Равнение не на флагманов
Несмотря на то что в Череповце работают «Северсталь» и «ФосАгро», в городе стремятся избавиться от финансовой зависимости от лидеров местной экономики
Несмотря на то что в Череповце работают «Северсталь» и «ФосАгро», в городе стремятся избавиться от финансовой зависимости от лидеров местной экономики
Недавний кризис обвалил экономику почти всех российских моногородов, а вот промышленному Череповцу пошел на пользу, так как начал снимать 300-тысячный город со стальной и химической «иглы». В 2011 году крупнейшим работодателем в нем впервые стала не «Северсталь», на которой теперь трудятся 23 тысячи человек, и тем более не «ФосАгро» с персоналом в 6 тысяч сотрудников, а малый и средний бизнес, где заняты почти 50 тысяч жителей. Новые рабочие места в малом и среднем бизнесе в 2011 году обрели 12 тысяч человек, которые попали под сокращение в градообразующих предприятиях в два кризисных года. А в 2012 году небольшие компании предоставят горожанам еще 5 тысяч новых вакансий.
Отметим, что эти люди не вернулись на прежние рабочие места, а нашли применение своим силам в малом бизнесе. Количество субъектов малого предпринимательства в Череповце увеличилось до 23 тысяч частников и небольших фирм. В промышленном центре под эгидой мэрии успешно работает Агентство городского развития – бизнес-инкубатор и «курс молодого бойца» для начинающих предпринимателей в одном флаконе, который ежегодно придумывает по 5–6 тысяч конкретных вариантов трудоустройства. Можно констатировать, что диверсификация производства, начатая бывшим мэром Олегом Кувшинниковым, который в декабре 2011 года стал губернатором Вологодчины, и продолжил новый мэр Юрий Кузин, состоялась: уровень безработицы в Череповце упал ниже одного процента. Усилия управленцев не остались незамеченными: за успехи в процессе реструктуризации экономики Торгово-промышленная палата России наградила город Череповец премией «Золотой Меркурий» за 2011 год.
– Почивать на лаврах мы не собираемся, – подчеркивает заместитель мэра по стратегическому планированию Михаил Ананьин. – Кризис восьмого и девятого годов показал, как сильно мы зависели от своих монополистов. Стоило 12 тысячам рабочих «Северстали» и «ФосАгро» попасть под сокращение, как в 2010 году городской бюджет просел чуть ли не на треть. Ведь основными источниками формирования доходов муниципального бюджета являются НДФЛ – налог на доходы физических лиц – и имущественный комплекс. Наша задача на ближайшую перспективу состоит в том, чтобы ликвидировать зависимость от флагманов через мотивацию других секторов экономики.
Все в мэрии понимают, что именно динамичное развитие малого предпринимательства поможет пополнить бюджет промышленного центра Вологодской области, который уже несколько лет замирает у отметки в 7 миллиардов рублей. Ведь по существующим в России налоговым правилам, которые очень не нравятся территориям, имеющим крупные и успешные предприятия, львиная часть налогов уходит не в муниципалитет, а в региональный и федеральный бюджеты. Та же «Северсталь» ежегодно перечисляет в областную и федеральную казну 10 и более миллиардов рублей налогов, а в кошелек родного Череповца – только миллиард. А малый и средний бизнес хоть и не поражает объемами своего оборота, зато дает работу и достойную зарплату местным жителям, налоги с которой остаются на месте.
– Основной массив предпринимательства сложился у нас от ларька, но не трансформировался в сильный и устойчивый бизнес, – продолжает Михаил Ананьин. – У коммерсантов есть свободные деньги, но они порой не знают, в какие проекты вложиться, действуют разрозненно. Средней руки предприниматели годами топчутся на территории города, но нарастить мускулы не могут, потому что доступ на крупные предприятия до недавнего времени был для них закрыт. Нам удалось сдвинуть проблему с мертвой точки. Весной 2012 года в Череповце состоялась очень важная встреча губернатора Олега Кувшинникова, владельца «Северстали» Алексея Мордашова и представителей городского малого и среднего бизнеса. Мордашов спросил: «Скажите, что мы должны сделать, чтобы наладить контакт?» Коммерсанты чуть ли не хором воскликнули: «Приоткройте двери к себе!» Почти сразу после совещания на базе Агентства городского развития совместно с менеджерами «Северстали» мы сформировали электронную площадку заказов. Нашему флагману, оказывается, требуются производственные, клиринговые, ремонтные и транспортные услуги. У небольших предприятий появилась реальная возможность доказать, что они могут не только вытачивать болты и гайки, но и создавать инновационную продукцию.
С квалификацией кадров в моногороде, судя по развитию событий после кризиса, все в порядке. Кризис больно ударил по экономике Череповца: объемы производства даже у флагманов упали в 2–3 раза, а некоторые предприятия перестали платить налоги. Спас ситуацию малый бизнес, причем не в торговле, а именно в промышленности. На основе государственно-частного партнерства в структурах мэрии создан эффективный бизнес-инкубатор: Агентство городского развития, которое определяет перспективные направления и адресность грантов в производственной сфере. Благодаря консультационной и экспертной поддержке со стороны города малые предприятия открыли для себя штамповку, глубокую переработку металла, развивают каркасное домостроение и другой бизнес. Такие проекты быстро запускаются и окупаются.
