Одной бедой меньше?

Десятки проселочных дорог Псковщины пока подходят только для трофи-рейда. Но, похоже, ситуация скоро улучшится

 

Десятки проселочных дорог Псковщины пока подходят только для трофи-рейда. Но, похоже, ситуация скоро улучшится

В Псковской области наконец-то вспомнили о проселочных дорогах, ведущих к деревням. Не обслуживавшиеся больше 20 лет – со времен распада СССР – и пришедшие в полную негодность, они были единственным путем к цивилизации для оставшихся там местных жителей, в основном пожилых. Теперь у этих дорог появляются паспорта и надежда на финансирование.

Деревня Кола находится всего в двух километрах от большака, ведущего от волостного центра Самолва к трассе Псков – Гдов. Но эти два километра может одолеть не каждое транспортное средство и даже не каждый пешеход. Поход туда выглядит так. Оставляем машину под липой на обочине дороги. Съехали бы с нее совсем, да некуда – кругом кочки, пни и коряги. Надеваем резиновые сапоги, хотя уже который день печет солнце. Но прошлый раз сходить в Колу не удалось исключительно из-за отсутствия сапог, так что сейчас рисковать не стали. 

Экстрим начинается сразу: дорога, ведущая в деревню, резко становится глиняным месивом, в котором угадывается несколько кривых колей. Кто-то все-таки поехал туда, но, судя по отпечаткам протектора, – на машине, подготовленной для трофи-рейда. С трудом бредем, постоянно оскальзываясь в грязи. И это мы налегке, каково же здесь человеку с тяжелым рюкзаком! Через несколько сот метров показывается водная гладь: солнце отражается в «Кольском заливе», как метко окрестили эту огромную лужу жители деревни. Она не пересыхает никогда, потому что на самом деле это ручей. Когда-то его запустили в трубу под дорогой, но со временем то ли насыпь просела, то ли сток засорился – бог знает, только ручей теперь течет поверху. По краям «Кольского залива» растут ивовые кусты и торчат кочки. Хватаясь за ветки и прыгая по вихляющимся кочкам, пытаемся перебраться. Но один раз срываемся на дно лужи. И становится понятно: сапоги должны быть выше колена. Кстати, «Кольский залив» разлился на полпути к деревне, дальше путник чувствует облегчение (или ему уже все равно). 

Мы знали, что деревня не заброшена, но все равно испытали определенный шок, вывалившись из мокрого леса к жилью. Это была идиллия. По зеленой, почти неезженой улице мимо таблички «Стой! Впереди Государственная граница!» мужик гнал корову. Дети устраивали гонки на велосипедах. В огородах копались тетеньки в платочках, а дома и палисадники были ухожены, как в какой-нибудь Эстонии. В разных концах улицы стояли и машины, продравшиеся через «Кольский залив», – это были очень грязные и мощные джипы. 

Обитатели деревни спросили, как мы к ним доехали. Тут вспомнилась аналогичная ситуация в гдовской же деревне Ужово, где такая дорога тянется не пару километров, а втрое дольше, там местные вместо приветствия спросили: «А вы где застряли?» К ним-то уж точно проехать никто не может… А сейчас мы объяснили, что пришли пешком, а машину оставили на большаке. И поинтересовались, в свою очередь, как попадают в Колу они сами. Дачница Галина переглянулась с местной Натальей:

– А мы разуваемся и по луже босиком идем! Вода там теплая, солнышком нагретая, дно песчаное, как на пляже. Там неглубоко, только штаны как можно повыше закатать надо или подол к поясу подвязать, а так ничего!

Им вторит старенькая Нина Федоровна: 

– А я когда последний раз шла, прямо в босоножках в воду и пошла, мало ли что там на дне лежит…

Сосед Василий, который ездит на «Ниве», сказал, что иногда легко проскочить удается, а порой и помощи приходится подолгу ждать – в деревне ни у кого трактора нет, только в селе Ремда, а это неблизко. 

Здесь, кстати, много детей – конечно, они здесь только на лето, но бабушки-дедушки у всех местные. Соответственно, стариков тоже много. Если что, «скорая» сюда не поедет. Нина Федоровна вспомнила, как вызывали врача к одному соседу, которому стало плохо:

– Мы в Гдов стали звонить, здесь телефонная связь хорошая, а «скорая» ехать не хочет, потому что дороги нет. Еле-еле мы уговорили врача, кое-как они проехали на «буханке», спасли человека. А один у нас так и помер у себя на крыльце без медицинской помощи.

Про пожарных здесь даже не заикаются, все рассчитывают на везение и на то, что широкая река Желча рядом. А про автолавку мы сами спрашивать не стали, и так ясно. Жители говорят, что хлеб хранят в холодильнике (благо электричество нечасто вырубается), к обеду разогревают. Кто приезжает из города – привозит огромные запасы тушенки, круп и макарон. Ну, хоть овощи свои.

Деревенские уже устали просить местную власть сделать им дорогу, потому что много лет ответ был один: «Ваша дорога ни на чьем балансе не числится, и денег на нее никто не дает. Скидывайтесь и делайте сами». Поэтому в Коле и не знают, что за последний год кое-что изменилось в лучшую сторону в дорожном хозяйстве Псковщины. 

Глава муниципального образования Самолва Валентина Лопатева рассказала, что десяток самых убогих дорог волости получили свои паспорта:

– Среди них есть и та, что ведет в Колу. Много лет эти дороги никому не принадлежали, это были исторически сложившиеся «тропы», которые поддерживали хозспособом, на них даже не было документов. Теперь наша администрация заказала в Пскове паспортизацию этих объектов. Сейчас они уже получены, и можно рассчитывать на государственные деньги. Увы, мы попадаем только в федеральную программу, потому что у области и тем более района средств на такие дороги нет, а ждать денег из центра можно долго. Причем в деревне должен быть хоть один постоянный житель, дачники не в счет, нам на их обслуживание денег не дают. Дачникам мы вынуждены говорить, что дороги в свои поселки или в деревни без постоянных жителей они должны делать и содержать на свои средства.

Администрация Псковской области в последние годы очень много делает для восстановления дорог, это может увидеть любой проезжающий. Но прежде всего забота коснулась дорог крупных, где идет регулярный ремонт. Чем мельче дорожка, тем меньше внимания ей уделялось. И мы с завистью смотрели на соседнюю Белоруссию, где даже грунтовки с четырехзначными номерами тщательно обслуживались. Хочется верить, что федеральные деньги все-таки дойдут до Самолвовской волости, где даже большак в Кобылье Городище в апреле становится непроезжим. А ведь именно туда псковичи хотят возить как можно больше туристов, чтобы показать предполагаемое место Ледового побоища. Но пока что бывает, что вместо Ледового побоища машина с туристами получает незапланированные грязевые ванны и томительное ожидание трактора.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.