Истребитель мог рухнуть на дома

Крушение Су-27 под Петрозаводском снова подняло вопрос – зачем делать фигуры высшего пилотажа над жилыми массивами

 

Когда утром в четверг, 28 июня, мне позвонили с известием о том, что в местечке Бесовец рухнул самолет, первая реакция была: «Как, опять?!»  На первый взгляд все было как-то пугающе похоже на прошлогоднюю трагедию: тогда Петрозаводск, например, тоже готовился отметить день города. Праздник пришлось отменить, республика погрузилась в траур по погибшим в результате крушения пассажирского лайнера Ту-134.

К счастью, в этот раз Бог миловал, катапультировавшиеся пилоты Су-27 даже не получили серьезных травм. Удалось избежать и разрушений на земле.  Правда, пока неясно, благодаря чуду или мастерству летчиков, сумевших отвести падающий истребитель от жилых домов. Впоследствии интернет-портал LifeNews опубликовал странные слова генерал-майора Канамата Боташева, который пилотировал самолет вместе с полковником Евгением Олейником. 

– Очень хорошо, что все это произошло над пустынной местностью, – заявил летчик.

У местных жителей это утверждение может вызвать только недоумение: в сотне метров от места крушения – жилой дом, в нескольких десятках – железная дорога. Рабочие-обходчики, кстати, оказались одними из очевидцев падения истребителя. А сельчане, особенно пожилые, до сих пор вспоминают о катастрофе со страхом. 

– Дом затрясся, я выбежала, дочь мне кричит: «Не возвращайся внутрь!» – рассказывает пенсионерка Мария Стрельцова.

На следующий день после катастрофы вопрос о безопасности жителей Бесовца, чьи дома расположены в непосредственной близости от аэродрома, стал предметом обсуждения депутатов Законодательного собрания Карелии. 

 

– Фигуры высшего пилотажа военные совершают прямо над жилым массивом и железнодорожным полотном, – подчеркнула вице-спикер ЗС Ирина Петеляева. – Куда смотрят те структуры, которые регулируют эти полеты? Совсем недавно мы открывали памятник погибшим в крушении Ту-134. И наблюдали, как фигуры высшего пилотажа совершались прямо над головами людей.

Депутат предложила провести совещание на эту тему с представителями силовых ведомств. Между тем, как выяснилось, аналогичные проблемы тревожат не только жителей Петрозаводска, но и города, откуда в Карелию прибыл Канамат Боташев. Он является начальником авиабазы «Балтимор», расположенной в Воронеже, а в Петрозаводске, по официальным сведениям, был в командировке. Так вот, многие воронежцы, оказывается, тоже недовольны соседством с военным аэродромом. И уже давно протестуют против расширения авиабазы, задуманного Минобороны, проводят пикеты и даже судятся. Аргументы те же: военный объект вблизи города представляет опасность для гражданского населения.

Так это или нет, должны, конечно, решать специалисты. В конце концов гражданские аэродромы во многих городах тоже находятся в непосредственной близости от населенных пунктов. И, как показала прошлогодняя трагедия с Ту-134 под Петрозаводском, от падения пассажирского лайнера вблизи жилья тоже невозможно застраховаться: «тушка» тогда рухнула совсем рядом с многострадальным Бесовцом. 

А более двадцати лет назад, летом 1990 года, рядом с поселком произошла еще одна памятная трагедия. На неохраняемом железнодорожном переезде пассажирский автобус столкнулся с пригородным поездом. В автобусе ехали более 80 пассажиров, из них 33 человека погибли. В их память под Бесовцом тоже сооружен мемориал…

Может быть, для того, чтобы окрестности поселка перестали обрастать памятниками жертвам трагедий, несчастливый населенный пункт действительно стоит переименовать? По крайней мере Ирина Петеляева высказалась за то, чтобы вернуться к этой теме, которая уже возникала после катастрофы Ту-134. Однако некоторые другие депутаты сочли, что это нецелесообразно. В общем, вопрос с переименованием повис в воздухе, хотя и вызвал новый всплеск обсуждения на карельских интернет-форумах. 

 

прямая речь

Ольга Шмаеник, депутат Законодательного собрания Карелии:

– При прошлом созыве парламента была создана рабочая группа, в которую вошли представители общественности, местной власти, религиозных объединений, краеведы. Именно жители Бесовца, а также этнографы и историки высказались категорически против переименования. И рабочая группа приняла решение о том, что этого делать не надо. Конечно, мы вправе вернуться к этому вопросу, но не думаю, что в этом есть смысл.

