Испытание рекламой

Корреспонденты «НВ» выяснили, как петербуржцы относятся к рекламным листовкам, которые раздают на улицах

 

Корреспонденты «НВ» выяснили, как петербуржцы относятся к рекламным листовкам, которые раздают на улицах

 

Корреспонденты «НВ» попросили петербуржцев ответить, берут ли они листовки с рекламой, которые раздают у метро и на улицах. Более половины опрошенных ответили утвердительно, хотя раздатчики им порядком поднадоели и даже вызывают раздражение. Листовки многие берут исключительно из жалости к человеку, их предлагающему, при этом прощаются с рекламой у первой же урны. Остальные опрошенные разделились на две категории: одни не берут листовки никогда, вторые делают это крайне редко. Так почему столь ненавистная реклама, которая зачастую оказывается в урне, захлестнула северную столицу? Насколько она законна? Что за люди раздают листовки, что заставило их взяться за этот неблагодарный труд и сколько они за него получают? Эти и другие вопросы получили неожиданные и порой шокирующие ответы.

Нелегальные мигранты и подрабатывающие школьники

Ежедневный путь к станциям метро в последнее время напоминает полосу препятствий. Навстречу спешащим на работу и по делам людям устремляется дюжина раздатчиков с рекламными листовками в руках. Особенно это раздражает, если ты несешься к метро с сумкой в одной руке, с телефоном – в другой, еще и зонтик надо как-то удерживать, а человек с каменным лицом невозмутимо и настойчиво сует тебе под нос флаер. Порой так и хочется у него спросить: «Мне его зубами взять?»

Но один раз я ради эксперимента по пути к станции метро «Академическая» собрала все (!) рекламные листовки, которые мне протягивали разнокалиберные раздатчики разных возрастов и национальностей. На входе в метро я держала в руках 10 разноцветных бумажек (и это не предел, разумеется). Чего мне в них только не предлагали: косметические услуги, установку домофонов, компьютерную помощь, новую пиццерию, магазин детской одежды…. Все разного размера, дизайна и качества. При этом я тщетно пыталась поговорить с каждым раздатчиком, чтобы побольше узнать о предлагаемой услуге. Но практически никто не захотел вступать в диалог. Поэтому, чтобы выведать хоть какую-то информацию, пришлось сделать заинтересованный вид и наивно спросить у женщины, раздающей карточки с рекламой компьютерного сервиса:

– А на работу раздатчиком к вам можно устроиться?

В ответ она окинула меня оценивающим взглядом, и, о чудо, невидимая стена, мешающая нашему общению, рухнула.

– Студентка, что ль? На каникулах подзаработать хочешь? – присматриваясь, поинтересовалась моя собеседница и параллельно на автомате сунула рекламу прохожим.

– Ну да, – выдавила в ответ я.

– Отчего ж нельзя, можно! Там сейчас всех берут. Правда, платят немного – 100 рублей в час. В других местах и побольше будет. Стоять нужно у метро по восемь часов в день – с 7 до 11 и с 16 до 20 – в самый час пик. Только тебе сумку придется купить, а, может, не придется, – и снова я ощутила на себе сверлящий, оценивающий взгляд.

– А там – это где? Дадите телефон? – спросила я.

– Телефон не дам, адрес дам, в офисе все и узнаешь. Причем никаких документов при трудоустройстве не надо, даже паспорт не просят. Знаешь там какая текучка кадров! Как правило, раздатчиками устраиваются нелегальные мигранты, приехавшие в Петербург на заработки без документов. А как только они делают все нужные документы и справки, то тут же уходят. Ну, еще есть парочка пенсионеров и несколько студентов, подрабатывающих на каникулах, – обнадежила меня собеседница, так и не назвавшая свое имя. 

Поблагодарив собеседницу за ценную информацию, я пошла дальше. В пути возникла мысль: получается, что люди, у которых мы из жалости берем всю эту макулатуру, чтобы отправить ее в урны, лишь мигранты, устроившиеся на легкие деньги без документов… И тут в паре шагов от входа на станцию метро передо мной вырос долговязый старшеклассник с вполне приятной внешностью. С располагающей улыбкой он протянул мне глянцевую рекламу и согласился пообщаться. Выяснилось, мой собеседник – 15-летний школьник, решивший подзаработать на летних каникулах. Дима, так он представился, трудится раздатчиком всего неделю. Флаеры он раздает по три часа в день в двух местах – у станций метро «Академическая» и «Гражданский проспект». 

