Перестарались...
Корреспонденты «НВ» попытались оплатить коммунальные услуги и выяснили, почему петербуржцы жалуются на работу самого популярного оператора по приему платежей
Корреспонденты «НВ» попытались оплатить коммунальные услуги и выяснили, почему петербуржцы жалуются на работу самого популярного оператора по приему платежей
В Петербурге разразился скандал: операторы Сбербанка перестали принимать коммунальные платежи. Сотрудницы в окошках настойчиво отправляют клиентов к терминалу. Конечно, если возникают проблемы, то они помогают найти «общий язык» с автоматом. Правда, это отнимает массу времени и перед терминалом выстраивается очередь. Мысль перевести всех на оплату через терминал, может быть, и здравая. На деле же, как это часто бывает, сплошное неудобство. Чтобы разобраться в ситуации, сотрудники «НВ» сами отправились в отделение Сбербанка с квитанциями. И вот что из этого получилось…
13.25. Входим в отделение Сбербанка на Каменноостровском, 57. Получаем талончик и ждем своей очереди в кассу. Взгляд падает на объявление о том, что ряд квитанций теперь можно оплатить исключительно (!) через терминал. В черный список из семи пунктов попали квитки за телефон, газ, свет, платежи в УФМС и ГИБДД. Словом, самые востребованные и нужные платежи.
13.30. Подходит наша очередь. С квитанциями по квартплате, за телефон и пятитысячной купюрой направляемся к окошку оператора.
– Квитанцию «Ростелекома» можно оплатить только через терминал, – с ходу отрезает сотрудница.
– На основании чего вы у нас не принимаете платежи? – интересуется сотрудник «НВ».
– На основании внутреннего распоряжения руководства, – заученно отвечает девушка. – Но показать его я не могу.
13.35. Мы с пеной у рта продолжаем спорить с оператором, которая упорно ссылается на некое «внутреннее распоряжение». Она утверждает, что бумага настолько секретная, что показать ее сродни преступлению. На все наши аргументы, что в пресс-службе Сбербанка о распоряжении слыхом не слыхивали, сотрудница разводит руками.
13.45. К нашей дискуссии подключается заведующая отделением Сбербанка Вероника Редькина. Квитанцию за телефон принимать по-прежнему отказываются. Поэтому мы соглашаемся воспользоваться услугами терминала, если нам вернут сдачу и помогут произвести операцию.
13.50. К нам выходит сотрудница и говорит, что пятитысячную купюру надо разменять, так как каждая квитанция оплачивается отдельно.
13.55. Выстояв в очереди, мы размениваем купюру и вновь ждем кассиршу.
14.05. Наконец появляется сама заведующая отделением и ловко демонстрирует нам процедуру оплаты через терминал.
– Единственное неудобство терминала, что каждую квитанцию нужно проводить отдельно, – комментирует она свои действия и берет квитанцию за телефон и 500 рублей. Ловко нажимает на нужные опции и выводит по нашей просьбе сдачу оператору. То есть мы ее потом получим в кассе (только для этого нужно иметь паспорт).
Затем по той же схеме мы оплачиваем квитанцию по квартплате. Сама процедура занимает минуту – но это если уметь обращаться с терминалом, иметь деньги нужного номинала и не забирать сдачу наличными, а переводить ее к себе на мобильный телефон или оставить на балансе. Также, по словам сотрудницы, можно оформить бесплатную карту Сбербанка «Моментум», положить на нее деньги и оплачивать ею услуги.
14.15. Со вздохом облегчения получаем нашу сдачу. Но уходить не собираемся, пока не увидим распоряжение, запрещающее кассирам принимать платежи. Заведующая отделением сдается и звонит в центральный офис Сбербанка. На удивление, администрация банка соглашается приехать и все нам разъяснить.
– Вы – журналисты? – спрашивает интеллигентная старушка и протягивает нам бумагу, испещренную шариковой ручкой. – Это жалоба – я возмущена до глубины души! Почему я плачу деньги монополисту-Сбербанку и еще получаю при этом кучу неудобств? Я человек пожилой, вижу плохо, как я могу вводить цифры и нажимать нужные кнопки?! Они нас отказами с начала июня кормят – я уже во многих отделениях побывала – там такая же ерунда. Терминалы для многих очень неудобны, и непонятно, зачем сидят операторы и с интересом наблюдают за плательщиками вместо того, чтобы просто принять платеж?
14.35. Пока мы выслушивали возмущения клиентов Сбербанка (кстати, разных возрастов) по поводу размена денег, неудобств со сдачей, ущемления прав, очередей к терминалам и так далее, подоспело руководство. Представитель центрального офиса с ходу пытается впечатлить меня цифрами и вдохновенно рассказывает о том, что в отделениях Сбербанка установлено около 1000 терминалов по приему платежей, до конца года установят еще 550, а через терминалы сегодня проходит 1,5 миллиона транзакций…
– А через оператора я могу оплатить квитанции? – не выдержав, прерываю поток рекламной информации и задаю мучащий меня вопрос.
– Конечно! – отвечает мне Ирина Бабкина, заместитель управляющего Северо-Западного банка Сбербанка России по Петроградскому району. – Изменений в способах оплаты платежей в офисах банка нет. Операторы могут лишь рекомендовать воспользоваться терминалом, но отказать в приеме квитанции они не имеют права. Просто сотрудницы филиала, куда вы обратились, чересчур исполнительные и перестарались. Но никакого распоряжения не принимать платежи не было. Просто на дворе XXI век, и терминал – это очень удобно, так мы пытаемся разгрузить очередь в кассы.
14.55. Я заверила Ирину Бабкину, что такие «исполнительные сотрудницы», которые не принимают квитки, есть в каждом районе, и попросила ее разобраться в ситуации, убрать нелепые объявления о приеме платежей через терминал, дабы не вводить народ в заблуждение.