«Оксфорд полон развлечений»

Студент Станислав Завьялов рассказал «НВ» об особенностях учебы в престижном университете и жизни тамошних студентов

 

Студент Станислав Завьялов рассказал «НВ» об особенностях учебы в престижном университете и жизни тамошних студентов

В июле в Таллине и Тарту пройдет олимпиада по физике, в которой будут участвовать юные таланты со всего мира. В ее подготовке занят и нарвитянин Станислав Завьялов – студент Оксфорда, живущий в приграничном эстонском городе. Он по своему опыту знает: от любого университета в мире молодых людей отделяют пара вечеров заполнения документов и перелет на самолете. Ну и, конечно, настоящее желание получить хорошее образование. Сегодня Станислав делится своими впечатлениями о вузе, расположенном в самом сердце Англии и имеющем в этой стране звание ведущего современного университета.

 

– Станислав, ты сам выбрал Оксфорд или по совету родителей?

– Я начал участвовать в олимпиадах по физике еще в 7-м классе гимназии и немало поездил по миру в составе команды эстонских школьников по естественным наукам, а затем по физике. Кстати, особенно меня впечатлила Международная олимпиада по физике в Иране. Сами иранцы воспринимали ее как событие уровня спортивных Олимпийских игр, ведь до тех пор в их стране ничего подобного не происходило. Люди на улицах подходили к нам, спрашивали, что думают об Иране на Западе. А сколько нам досталось от иранцев подарков! Меня заинтересовали рассказы ребят, которые имели опыт учебы за границей. Кроме того, несколько человек из моего окружения рискнули поехать за рубеж и благополучно поступили в Оксфорд и Гарвард. Я понимал, что мои оценки и знание предмета не хуже, чем у них, и решил тоже попытать счастья.

– Почему ты не хотел остаться в Эстонии?

– Конечно, без проблем можно было бы остаться и дома – победители олимпиад имеют право поступить на любой факультет Тартуского университета без экзаменов. Но когда думал, в какой университет пойти, спросил себя: хочу ли учиться там, где я и так уже в первых рядах? И понял: нет! Я хочу учиться там, где у меня нет никакого задела, где меня будут окружать молодые люди одареннее и усидчивее, – только тогда я буду мотивирован на развитие. Какое-то время я склонялся в пользу Москвы – знаменитого Физтеха, но затем понял, что предпочитаю спокойную европейскую жизнь. По той же причине не стал подавать документы и в США. Оставалась Европа. И, выбирая между Оксфордом и Кембриджем, я решил в пользу первого: у меня уже были там друзья.

Кстати, мои родители вообще-то хотели, чтобы я стал врачом,  – стабильная зарплата и понятная работа казались им куда привлекательнее, чем туманные перспективы физика. Кроме того, образование в Великобритании небесплатное и, даже несмотря на льготы, моей семье пришлось бы выложить порядочную сумму за четыре года обучения. Но я решил рискнуть и нисколько не пожалел. Кроме того, финансовые проблемы разрешились благодаря поддержке небольших филантропических организаций, а также моей летней работе. 

– И каковы твои перспективы?

– Только что закончил третий курс из четырех по специальности Master of Physics – магистр физики, дальше нужно будет выбирать специализацию. Если оценки окажутся достаточно впечатляющими, уже к зиме этого года можно подавать заявление в аспирантуру. Ну а если нет, тоже не беда – в крупных компаниях выпускники Оксфорда всегда нарасхват. 

– В чем особенность обучения в британском вузе? 

– Оксфорд сам по себе очень непохож на прочие университеты. Во-первых, тут делается гораздо больший акцент на самостоятельные занятия студентов. Мне рассказывали, что, например, в университетах советской школы лекции вполне могут идти с утра до позднего вечера. У нас же они только до обеда, во второй половине дня, как правило, ребята занимаются индивидуально. На каждую неделю физикам и математикам дают список задач, которые нужно решить и сдать. После этого назначаются «туториалы» – встречи двух-трех студентов с одним преподавателем. В течение часа обсуждается работа прошлой недели по данному предмету, объясняются ошибки или важные моменты, которые остались непонятными после лекций. Именно этой системой Оксфорд и уникален. 

– А как вообще выстраивается оксфордская жизнь?