– Правда, платить мне согласились лишь по 80 рублей в час, – с грустью признается молодой человек, – якобы потому, что мне нет 16 и по закону я не могу работать (хотя по трудовому законодательству по договору молодые люди имеют право на трудоустройство уже с 14 лет. – Прим. авт.). Я получаю меньше всех, у других зарплата доходит и до 200 рублей в час. Нормы розданных листовок у нас нет, чтобы промоутеры специально не выкидывали их в мусорку. Нам платят за время, а не за количество... 

…Ни на следующий день, ни в последующие приветливого Дмитрия я больше у метро не встретила. Нелепое только на первый взгляд предположение: возможно, его уволили за беседу со мной. Но, оказалось, разговаривать с прохожими людям, раздающим рекламу, строго-настрого запрещается. За этим зорко следят проверяющие, или, говоря рекламным языком, супервайзеры. Эти люди, осуществляющие неусыпный контроль за командой раздатчиков, фотографируют нарушения. За них работник может поплатиться не только штрафом, но и местом. 

Обязанности есть – гарантий нет

Мониторинг вакансий раздатчиков рекламы показал, что средняя зарплата за эту работу в Петербурге сегодня составляет 100 рублей в час. При этом требований к потенциальному сотруднику никаких нет, да и должностные обязанности, прямо скажем, скудные.

– Раздача листовок у станций метро в определенное время, – описали мне в двух фразах работу по телефону, взятому с сайта вакансий.

– А договор вы заключаете? – интересуюсь я.

– Девушка, какой еще договор? Приходите, работаете, получаете деньги и уходите! – отрезали на том конце провода.

Словом, нет никаких гарантий, что за работу действительно заплатят. А ведь случаи, когда рекламные компании не платили раздатчикам, сегодня нередки. Например, 14-летней школьнице Ольге фирма, нанявшая ее еще в феврале для рекламы одного известного косметического магазина, до сих пор не отдала честно отработанные 3 тысячи рублей. 

– В компании, где я работала весной этого года, расплачивались в конце каждого месяца, – рассказала Ольга. – Так вот если в феврале мне заплатили зарплату, то в марте – нет. Сначала сказали, что нет денег, а потом придумали какие-то отговорки насчет срока давности задолженности. Потерю этой суммы я, конечно, переживу, но ведь я на морозе стояла, мерзла, от людей порой оскорбления выслушивала. 

По словам юриста Елены Богдановой, человек, который добровольно идет на эту работу, от обмана ничем не защищен. И если он согласился работать без договора и соглашений, то это вина работника, и закон тут не поможет. 

Этого вида рекламы нет в законе

Насколько законен этот вид рекламы? Полиция, говорят раздатчики, к ним не придирается и считает их данностью. Хотя, по словам юристов, если покопаться в федеральном законе «О рекламе», не все так гладко.

– Как правило, все, что раздают у метро, можно приравнять к юридической рекламе, так как в листовках указаны конкретные адреса и телефоны, – пояснила юрист Елена Богданова. – В законе «О рекламе» как раз говорится, в каком порядке она должна согласовываться и где ее должны раздавать. Еще есть один тонкий момент: качество услуг, которые рекламируются, по идее должно проверяться. Но смотреть и проверять каждую листовку по отдельности никто не станет. И наконец, если заглянуть в упомянутый закон «О рекламе», то мы найдем регламент на все виды рекламы, кроме этого. Получается, что розданная на листовках реклама – такой хитрый способ, который не предусмотрен законом. Кстати, сюда же попадает и «реклама на плечах», чем фирмы зачастую пользуются.

Получается, что промоутеров нельзя оштрафовать, потому что по закону их как бы в природе не существует. А значит, что не запрещено, то разрешено. Отсюда и толпы раздатчиков на улицах Петербурга, и рекламные листовки, брошенные или ими или гражданами мимо урны.

 

 

 

тем временем…

7 причин, по которым люди не берут листовки

– «Очень навязчиво раздаются, раздражают раздатчики».

– «Думаю, что такая реклама неэффективна».

– «Не беру, когда эту рекламу пихают агрессивно и назойливо».

– «Не беру, если мне ее молча протягивают с каменным лицом».

– «Меня в ней ничего не интересует, отношусь к ней как к спаму».

– «Жалко бумагу и деревья, которые уходят на листовки».

– «Раздражает, потому что она переполняет урны».

7 причин, по которым люди берут листовки

– «Использую листовки как закладки в книжки».

– «Жалко тех, кто раздает, – это их работа, а мне взять несложно».

