Пыль глобализации
Что связывает Тимбукту и Петербург? Отношение к историческим памятникам
Что связывает Тимбукту и Петербург? Отношение к историческим памятникам.
Несколько дней назад высокообразованные и хорошо одетые делегаты очередной сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, выйдя на Сенатскую площадь, аж на пяти языках призывали одуматься малокультурных малийских исламистов, которые в религиозном порыве с кирками наперевес крушат древние суфийские мавзолеи и мечети в городке Тимбукту. Земляными червяками сотрудники ЮНЕСКО никого не называли, но так страстно призывали положить конец этим отвратительным деяниям, что министр культуры Мали даже разрыдалась.
На исламистов из группировки «Ансар ад-Дин» эти вполне языческие призывы международных защитников памятников истории и культуры впечатления не произвели. Разрушители в своем праве: бьются с язычеством за чистоту веры. Для чего и крушат древние гробницы. Ведь их малийские единоверцы, которые много веков поклонялись своим живым и мертвым святым, просто не ведают, как далеки они от подлинного ислама.
Строго говоря, набожные парни из Мали не так уж не правы. Народный ислам суфийских братств и впрямь тот мостик, который в разных странах и на разных континентах столетиями соединял традиционные верования доисламского происхождения и книжную культуру ислама. И ни один этнограф не будет спорить с тем, что ритуалы некоторых братств в Верхнем Египте весьма похожи на шествия в честь движения погребальной лодки по Нилу в эпоху фараонов, а могилы мусульманских святых в Индонезии с их священными озерами и крокодилами, а также бесчисленными венками из индийской гвоздики до боли похожи на индуистские храмы.
Вот и в Африке так. Поскреби любого великого марабута, чьи мавзолеи сейчас громят парни из «Ансар ад-Дин», и найдешь настоящего наследника африканского фетишизма, который своими амулетами и ритуалами делает Бога ближе. В этих мавзолеях покоятся близкие и доступные местным туарегам святые, которые служат ходатаями перед Пророком и осеняют верующих своей «барака»-благодатью. За что их и почитают. И именно это для исламиста есть ересь, многобожие и язычество. А борьба с проявлениями язычества – дело благородное.
Когда в 1920-е годы доблестные отряды Абд аль-Азиза ибн Сауда захватили Мекку и Медину, они с чистой совестью разрушили мавзолеи на могилах шиитских имамов и даже памятник на кладбище, где похоронена первая жена Пророка – Хадиджа. Не потому, что считали Хадиджу недостойной женщиной, а потому, что поклонения достоин только Аллах, все остальное – многобожие.
Вот и туареги из «Ансар ад-Дин» тоже плевать хотели на причитания делегатов сессии комитета ЮНЕСКО – ведь им открылась истина, которая пока недоступна их менее просвещенным единоплеменникам, которых журналисты называют просто туареги.
Исламисты на севере Мали не гримаса истории, а законное дитя глобализации. Первые уроки истинной веры малийские туареги получили в ходе самого великого джихада современности, когда афганские моджахеды плечом к плечу с арабскими и африканскими единоверцами на деньги США и Саудовской Аравии изгоняли советских кафиров из Афганистана. Ликвидация исламской безграмотности среди туарегов продолжалась и позже – в суданских и пакистанских лагерях «Аль-Каиды» при посредничестве незабвенного Бен Ладена.
Так что разрушительные деяния малийских исламистов фактически ничем не отличаются от экспансии МcDonalds, Coca-Cola и продукции корпорации Apple. В конце концов они по всему миру подрывают устои местных кулинарных традиций, не говоря уже о местных производителях электроники. Точно так же как ребята из Мали подрывают веру единоплеменников в суфийских святых.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что ритуальные причитания экспертов ЮНЕСКО, адресованные радикалам из «Ансар ад-Дин», прозвучали в Петербурге, где памятников истории и культуры не меньше, а даже больше, чем в Тимбукту. С киркой и ломом на них никто не покушается. Но есть люди, одетые в ничуть не менее достойные костюмы, чем те, что носят делегаты сессии ЮНЕСКО, и на вооружении у них не примитивный лом, а шагающие экскаваторы, сверхсовременные стройматериалы и красиво начерченные мировыми звездами архитектуры проекты реконструкции и реновации. Именно они уже одарили Петербург стеклянными универмагами на Невском и Казанской, пузырями мансард на Почтамтской и псевдоампиром на Владимирской. Именно они хотят осчастливить Петербург амфитеатрами на Марсовом поле, бесчисленными атриумами на Большой и Малой Конюшенных и много еще чем. Именно они искренне считают тех, кто против, язычниками, которые упорно поклоняются старым камням, вместо того чтобы благодарить за комфортабельные новостройки.
Так чем же эти петербургские обновленцы отличаются от суровых парней из «Ансар ад-Дин», сражающихся с глинобитными мечетями и мавзолеями, построенными безбожными суфиями в Мали? Главный прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда решилась обратиться к захватившим север Мали исламистам, заявив, что уничтожение ими древних мавзолеев мусульманских святых в Тимбукту приравнивается к военным преступлениям. А до петербургских преобразователей Всемирного наследия ЮНЕСКО руки не дошли. Неужели они страшнее?