«Мои макеты – как игрушки»

Один из самых известных в мире архитекторов Сантьяго Калатрава представил в Петербурге выставку своих работ

 

Один из самых известных в мире архитекторов Сантьяго Калатрава представил в Петербурге выставку своих работ

В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка «Сантьяго Калатрава. В поисках движения». Представлением этого большого художника Эрмитаж  начинает серию выставок современных архитекторов мира. 

Экспозиция готовилась несколько лет. На ней показаны макеты музеев, театров, стадионов, мостов, рабочие рисунки, живописные работы,  скульптуры, дизайнерские объекты архитектора из Испании, работы которого украшают многие города мира – Венецию, Лиссабон, Берлин, его родную Валенсию, Мадрид, Осло, Лион, Цюрих, Сан-Франциско. Сантьяго Калатрава изобретатель, романтик, мечтатель. Полет, движение – вот то, что характеризует его работы. Макет «взлетающего» архитектурного объекта  представлен в Эрмитаже – это проект Музея искусств Милуоки в штате Висконсин (США). Механизмом предусмотрено поднимание и опускание ажурной – из стекла и металлических конструкций – крыши. Напоминают парящих птиц и вантовый мост Сэмюэля Беккета в Дублине, и железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери. Вспомнила, как несколько лет назад, увидев в Лиссабоне железнодорожный вокзал Ориенте, я была поражена фантастическими и очень гармоничными формами. Металлические конструкции вокзала казались ветвями, лианами тропического леса. 

Выставку в Эрмитаже открывал сам Сантьяго Калатрава. Шестидесятилетний художник явно не болен звездной болезнью, доброжелательно, тепло улыбается, готов давать пояснения по каждой из своих работ и отвечать на заковыристые вопросы журналистов. Частое сравнение архитектора с Гауди его не обескураживает, но сам он считает себя перешагнувшим в другое время. Само время для Калатравы – это миг, который он относит к геометрическим понятиям. Но как только он концентрируется на миге, тот исчезает.

Для ценителей таланта Калатравы остается тайной, как удается в самых громоздких сооружениях передавать легкость и движение? Мастер, закончивший архитектурный факультет в Валенсии, получивший диплом гражданского инженера в Цюрихе, всегда пристально наблюдал за природой и использовал в своих объектах знания о насекомых, птицах, животных. Строение человеческого тела также часто наталкивало архитектора на интересные идеи. Нередко Калатрава делает до трех тысяч рисунков, чтобы найти нужную форму, необходимую пропорцию между выразительностью и практическим назначением. Движение – это самый неожиданный элемент в таком статичном искусстве, как архитектура. Но Калатарава преодолевает этот барьер. 

– Вы видите на этой выставке, как менялся мой подход за 30 лет к архитектуре, как первоначальные робкие идеи воплощались в смелые проекты, – рассказывает Калатрава. – 21 год я вынашивал проект, который в итоге сумел реализовать в «городе наук и искусств» в Валенсии, в некогда заброшенной части города рядом с гаванью. Теперь эти завязанные в один комплекс здания планетария, Театра Оперы, Музея наук, парк, стоящие на воде, привлекают внимание многих людей в мире. И я от этого счастлив. Сегодня я смотрю на выставку, которая получилась в Эрмитаже, и во мне возникает настроение, которое бы я определил как радость жизни. Воспринимаю свои макеты как игрушки, и за ними будто выглядываю я сам, которому 8 или 16–17 лет. И радуюсь как ребенок, что эти воплощенные в жизнь «игрушки» часто превышают 700 метров в высоту и длину. 

Сантьяго Калатрава сумел возвести около 40 сооружений по всему миру. Казалось бы, не так много. Но абсолютно все эти объекты можно считать явлениями современной архитектуры, они несут в себе идею, философский смысл. Спирально закрученный небоскреб «Чикаго Спайер» символизирует вечное движение вверх, в космос. Тянутся к солнцу стальные «колоски» на крыше «Музея Завтра» в Рио-де-Жанейро. Кому-то  сооружения Калатравы могут показаться несочетаемыми со старинными архитектурными ансамблями, но они настолько поэтичны, что даже самые строгие ревнители сохранения городов-музеев отступают перед гением художника. Такими примерами могут служить мост при въезде в Иерусалим, в котором легко рассмотреть арфу царя Давида, или знаменитый мост Конституции в Венеции, выполненный из бетона и стекла, в котором отражаются стоящие рядом здания.

Не всегда его проекты побеждают на конкурсах. На выставке представлен макет рейхстага в Берлине, каким бы его хотел видеть Калатрава – вся крыша из стекла и металлических конструкций. Проект не выиграл, но идею сохранили – рейхстаг имеет сегодня по центру прозрачный купол.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.