– «Возможно, воспользуюсь рекламируемыми услугами».

– «В рекламной листовке могут оказаться скидки и бонусы».

– «В листовке содержится полезная информация об услугах, которые предоставляются в месте, где ты работаешь или живешь, – новые магазины, кафе, салоны»

– «Их берет мой ребенок, а потом играет с ними».

– «Если рекламный материал имеет формат календарика, схемы метрополитена или другую полезную информацию».

между тем…

За час в урну выкидывают около тысячи рублей

Себестоимость рекламных листовок минимальна. Каждая обходится заказчику в один рубль. Производство (макет и типографская печать) листовок обойдется компании около 5000 рублей. По итогам мониторингов рекламных компаний за один час в час пик у одной станции метро раздается чуть больше тысячи листовок, а на руках у граждан остается не более 10 процентов. Значит, в мусорное ведро летит около тысячи флаеров. То есть тысяча рублей. 

из первых рук

«За разговоры, общение и улыбки нас штрафовали!»

Раздатчик рекламы Ирина Попова (имя и фамилия изменены) на условиях анонимности рассказала корреспонденту «НВ» о секретах своей работы:

– До выхода на пенсию я не работала вообще – мой муж обеспечивал семью. Но из-за тяжелой болезни он лишился работы, и я была вынуждена пойти трудиться. От безысходности хваталась за все. Знакомая посоветовала мне пойти раздатчиком рекламы, и я устроилась. Два месяца я раздавала рекламки про компьютерную помощь. Причем офис фирмы, оказывающей эту самую помощь, был довольно странный. Что за услуги предоставляла фирма – большой вопрос. Я лично видела, каких горе-специалистов принимали на работу. Я бы их к своему компьютеру близко не подпустила! При приеме на работу у них не спрашивали ни одного документа. Лишь выдавали под залог мобильный телефон, по которому мог позвонить потенциальный клиент, и все! Нас, раздатчиков, также брали без документов. Даже паспорт не спрашивали, я уж не говорю о прописке. Схема работы выглядела так: мы приходили утром в офис, брали листовки, сумку, оставляли при этом залог – паспорт или 500 рублей – и шли к станции метро, где стояли четыре часа и раздавали листовки. Нормы раздачи у нас не было. Работодатель это объяснял тем, что если ее вводить, то многие раздатчики просто выкидывают часть листовок в урну. После четырех часов работы мы возвращались в офис, сдавали сумку с оставшейся продукцией и получали зарплату. Тогда нам платили 120 рублей в час. То есть за четыре часа работы выходило 480 рублей. Деньги, конечно, небольшие с учетом того, что приходилось стоять в любую погоду, да и проезд нам никто не оплачивал. То есть дорога от офиса до точки и обратно оплачивалась из собственного кармана. 

Но самое сложное другое, из-за этого я и ушла. В точках раздачи непрестанно ходили проверяющие, которые за тобой следили и фотографировали, как ты работаешь. Причем вычислить их было невозможно, мы не знали, как они выглядят. К раздатчикам существует несколько, на мой взгляд, трудно выполнимых требований. Они не должны разговаривать и отвечать на чьи-либо вопросы. Например, часто прохожие просят объяснить им путь куда-либо, что-то подсказать. Но мы не могли сделать даже этого! Было противно и неудобно отказывать в элементарной вежливости, но приходилось! Иначе нам грозил штраф. Рассказывать про рекламируемую услугу нам также запрещалось. Все, что входило в наши обязанности, – это пихать в руки прохожему календарик с рекламой и говорить одну-единственную фразу: «Компьютерная помощь». Улыбка тоже не поощрялась. 

За нарушения нас наказывали рублем. Процент штрафа зависел от нарушения. У некоторых коллег доходило до того, что они за невинный разговор с прохожим вообще лишались половины заработка. 

И еще. Постоянного штата раздатчиков в фирме не было. Отбор кадров устроен по принципу «кто первый встал, того и тапки». Кто раньше пришел на работу – тот и идет раздавать листовки. В постоянных проверенных работниках работодатель не заинтересован. Я проработала в фирме почти полгода и считалась старожилом. Среди раздатчиков, кстати, было немало пенсионеров. Через некоторое время так получилось, что нас начали вытеснять мигранты. Когда третий раз подряд моя сумка с карточками досталась другому раздатчику неславянской внешности и выяснилось, что я приехала на работу зря, я плюнула и ушла. Теперь я раздаю… газеты. Это более законный и высокооплачиваемый труд.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.