После оптимизации персонала на предприятиях-монополистах в Череповце остались не у дел несколько тысяч толковых инженеров. Они трудоустроились в торговле и сфере услуг, но в мэрии считают, что закапывать в песок технические знания рано. Ведь сотни уволенных специалистов, кстати, уехали в Москву и Питер, открыли свои фирмы и платят налоги там, хотя семьи продолжают жить здесь. В моногороде очень сильна школа КИПа (контрольно-измерительные приборы и автоматика). Вот почему инвестиционное направление Агентства городского развития вынашивает планы создать из попавших под сокращение инженеров новую технологическую структуру – технопарк.
В ближайшее время на экономической карте промышленного центра должны появиться домостроительный комбинат и предприятия в сфере дерево- и металло-обработки. Все они по структуре относятся к среднему бизнесу, где сложно прятать зарплату и уходить от налогов.
– У малого предпринимательства при всех его достоинствах есть существенный недостаток – практика серых схем выплаты зарплаты, – подчеркивает заместитель мэра по стратегическому планированию. – В торговле много кэша, зарплаты в конвертах, а городу необходимо повысить собираемость НДФЛ. Наши новые предприятия не должны вариться в городском соку, а экспортировать продукцию за пределы Череповца, чтобы накапливать оборотные средства не за счет земляков.
Руководители моногорода на Шексне и Ягорбе рассчитывают только на собственные силы, хотя на федеральный центр у них есть давняя и серьезная обида.
– Насколько я знаю, Череповец ни разу за постсоветскую историю не попал в структуру государственного финансирования, – подчеркивает Михаил Ананьин. – В Москве, видимо, думают: раз у нас прописана «Северсталь», городу деньги не нужны. А ведь меткомбинат платит налоги не нам, а в ту же Москву! Чтобы вывести нашу экономику на принципиально новый уровень, городу требуется второй мост через Шексну стоимостью под 10 миллиардов рублей. Нам не потянуть – это больше годового бюджета Череповца.
тем временем…
Металлурги требуют зрелищ
Одним из крупных и новых для столицы металлургов объектов станет строительство в Зашекснинском районе горнолыжного центра с искусственными горками для сноуборда, спуска по желобу на надувных «таблетках», санках и другими развлечениями.
Самый престижный и крупный в Череповце район за Шексной с Ледовым дворцом и массивами из 18–20-этажных жилых домов в народе прозвали «Простоквашино». Именно на этой просторной территории появятся аквапарк, центр для зимнего семейного отдыха с детьми и другие досуговые объекты.
Город металлургов и химиков, экономика которого на 90 процентов базируется на промышленности, достаточно платежеспособен, чтобы позволить себе не только хлеба, но и зрелищ. А вот с этим, как и с физкультурным досугом, в Череповце проблема: одного Ледового дворца (на другом играет «Северсталь») и нескольких бассейнов для активного отдыха горожанам явно недостаточно. Вот почему в Агентстве городского развития (АГР) возникла идея – найти инвестора для строительства коммерческого центра для зимнего спортивного отдыха.
– Мы отчетливо поняли, что череповчанам не хватает комфортных мест для проведения семейного досуга, особенно зимой, – говорит директор НП «Агентство городского развития» Оксана Андреева. – Намерение построить такой комплекс, где получат работу десятки, а то и сотни горожан, уже высказали несколько инвесторов, в том числе и местных. Агентство рассмотрит все предложения и выберет для города оптимальное. Мы должны просчитывать экономику, а также последствия прихода в город инвестора со стороны.
Осторожность главы городского бизнес-инкубатора возникла опытным путем. Пару лет назад на местный рынок вошел строительный супермаркет со штаб-квартирой в Костромской области. «Аксон» сделал невыносимой работу местного малого бизнеса в сфере торговли стройматериалами – и тот попросту умер. Но это еще полбеды. Полная беда в том, что муниципальный бюджет получил от деятельности «инвестора» сущие копейки в виде арендной платы. Налог же на доходы физических лиц в полном объеме уходил в Костромскую область, так как владельцы торговой строительной сети завезли в город металлургов не только товар, но и персонал из земляков.
В 2012 году в Череповце начнется строительство крупного торгового объекта – «Макдоналдса». Город сделал вывод из истории с «Аксоном» и в договоре с инвестором прописал, что персонал предприятия быстрого обслуживания будет набираться только из местных жителей.
Кстати, коммерсанты вообще любят обращаться именно в Агентство городского развития, потому что знают – там реально действует принцип единого окна для инвесторов. Кроме того, можно получить гарантии по кредитам, что очень важно для начинающих предпринимателей.
– После серьезной финансово-экономи-ческой оценки проекта мы можем стать поручителем по банковскому кредиту размером до 10 миллионов рублей, – комментирует Оксана Андреева. – Но для этого клиент должен убедить нас в жизнеспособности и рыночной привлекательности своей идеи. В общей сложности мы стали поручителями для более чем 100 проектов в малом бизнесе на сумму 200 миллионов рублей. А по-серьезному наши эксперты ошиблись – дали гарантии недобросовестному инвестору – только однажды.