мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома на 2012 год отсутствует. В службе аэродромного обеспечения полетов большинство работников не прошли профессиональное обучение, подтверждающее их квалификацию, – сообщили в надзорном ведомстве.
Для устранения этих и других нарушений, а также привлечения виновных к дисциплинарной ответственности карельский транспортный прокурор внес представление генеральному директору аэропорта. Кроме того, в отношении аэропорта и его руководителя вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях.