«Зоя»: над вымыслом слезами обольюсь?

Очередной телесериал повествует о мифах сталинской эпохи.

Очередной телесериал повествует о мифах сталинской эпохи.

Когда я впервые услышал только название новой премьеры Первого канала и лишь краем глаза увидел анонсы, то почему-то вдруг в голову пришла шальная мысль: «Как интересно! Теперь нам расскажут подлинную историю жизни Героя Советского Союза Зои Космодемьянской». Ведь именно с ее именем ассоциировался в массовом сознании советских людей подвиг самоотверженной девушки во время Великой Отечественной войны. Достаточно вспомнить поэму Маргариты Алигер «Зоя». Меня ждало жестокое разочарование. Зоя оказалась другой. Режиссер Виталий Павлов выбрал в героини нового сериала актрису Зою Федорову.

Видимо, чувствуя, что он обретет в связи с предстоящей премьерой множество упреков и критики в связи с весьма вольной трактовкой некоторых фактов биографии популярной артистки советской эпохи, режиссер (он же автор сценария) пошел на хитрость, заменив в фамилии героини только одну букву, по сути ничего не меняя в канве ее биографии. Так вполне реальная и яркая Зоя Федорова превратилась в некую Зою Федотову. И от этой подмены сразу возникает чувство неловкости, будто присутствуешь при некоем розыгрыше. К счастью, сериал «Зоя» длился всего восемь серий. И пора разобраться в увиденном. А для того, чтобы мы все поняли правильно, нам даже показали после окончания сериала документальный очерк «Бриллиантовое дело Зои Федоровой». Стоит отметить это подобное новаторство «в программировании» эфира продюсерами Первого канала.

Сам господин Павлов не впервые тревожит тени великих предков, являя на экран знакомые фигуры прошедшего времени. Не так давно он вызвал определенный интерес зрительской аудитории, выпустив сериал «Галина» про дочку Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Именно в этой картине и появилась одна из телереинкарнаций Зои Федоровой в лице актрисы Раисы Конюховой. Случился и другой сериал – «Охотники за бриллиантами», – в котором одна из самых мутных и непонятных криминальных историй времен стареющего Брежнева получила развернутое воплощение. И в этой ленте, естественно, не могли не обойтись без Зои Федоровой, сыгранной Тамарой Семиной. В новом сериале артистку Федотову (Федорову) играет неплохая актриса Ирина Пегова, но, по-моему, все, что увидели зрители в «Зое», имеет такое же отношение к РЕАЛЬНОЙ личности человека, жившего и страдавшего в нелегкие времена, какое имеет какой-нибудь портрет Сталина на обложке журнала «Огонек» 1949 года к Иосифу Джугашвили.

С некоторых пор наше кино, особенно его телевизионные деятели, просто-таки влюбились в советскую эпоху, черпая из нее сюжеты и героев для своего «мыла».

Больше всего почему-то сценаристы и режиссеры полюбили Лаврентия Павловича Берию. Его, видимо, определили на роль главного злодея новейшего российского исторического сериального кино. Если раньше все режиссеры и артисты старались, чтобы их трактовка образа В.И. Ленина отличалась от прежних, так нынче, кто во что горазд, стараются явить публике зловещий образ Берии. Сталин при этом даже как-то отходит временами на второй план. Все судьбы в выдуманном пространстве нынешнего российского телекино вершит он, злодей, насильник, кандидат в диктаторы. Спасибо, что хотя бы его имя, отчество и фамилию оставили без изменений в сериале «Зоя», где абсолютно все персонажи лишены своих настоящих фамилий.

Защитившись подобной хитростью от возможных претензий по части достоверности, режиссер Павлов окунулся с головою в две стихии – рассказ о сердечных привязанностях артистки Федотовой и детективную интригу, связанную с ее убийством. В первом случае многое переврано и искажено, а иное и вовсе забыто. Как не показана, например, история любви реальной Зои Федоровой и летчика Ивана Клещева. Как переврано имя американского возлюбленного актрисы, когда Джексона Тейта переименовали почему-то в Джозефа. А в истории с загадочным убийством наведена такая тень на плетень, что фигура героини вырастает не то в главу «бриллиантовой мафии», не то в отпетую диссидентку. По-моему, реальная Зоя Алексеевна Федорова не имела отношения ни к тому, ни к другому. А была просто женщиной с не очень счастливой судьбой. Что же касается ее популярности в 1930–1940-е годы как актрисы, то в сериале «Зоя» она очевидно преувеличена. Да, она была дважды лауреатом Сталинской премии, но эти фильмы («Музыкальная история», «Боевые подруги») не делали погоды в советском кино, хотя и вызывали несомненный интерес зрителей.

Словом, в телеэфире показали «не ту Зою». Разоблачительный пафос сериала растворился в странностях характера главной героини, которую, как могла, пыталась изобразить артистка Пегова. Временами просто кажется, что ее наивность есть следствие недалекого ума и граничит с откровенной глупостью. А уж перипетии альковных похождений теле-Федотовой и вовсе отдают дешевой мелодрамой самого низкого пошиба, заставляя вспомнить о богатых, которые тоже плачут. В современной версии о суровых сталинских временах, как выясняется из нынешнего сериала, плакали и популярные артистки. Но эти потоки слез и обид как-то не производят впечатления ввиду явной своей придуманности.

Современная же линия судьбы героини, представленная странноватой девушкой Викторией, дочерью «актрисы Федотовой», выглядит и вовсе инородным фабульным «довеском», призванным поспекулировать на сочувствии потенциальной аудитории. А ведь «американский сюжет» в жизни матери и дочери и спровоцировал, как мне кажется, ту трагическую развязку биографии Зои Алексеевны Федоровой в декабре 1981 года, с которой начинается сериал.

Жаль, что он выглядит не более чем имитацией бродячих мифов и слухов о непростых человеческих судьбах и такой же непростой эпохи. Но мне кажется, что в ближайшее время нас с вами ждут новые испытания на сем телебиографическом поприще. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.