– Каждый студент является еще и членом одного из 38 университетских колледжей. Они как университет в университете. Там студент и живет, и занимается. При поступлении в Оксфорд нужно выбрать, к какому из них ты хочешь принадлежать. В Средневековье они возникали потому, что представители разных религиозных общин – скажем, францисканцы и доминиканцы – хотя и ходили на одни и те же университетские занятия, не желали вместе жить. Поэтому и те и другие основывали свои собственные жилища – колледжи. Со временем в Оксфорд приезжало все больше национальных групп, появились колледжи уэльсцев, шотландцев, а с XIX века – еще и чисто женские. И теперь каждый студент живет в небольшой общине из 400–500 человек. Из 150 физиков на моем курсе со мной в одном колледже учатся еще шестеро, остальные разбросаны по другим. А еще у нас семь химиков, пять юристов и восемь историков. Все друг друга знают, причем каждый гордится не только всем университетом, но и своим колледжем. Например, я могу похвастаться тем, что мой колледж закончили Маргарет Тэтчер, Индира Ганди и Дороти Ходжкин – нобелевский лауреат по химии.

– Чем молодежь занимается в свободное время?

– Оксфорд полон развлечений: клубов, кафе, пабов. В городе сильный студенческий театр, а также есть музыкальная сцена. Здесь, между прочим, начала свою карьеру культовая группа Radiohead. Более того, при университете существует масса студенческих обществ: от теннисного до клуба подводного хоккея, от игры в бридж до общества звонарей-любителей. Сам я весь последний год ходил в группу любителей шоколада, а также в русское общество. Вот-вот должно начать свою деятельность и эстонское общество.

– Насколько досягаем престижный вуз для выпускников школ Эстонии? Принято считать, будто учиться в университетах Соединенного Королевства – удел единиц.

– И Оксбридж, и университеты Лиги Плюща, по существу, ближе, чем кажется. (Термин «Оксбридж» образован слиянием первого слога в слове «Оксфорд» и последнего в слове «Кембридж»; Лига Плюща – ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в штатах на северо-востоке США. – Прим. ред.) Требования варьируются от университета к университету, так что пугаться не стоит. Тем не менее путь непрост. Стоит начать с того, что без любви к своему предмету, которую нужно доказать, например, успехами на олимпиадах, это гиблое дело, ведь у лучших университетов есть выбор из мотивированных студентов со всего мира. Разумеется, необходимо хорошо знать английский, одно из требований к поступлению – сертификат о сдаче международного теста по знанию языка, государственного экзамена недостаточно. Наконец, нужно хорошо сдать сами госы: например, по требованию Оксфорда средняя оценка по экзаменам должна была быть не меньше 90. Сложно? Сложно. Но несмертельно!

У американских университетов политика набора немного отличается от оксбриджской. Если в последний набирают исключительно по академическим критериям, то, скажем, в Гарвард сможет попасть и талантливый спортсмен с не самыми выдающимися результатами в учебе. Американцы ищут в абитуриентах так называемую «личностную силу», которая, по их мнению, необязательно выражается в учебе.

– Давай все-таки вернемся и к финансовому вопросу.

– Если вы гражданин ЕС, то на учебу в Великобритании можете получить на все три или четыре года кредит от Евросоюза. Он полностью покроет стоимость образования, а отдавать его нужно будет только после окончания университета – и то при условии, что у вас будет достаточно высокая зарплата. Можно кредита и не брать, но учтите, что год учебы в Оксфорде стоит 9000 фунтов стерлингов, однако университет помогает студентам в зависимости от дохода их родителей: дети из самых бедных семей платят намного меньше, чем остальные.

Плата для неграждан ЕС, как правило, примерно раза в два выше.

Тут надо еще сказать, что лучшие американские университеты обходятся студентам в суммы порядка 50 тысяч долларов за год. По этой причине немало американцев едут учиться в Оксфорд и Кембридж, где дешевле. Правда, и американские университеты активно поддерживают студентов, если те действительно в этом нуждаются. 

– Что ты можешь посоветовать сегодняшним выпускникам? 

– Именно им советовать, как правило, уже поздно: к моменту выпускного все знают, что их ждет в следующем учебном году. Однако нужно помнить, что, если вдруг в выбранном учебном заведении тебе не понравится, не нужно бояться перевестись туда, где будет лучше. Могу сказать одно: сегодня мало кто из взрослых может похвастаться опытом учебы за рубежом, и это может вас пугать. Однако мы, современная молодежь, живем в совершенно другую эпоху, когда нас от любого университета в мире отделяют пара вечеров заполнения форм и перелет на самолете. Грех пренебрегать такой возможностью.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.