Пулковские высоты
К 2014 году петербургский аэропорт, на работу которого сегодня жалуются пассажиры, обещают поставить в один ряд с лучшими мировыми терминалами
К 2014 году петербургский аэропорт, на работу которого сегодня жалуются пассажиры, обещают поставить в один ряд с лучшими мировыми терминалами
Петербуржцы и гости города с замиранием сердца смотрят на масштабную стройку в районе Пулково. С ее окончанием должны исчезнуть толчея в помещениях терминала, очереди у стоек регистрации и давка в залах выдачи багажа
Новая примета петербургского лета – многочисленные жалобы на работу аэропорта Пулково. В последние годы с наступлением сезона отпусков горожане сталкиваются здесь с огромным количеством сложностей как во время отправления, так и после прибытия на родную землю. Недавно один из петербуржцев, вернувшихся с зарубежного курорта, выложил в Мировую сеть видео очередной «битвы за чемоданы», случившейся в зале выдачи багажа. Несколько сотен человек буквально штурмовали транспортеры с багажом, чтобы добраться до своих сумок, активно помогая себе локтями и кулаками. А до этого, как рассказали пассажиры, им пришлось сначала в течение получаса ждать выхода из самолета через единственный поданный трап, затем отстоять огромную очередь на пограничном контроле.
– Любимый город встретил так, что все радостные впечатления от отпуска тут же улетучились, – признался один из пассажиров.
Корреспондент «НВ» недавно лично стал свидетелем царящей в аэропорту неразберихи. Регистрация на улетающий в Тиват лайнер, если верить многочисленным информационным табло, велась на стойках номер 9 и 10. По факту же тут регистрировали пассажиров, вылетающих в Москву, а чтоб найти черногорский рейс, пришлось побегать по залу. Наконец нужная стойка все же обнаружилась. По официальной информации, тут должны были регистрироваться граждане, вылетающие в Уфу. Толпы людей перемещались по территории терминала в хаотическом порядке, задевая друг друга сумками и чемоданами на колесиках. Особый колорит действу придавали узбеки, вылетавшие из Петербурга домой и спрашивавшие стоящих в очереди людей у каждой стойки: «Сюда на Ош?» (в этом киргизском городке находится один из основных аэропортов Средней Азии).
– Толчея у стоек регистрации – это еще не самое неприятное, – рассказала петербурженка Алла Демидова, вылетавшая из Пулково в Испанию. – Когда мы зашли в зону таможенного контроля, выяснилось, что оформлением билетов и приемом багажа занимаются всего несколько человек. Притом что примерно в одно время вылетали шесть или семь самолетов. Представляете, какая очередь там скопилась! Даже по громкой связи объявляли: люди, мол, пропустите пассажиров таких-то рейсов, иначе самолет улетит, а они останутся. О каком комфорте можно говорить, если в такой ситуации многие даже в туалет не рискнули зайти?
Свое неудовольствие сложившейся в Пулково-1 ситуацией высказал и вице-губернатор Сергей Вязалов. Во время Петербургского международного экономического форума чиновник жестко раскритиковал систему регистрации пассажиров. Особенно его возмутил тот факт, что в терминале «все запутано».
Виной всему – слишком высокий пассажиропоток, с которым терминалу в его нынешнем виде уже не справиться, уверены в компании «Воздушные ворота северной столицы» (этот оператор управляет петербургским аэропортом с весны 2010 года). По словам главного операционного директора фирмы Фолькера Вендефойера, Пулково сегодня работает на пределе своих пропускных способностей. За три последних года пассажиропоток вырос на 70 процентов и в 2012-м, скорее всего, превысит 11 миллионов человек. При строительстве 1 аэропорта на эти цифры не рассчитывали.
Все изменится, как обещают в «Воздушных воротах северной столицы», уже в конце следующего года. В строй должны сдать первую очередь нового современного терминала, в котором пассажиров ждет не толчея и неразбериха, а «сервис мирового уровня». Речь идет о главном здании нового централизованного пассажирского терминала (огромный комплекс площадью почти 95 тысяч квадратных метров), предтерминальной площадки и северной посадочной галереи, которая откроется на месте бывшего здания авиакомпании «Россия», снесенного в апреле.
– Каркас главного здания уже готов на 98 процентов, – сообщила корреспонденту «НВ» официальный представитель аэропорта Пулково Анна Федосеева. – Строители приступили к внутренней отделке здания и монтажу несущих конструкций крыши и фасада. Начаты работы по монтажу скайлайта – элементов системы естественного освещения здания. В общей сложности на стройплощадке сегодня трудятся 1673 человека, представляющие 22 подрядные организации. Все работы завершатся в четвертом квартале 2013 года.
А что же Пулково-1? После начала работы нового терминала, как отметила Анна Федосеева, его тоже ждет глобальная реконструкция. Существующую зону пограничного контроля, работа которой вызывает так много нареканий у пассажиров, полностью снесут, а на третьем этаже здания откроют новый коридор прибытия. По словам авторов проекта, это позволит по-новому организовать выход пассажиров и исключит задержки. Общая площадь объединенного терминала увеличится в 3,5 раза по сравнению с нынешней, что позволит аэропорту в обычном режиме принимать до 14 миллионов пассажиров в год. Кроме того, предстоит реконструировать энергосистему и систему пожаротушения, а также отреставрировать фасад здания.
Работы займут около девяти месяцев и полностью закончатся к концу июня 2014 года. К этому же сроку обновят и летную инфраструктуру – расширят перроны, увеличат количество рулежных дорожек и стоянок для самолетов, построят гостиницу, бизнес-центр и многоярусную парковку на 516 машин. Общий объем инвестиций оценивается в 1,2 миллиарда евро. И вот тогда, видимо, наш аэропорт перестанет наводить на пассажиров ужас и займет место в ряду лучших европейских терминалов. Во всяком случае, хочется на это надеяться…
Победители конкурса, британские архитекторы, убедили городские власти значительно расширить пассажирскую зону
история вопроса
Проекты оценивали по очереди Участие в конкурсе, объявленном городской администрацией еще в 2007 году, приняли четыре архитектурных бюро. Свои проекты развития петербургского аэропорта представили архитекторы из Skidmore, Owings & Merrill (США), Grimshaw & Partners Ltd (Великобритания), «Земцов, Кондиайн и партнеры» (Россия) и GMP (Германия). Интерес к конкурсу был настолько велик, что его решили провести в два этапа. Членам жюри, среди которых оказались ведущие российские архитекторы и мировые эксперты в области организации аэропортовой инфраструктуры, предложили оценивать проекты по очереди. Поначалу ни одна из работ экспертов не устроила. Особые претензии у архитекторов возникли к архитектурному оформлению комплекса аэропорта. Кроме того, не все участники сразу справились с техническим заданием. В итоге предпочтение отдали британскому проекту, который сейчас реализуется, а работы начались не в 2008-м, как это планировалось, а только в 2012 году. В общей сложности на первый этап глобальной реконструкции Пулково планируется потратить около 1,2 миллиарда евро. Проект-победитель предусматривает поэтапное включение в один большой общий комплекс всех терминалов аэропорта (в том числе и возводимого сейчас Пулково-3). За счет этого удастся не только перенаправить пассажиропотоки, разбив их на несколько «рукавов», но и значительно модернизировать саму систему входа и выхода пассажиров.