Невеселые картинки
При помощи авторитетных экспертов «НВ» представляет механизмы кризиса, который все ждут, в виде схемы
При помощи авторитетных экспертов «НВ» представляет механизмы кризиса, который все ждут, в виде схемы
На протяжении последних 30–40 лет совокупный спрос на Западе и во всем мире искусственно держался на двух китах – неограниченном печатании долларов Федеральной резервной системой США (частной лавочке, принадлежащей банкам с Уолл-стрит) и столь же неограниченном кредитовании. У вас нет денег для покупки новенького автомобиля, на открытие частного бизнеса или на выплаты пенсии гражданам вашего государства? Ноу проблем – берите кредит в банке! Не можете вернуть ссуду? Тоже не беда: всегда можно взять новый кредит и вернуть старый!
– С одной стороны, это привело к появлению богатого среднего класса и общества потребления в Америке и Европе, крушению СССР и социалистической системы, а также к пятому витку технологической революции с его компьютерами, интернетом и мобильными телефонами, – размышляет экономист Михаил Хазин. – Но за любую «малину» приходится расплачиваться, и обратной стороной этой «потребительской» медали стал лавинообразный рост долгов – на уровне отдельных людей, компаний и целых государств.
Пока вплоть до 2008 года существовала возможность перекредитоваться и напечатать новые доллары, пустив инфляцию в надувание различных «мыльных пузырей», это «финансовое казино» работало безукоризненно. Однако сегодня «продолжение банкета» больше невозможно – законы природы не позволяют. Почему, собственно? Есть такая хорошая поговорка: «Деревья не растут до небес».
– Как только энергопотребление сосны или березы превышает способности получать эту энергию и как только в почве не хватает питательных веществ, деревья перестают расти вверх и начинают чахнуть, – говорит экономист Михаил Делягин. – Глобальная финансовая система существует по тому же самому принципу – потенциал долларовой пирамиды ограничен способностью всех государств мира зарабатывать деньги для вложения в эту самую пирамиду. Сегодня объем накопленных в мире долгов настолько огромен, что для его оплаты больше ни у кого нет средств – ни у Китая с его ширпотребом, ни у Европы с ее немецкими станками, ни у России с ее нефтью и газом.
Но почему бы тогда не обратиться к испытанному средству – включить печатный станок ФРС и наштамповать зеленой макулатуры с портретами президентов США? Сегодня это невозможно по банальной причине: обесцениваемые долги не интересны мировым кредиторам – владельцам банков и прочих финансовых учреждений. Поэтому эмиссия новых денег может занимать не более определенного процента от совокупной денежной массы. Стоит хотя бы немного повысить этот процент – и глобальную экономику ждет срыв в гиперинфляцию, в результате чего деньги превратятся в груду бессмысленных бумажек.
В общем ситуация складывается, прямо скажем, аховая. В ноябре Америку ждут важнейшие президентские выборы, поэтому нынешний хозяин Белого дома Барак Обама не может позволить себе раньше этого срока обрушить «долларовую пирамиду». Никому не хочется оказаться в положении одиноко тонущего «Титаника». А откуда взять деньги на обслуживание долга? Единственный способ – вызвать потрясения у конкурентов, чтобы напуганные конкуренты бросились выводить деньги в «тихую гавань» под названием США.
– Именно поэтому Вашингтон сейчас давит на ЕС и Германию, чтобы Старый Свет объединил свои долги в рамках евробондов и запустил печатный станок ЕЦБ, – говорит Михаил Хазин. – Тогда деньги хлынут за океан, состоятельные немцы утонут в общей кризисной трясине, а европейцы провалятся в пропасть немного раньше американцев. На последнем саммите ЕС этот сценарий мужественно остановила канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Однако к осени дела в Европе из-за «греческой болезни» ухудшатся настолько, что противостоять натиску заокеанских друзей будет уже невозможно. Тогда «немецкую плотину» прорвет окончательно, Европу зальет вторая волна финансового кризиса, которая через некоторое время настигнет Америку. В результате «долларовую пирамиду», скорее всего, смоет в океан всемирного экономического хаоса.