А если бы президент не вернулся в Крымск?..
Визит Владимира Путина в Крымск решил проблему выплат и компенсаций пострадавшим. Корреспондент «НВ» продолжает передавать из районов, пострадавших от катастрофического наводнения
Визит Владимира Путина в Крымск решил проблему выплат и компенсаций пострадавшим. Корреспондент «НВ» продолжает передавать из районов, пострадавших от катастрофического наводнения.
Так получилось, что с первого дня своей командировки в Крымск я обратил особое внимание на центр временного размещения для многодетных семей, расквартированный в интернате напротив здания районной администрации. Самые многодетные постояльцы интерната – семьи Михаила Васильевича Селезнева (пять детей) и Натальи Иваткиной (шесть детей). О мытарствах этих семей я уже рассказывал в своих предыдущих репортажах, но вкратце напомню. Селезневы и Иваткины, потерявшие кров, были вынуждены по каждому чиху чиновников уезжать в свои разрушенные дома, чтобы доказывать, что они больше не пригодны для проживания. Оценщики что-то записывали, но с окончательным решением вопроса не торопились. Процедура оценки ущерба размыта настолько, насколько размыто жилище пострадавших… И какие там 150 тысяч рублей на возмещение ущерба, если Иваткины не могли получить даже по 10 тысяч на человека, потому что закон говорит, что нельзя получить единовременную компенсацию более 50 тысяч на всех…
Повторно приехав в Крымск, Владимир Путин явно не по сценарию кубанского губернатора встретился с пострадавшими и узнал об их проблемах. Устроив разнос губернатору Ткачеву и его подчиненным, президент потребовал в течение недели выплатить все и всем.
Крымск оживленно загудел, а Александр Ткачев на заседании краевого правительства попытался превратить поражение в победу:
– От Владимира Владимировича нам досталось всем, все недоработали. Теперь – ноги в руки: вам придется пахать! Летние отпуска в областной администрации отменяю. Вы должны лично зайти в каждый пострадавший дом, особенно туда, где живут многодетные семьи. Нужно, чтобы каждый пострадавший получил по 150 тысяч рублей компенсации, независимо от состояния дома и имущества. Даю вам на это три дня.
Ох, как гибко умеет руководить подчиненными Александр Николаевич! Президент дает указание сделать все за неделю, а хозяин Кубани (и уже от своего имени) – за три дня! Вот и держится на своем посту губернатор уже 12 лет – и ни Крымск ему не страшен, ни Кущёвка…
Но вернемся к многодетным семьям. До визита Путина мать шестерых детей Наталья Иваткина и ее семья квартировались в помещении, которое больше походило на огромную больничную палату. В этой палате Наталья тогда и пожаловалась мне:
– Наш саманный дом на Адагумской улице пришел в негодность еще после наводнения 10-летней давности. Однако все мои усилия, чтобы его признали непригодным для проживания, были бесполезны. А после нынешнего потопа от дома вообще осталась лишь часть стен. Я несколько раз встречалась с оценочной комиссией, но акт о том, что мой дом не пригоден для проживания, так и не получила.
После приезда президента я встретил многодетную мать в куда более приподнятом настроении: солдаты срочной службы переносили кровати, тумбочки, матрацы на первый этаж интерната, в обособленный бокс, а Иваткина руководила процессом.
– Теперь условия будут значительно лучше, – улыбалась Наталья. – Посмотрите, за нашей отдельной комнатой находятся туалет и душевые кабинки, там чистый, красивый кафель. Впервые за неделю моя семья находится не в состоянии стресса, а в состоянии относительного покоя.
– А в какую комнату переехали Селезневы и их пятеро детей? – спрашиваю.
– Михаил всю семью отправил куда-то к родственникам, а сам переехал в свой разрушенный дом на Советской улице, чтобы было удобнее общаться с оценщиками ущерба.
Тогда Наталья еще не знала, чем для нее, как и для других многодетных семей Крымска, закончится эта эвакуация. Услышав о скитаниях многодетных семей, Путин так посмотрел на Ткачева, что уже на следующий день Иваткины в полном составе смогли въехать в просторную квартиру в спальном районе Краснодара.
– Не могу поверить, мне кажется, что это сон, – говорит Наталья. – Квартира – шесть комнат! А компенсацию в 1 миллион 200 тысяч мне обещали выплатить уже в середине недели!
А если бы президент не приехал в Крымск повторно?..