 

хроника

Авиакатастрофы с участием Су-27

За последние десять лет произошло несколько аварий с участием Су-27, приведших к  человеческим жертвам. 

 

27 июля  2002 года в результате падения истребителя на авиашоу под Львовом погибли 77 человек, пилоты катапультировались. 29 июля 2008 года в Приморском крае истребитель рухнул в полукилометре от аэродрома вблизи Уссурийска. Погиб один из пилотов. Второму летчику удалось покинуть падающий самолет. 16 августа 2009 года в небе над подмосковным Жуковским столкнулись истребитель Су-27 и спарка Су-27УБ. Истребители входили в состав пилотажной группы «Русские витязи». Командир группы полковник Игорь Ткаченко погиб. Пострадали двое летчиков и четыре человека на земле: истребитель упал на территорию дачного поселка, в результате чего сгорели три дома. С сильными ожогами были госпитализированы двое мужчин и одна женщина, которая впоследствии скончалась в больнице.   30 августа 2009 года на авиашоу в Радоме (Польша) разбился белорусский истребитель Су‑27. Самолет упал на землю во время выполнения фигур высшего пилотажа. Пилоты – полковник Александр Морфицкий и полковник Александр Журавлевич – погибли.  14 января 2011 года в Хабаровском крае потерпел катастрофу самолет Су‑27 Дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Самолет выполнял плановый полет и пропал с экранов радаров примерно в 30 километрах от аэродрома. На месте падения самолета было обнаружено тело пилота. версии  «Машина просто пошла вниз» По неофициальным данным, рассматривается три версии крушения Су-27. Это человеческий фактор, то есть ошибка пилотов, попадание в сопло двигателя птицы, а также отказ авиатехники. Между тем генерал-майор Канамат Боташев в интервью российским СМИ рассказал, что истребитель рухнул из-за неожиданного отказа систем управления.  – Все это произошло во время набора высоты при заходе на посадку. Не было никаких взрывов, хлопков. Машина просто пошла вниз, – сказал летчик.  Напомним, что сейчас выяснением обстоятельств крушения занимается специальная комиссия во главе с командующим  Северо-Западного объединения ВВС и ПВО. По словам официального представителя МО РФ по ВВС полковника Владимира Дрика, сроки работы комиссии зависят от степени сохранности исследуемых материалов – это касается как обломков самолета, так и записей бортовых самописцев. Пока что возможные версии в Минобороны не комментируют, так же как и факт нахождения высокого чина – воронежского генерал-майора – на борту истребителя, выполнявшего, по официальной информации, разведку погоды. мнение эксперта Основная причина катастроф – отказ авиатехники Полковник запаса, заслуженный военный летчик РФ Андрей Макаревич долгие годы был командиром 159-го гвардейского истребительного полка, базировавшегося на аэродроме Бесовец.  От комментариев о причинах крушения истребителя Су-27 Андрей Макаревич пока предпочел воздержаться:  – Сейчас над выяснением обстоятельств произошедшего работает официальная комиссия, не хотелось бы, так сказать, бежать впереди паровоза.  Тем не менее, по словам бывшего командира полка, основной причиной аналогичных происшествий, ранее случавшихся в Бесовце, являлся отказ авиационной техники. Так, в 1992 году летчику, пилотировавшему истребитель, пришлось катапультироваться из-за отказа систем управления, сопряженного с неблагоприятными метеоусловиями. Похожая ситуация возникла  в 1996 году: тогда оба пилота «спарки» (двухместного самолета) также были вынуждены покинуть падающую «сушку».  В обоих случаях обошлось без разрушений на земле. Что же касается последнего крушения Су-27, то здесь обращают на себя внимание некоторые нестыковки в сообщениях СМИ и официальных ведомств. По данным МО РФ, самолет совершал разведку погоды. А очевидцы рассказывают, что истребитель выполнял фигуры высшего пилотажа. Насколько могут стыковаться такие задания? По словам Андрея Макаревича, если рассуждать теоретически, то подобная стыковка возможна с одной целью: для того, чтобы выяснить соответствие метеоусловий тем заданиям, которые будут выполняться эскадрильей в ближайшее время. Например, если речь идет об учебно-тренировочных полетах, в ходе которых предстоит отрабатывать поражение наземных целей, то самолет – разведчик погоды может выполнить имитацию захода, чтобы посмотреть, насколько эти цели просматриваются с воздуха. – Я не знаю точно, какое именно плановое задание выполнял экипаж, – добавил Андрей Макаревич. – Полагаю, что входящим в комиссию по расследованию обстоятельств крушения специалистам будет нетрудно это проверить по имеющейся документации.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.