Читайте, смейтесь, негодуйте!
В Москве вышла последняя часть романа Юрия Полякова «Гипсовый трубач, или Конец фильма»
В Москве вышла последняя часть романа Юрия Полякова «Гипсовый трубач, или Конец фильма».
Роман в трех книгах издавался пять лет. Писался, по признанию автора, лет пятнадцать. И вот наступил обещанный в заголовке конец фильма – вышла последняя часть.
Юрий Поляков вновь залепил увесистую пощечину либеральным тусовщикам да и всей сошедшей с ума России. И сделал это весьма красиво!
Когда издательская реклама уверяет, что от романа не оторваться, он читается в один присест, это, скорее всего, неважнецкий роман – для чтения в метро или на пляже. Читатель глотает сюжет, как похмельное пиво, и получает лишь одно удовлетворение – от завершения истории. Хороший роман читаешь, словно пьешь элитный коньяк, маленькими глотками, смакуя каждую фразу. Увы! Чтение как особый вид эстетического наслаждения в наше время становится занятием избранных. Наподобие визита в филармонию или спокойных прогулок по Эрмитажу.
Поляков пишет со вкусом, словно неспешно разглядывает картины великих живописцев и слушает при этом музыку не менее великих композиторов: Равель, Григ, Чайковский, Кустодиев, Рубенс, Караваджо, Айвазовский, Гершвин, Мусоргский… И никакой цветомузыки, никакой окололитературной «фанеры» – все свое, подлинное.
Так вот, о содержании сатирической эпопеи. Беллетрист Кокотов, пишущий под женским псевдонимом, и скандально известный режиссер Жарынин отправляются в подмосковный Дом ветеранов искусства писать киносценарий, где и попадают в нешуточную передрягу. Читая роман, вспоминаешь Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Ильфа-Петрова, Зощенко…
По признанию самого автора, ему давно хотелось сочинить свободный роман, в котором сюжет прихотливо витает меж разговоров, воспоминаний, вставных новелл, имея в виду, что значительную часть жизни люди просто разговаривают, выслушивают чужие истории или перебирают в памяти минувшее. И Юрий Поляков свое намерение осуществил в самой изысканной форме. Чего стоят одни рассказы ветеранов искусства о переплетении своих жизней с жизнью страны! Сталин, Берия, Хрущев, Андропов, Брежнев, ВЧК-КГБ, быт артистов, художников и писателей, известных журналистов – все истории взяты не с потолка, по ним можно составить энциклопедию русской жизни двадцатого века. Читаешь и диву даешься, как автор скрупулезно отбирает и сочетает факты, но делает это без университетского занудства, а весело, местами просто смешно. А сколько точных наблюдений и суждений, вложенных в уста героев или принадлежащих автору. Например: «Всякая мудрая дама может простить мужу охлажденный, даже равнодушный взгляд, но взгляд, в котором появилось сравнительное женоведение, она не простит никогда». Или: «Образование разведчика в сравнении с писательским – это Байкал рядом с сидячей ванной».
Особняком, но органично вплетаясь в роман, стоят мнимые или истинные изречения Сен-Жон Перса, которыми по всем поводам сыпет брутальный режиссер Жарынин. Вот навскидку о браке и женщинах: «Мы всегда влюбляемся в самую лучшую на свете женщину, а бросаем всегда самую худшую. Но речь идет об одной и той же женщине». «Приличная женщина предпочтет ночное одиночество утреннему стыду». О творчестве: «Бессмертным человека делает шедевр или подвиг!», «Человек проводит в сортире гораздо больше времени, чем в объятиях страсти, однако мировая поэзия отдана любви, а не унитазам!», «Хорошие писатели изучают жизнь, а плохие – самих себя», «Скорее мартышка станет человеком, чем талант – гением», «Где секс, там комедия, где любовь, там драма, где деньги, там трагедия». «Искусство существует именно для того, чтобы наказывать зло, ибо жизнь с этой задачей не справляется». «За славу всегда расплачиваются жизнью. Иногда в рассрочку, иногда сразу». «Традиция требует таланта, а для новаторства достаточно нахальства». «Все рано или поздно осознают свою бездарность. Главное – не делать из этого поспешные выводы». «Искусство – это придуманная правда». «Художник, сохраняющий верность жене, изменяет Искусству!»
Или такие: «Вековое желание России стать Европой – это форма рецидивирующего слабоумия». «Суд – это такое место, где вы можете купить столько правосудия, на сколько у вас хватит денег». «У настоящего зла улыбка стеснительного филантропа».
И таких афоризмов, приписанных французскому поэту, лауреату Нобелевской премии 1960 года, в романе не менее двух сотен.
Так вот, о пощечине либеральным тусовщикам. Их в романе великое множество. Увесистых и звонких. Иногда пощечины заменены легкими щелчками по носу. Но есть и подзатыльники. Либеральная версия развития России Юрию Полякову явно не по душе, о чем он, не стесняясь, и заявляет своей веселой и мудрой книгой.
Читайте, смейтесь, негодуйте!