Выход к морю закрывается

Соседи России по Балтике нашли способ перекрыть кислород нашим туристам, желающим совершать морские путешествия из Петербурга

 

Соседи России по Балтике нашли способ перекрыть кислород нашим туристам, желающим совершать морские путешествия из Петербурга

Единственная и сверхпопулярная российская паромная компания на Балтике – St. Peter Line – вынуждена отказаться от дальнейшего развития паромных проектов и даже не исключает, что придется свернуть нынешние маршруты Петербург – Хельсинки и Петербург – Стокгольм – Таллин. Об этом заявил гендиректор компании Игорь Глухов. Только успели петербуржцы да и тысячи других россиян вкусить прелесть морских прогулок, как приходится от них отвыкать… Причин две: по инициативе финских пограничников введена новая – дискриминационная по отношению к российским туристам, а также туристам из ЕС и США, которые хотели бы воспользоваться судами St. Peter Line, – трактовка «Шенгенского кодекса о границах». Другая причина – российские власти (и петербургские, и федеральные), никак на эти пограничные новшества не отреагировали, точнее, состоялся совершенно формальный разговор одного из наших чиновников с европейским комиссаром по транспорту, который, разумеется, закончился ничем.

St. Peter Line, хотя ее суда ходят под мальтийским флагом, компания российская с головным офисом в Петербурге. После краха в начале девяностых Балтийского морского пароходства почти 20 лет на Балтике безраздельно господствовали скандинавские и эстонские паромные компании. Причем Петербург они игнорировали – россияне, желающие совершить морскую прогулку, должны были автобусами или на своих машинах добираться до Хельсинки или Турку и уже там садиться на финские и эстонские круизные суда. Поэтому начавший курсировать между Петербургом и Хельсинки весной 2010 года паром «Принцесса Мария» – первое судно компании «Питерлайн» – стал популярен за считаные недели после начала работы.

В следующем году компания купила «Принцессу Анастасию», поставив ее на линию Петербург – Стокгольм – Таллин. Дела шли настолько хорошо, что к 2015 году петербургские паромщики планировали иметь на Балтике пять круизных лайнеров, а Смольный, вдохновленный стремительным ростом морского туризма (в минувшие выходные на борт «Марии» поднялся уже миллионный пассажир), запланировали открыть 20 паромных и круизных маршрутов по Балтике.

Между тем у зарубежных коллег – компаний «Силья Лайн», «Таллинк» и других – наметился застой в делах, потому что поток российских туристов на их корабли начал ощутимо снижаться. И коллеги нашли 

изящный асимметричный ответ: проштудировав еще раз шенгенский кодекс, они пришли к выводу, что на круизных туристов из Петербурга правила Шенгена не распространяются: они должны проходить полноценный паспортный контроль не только в первом «шенгенском» порту, например в Хельсинки или Стокгольме, но и во всех портах прибытия. Вдруг в первом порту не все пассажиры сойдут на берег, пройдя тем самым пограничный пост, а во втором смогут сойти уже бесконтрольно и раствориться на просторах единой Европы.

В теории такое, конечно, возможно, если предположить, что российские пограничники даром едят свой хлеб и пускают на борт паромов пассажиров без действующей шенгенской визы. И что в России есть желающие незаконно оказаться в ЕС. На практике же за два с лишним года ни у одного пассажира судов St.Peter Line желания стать нелегальным мигрантом не возникло.

Тем не менее новые правила были введены с 1 мая нынешнего года. Для наших туристов это обернулось часовыми очередями во всех портах прибытия. Случались и обмороки, когда эстонские пограничники открыли лишь четыре окошка из 24, в результате чего люди полтора часа томились в духоте. А тот, кто имеет однократную визу (как правило, это не петербуржцы), может посетить только один порт, ведь, если поставлена отметка о выезде, снова пользоваться однократной визой нельзя.

Туристы не могли на это не отреагировать – спрос на поездки на «принцессах» стал снижаться. По словам Игоря Глухова, миллионного пассажира они должны были перевезти еще в мае.

Между тем скандинавские коллеги решили закрепить успех и с 10 июля ввели еще одно ограничение: если зарубежные круизные суда, заходя в Петербург, будут брать на борт новых пассажиров, все пассажиры этого суда по прибытии в шенгенский порт должны будут пройти пограничный контроль как иностранцы. Таким образом возможность для наших туристов взойти на борт тех десятков зарубежных лайнеров, которые приходят на причалы «Морского фасада», тоже фактически перекрыта – вряд ли какая западная компания станет рисковать нервами своих европейских пассажиров ради того, чтобы взять группу из Петербурга. Пусть эта группа едет в Турку и там садится на корабль. 

Официально эти новшества исходят из штаб-квартиры ЕС в Брюсселе, неофициально же известно, что инициатором их выступили финны. Поддержали их и шведы с эстонцами. А вот Германия от «нового прочтения» шенгенских правил отказалась – ей эти туристические войны ни к чему. 

Что в итоге? Если новые паспортные правила не будут отменены, на всех планах по развитию Петербурга как центра российского морского туризма можно будет ставить крест. Иностранцы к нам приезжать будут, ведь для них введена беспрецедентная льгота – возможность безвизового въезда на 72 часа. А вот гражданам России придется садиться на чужие корабли в чужих портах. И не потому, что у нас такие хитрые соседи, – они всего лишь умеют считать свои деньги и не гнушаются протекционистскими мерами. А потому что эта попытка вновь вытеснить российские суда с Балтики не волнует ни российский МИД, ни комитет по внешним связям администрации Петербурга, ни экономический блок федерального и городского правительств, ни российскую погранслужбу, которой соседи демонстративно отказывают в доверии. Если бы их это волновало, найти ответные меры не составило бы труда.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.