Старообрядческие общины – наше национальное достояние
То, что в церкви происходят обрядовые изменения, – это нормально. Что-то отмирает, что-то появляется. Меняются люди, меняются психология и мировосприятие жизни. Но происходить это должно эволюционным путем
То, что в церкви происходят обрядовые изменения, – это нормально. Что-то отмирает, что-то появляется. Меняются люди, меняются психология и мировосприятие жизни. Но происходить это должно эволюционным путем. А вот предпринятый в XVII веке по инициативе патриарха Никона комплекс богослужебно-канонических мер, направленных на изменение существовавшей в тот период обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой, стал революционным и вызвал раскол. Реформа задела людей за живое, встревожила общество.
Чтобы менять книжные тексты, нужны усилия серьезных специалистов, владеющих методологией, знающих текстологию, книжную технику. Разве такое было в XVII веке? Нет, конечно. Не было того количества книг, не то что специалистов. Брали современные украинские книги, подводили под московскую лексику и выпускали их в измененном виде. А это тексты культуры барокко, не имеющей никакого отношения к греческой традиции, к которой нас пытались приравнять.
Старообрядцы выражали протест, за что сильно страдали. Русская православная церковь искала выход из сложившейся ситуации, пути к объединению. Не сразу пришла простая, но очень верная мысль: а почему бы не разрешить желающим молиться старым чином, но при этом оставаться в православии. Первым стал взаимодействовать со старообрядческими общинами начиная с 1780 года архиепископ Никифор (Феотоки). В последующие два десятилетия такой компромисс распространился на всю страну и получил название «единоверие». Это был миссионерский проект. Первый единоверческий приход, который и сегодня существует, появился в 1798 году в селе Злынка Кировоградской области Украины, тогда это была Новороссия.
Несмотря на такое сближение, единоверцы имели ряд ограничений. Например, при смешанном браке (один – обычный православный, другой – единоверец) венчать можно было только по новому чину. Рожденного ребенка в такой семье можно было крестить опять же только по новому чину. Единоверческие священники не могли исповедовать обычных прихожан. Нельзя было переходить из православия в единоверие.
Борьба по преодолению раскола получила новый виток развития в начале ХХ века. После Поместного собора 1917 года, в частности, единоверцев стали называть православными старообрядцами. Это мудрое решение. Действительно, люди остались старообрядцами, но не захотели пребывать в том расколе, который произошел в XVII веке. Проблеме преодоления раскола было уделено большое внимание на Поместном соборе 1971 года.
На сегодняшний день в России существует порядка 30 единоверческих приходов. Это, конечно, немного. Однако в 1989 году было всего два таких прихода. Так что динамика есть. Много старообрядческих деревень находится в Туве. Часто туда приезжают прихожане из других поселений и просят, например, покрестить ребенка старым чином. Среди прихожан все чаще встречаются представители интеллигенции.
Однако в отдельных приходах, к сожалению, наблюдается тенденция к обособлению, к закрытости. Туда не хотят пускать обычных православных людей. Это неправильно. Старообрядческие общины – наше национальное достояние, и оно должно быть доступно.
В целом же отношения между обычными православными и единоверческими приходами сейчас доброжелательные. Конечно, есть и проблемы. Связаны они обычно с тем, что все решения в епархиях принимает правящий архиерей, а у него может быть различный подход к вопросу об отношениях с единоверцами. Справедливости ради стоит отметить, что в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии сотрудничество происходит позитивно. Примером тому можно считать Никольский единоверческий храм в Санкт-Петербурге и приход Тихвинской иконы Божией Матери в поселке Павлово-на-Неве.