Окопались…
Заброшенные карельские рудники с ценным сырьем разворовывают практически в открытую
Заброшенные карельские рудники с ценным сырьем разворовывают практически в открытую
В поселке Шуньга в Заонежье средь бела дня воруют ценный шунгит и продают его с поддельными сертификатами через интернет, причем совершенно открыто. Природоохранное ведомство Карелии утверждает, что оно ничего поделать не в состоянии…
Старая заброшенная штольня сохранилась в Шуньге еще с XIX века. Теперь шунгит добывается открытым способом на карьерах вблизи поселка Толвуя, а здесь, в Шуньге, копали себе шунгит на продажу местные жители. Никто их не гонял, поскольку брали они немножко – соскребали со стенок да подбирали в отвалах. При чудовищной нищете Заонежья на такое мелкое браконьерство практически не обращали внимания, хотя чиновники «Карелнедр» комментировали эту ситуацию подчеркнуто эмоционально: «Там никто ничего не имеет права ковырять по закону «О недрах»!» Однако же многие годы никаких санкций к добытчикам модного минерала не применяли. Продают такие пакетики с шунгитом по всей Карелии, и туристы охотно их покупают. Это недорого, зато обещан волшебный эффект – целители объявляют шунгит «лекарством от всего на свете».
Но в прошлом году нашлись некие коммерсанты, которые решили втихаря добывать и продавать одну редкую разновидность шунгита, которую можно взять именно в этой штольне, – он блестящий, как черное стекло или обсидиан. Эта варварская деятельность уже начала приводить к обрушению штолен, которые, по сути, являются памятниками горно-заводского дела, правда, таковыми официально не числятся. Да и ландшафт вокруг безвозвратно утрачивается: ведь незаконная добыча шунгита ведется уже не только в штольне, но и с поверхности – срывается слой почвы и выбирается блестящий минерал.
Выглядит это так. В штольне, которая, кстати, находится прямо посреди поселка, поставлены лестницы и выбиты горизонтальные шурфы. Оттуда достают объект добычи – блестящие черные куски минерала, тот самый «элитный шунгит». Прочие, не блестящие фрагменты (а их большинство), просто брошены на пол. Поскольку лучшие кусочки, как назло, пристроились на потолке, то старатели долбят поверху. Кое-где уже пошли трещины и маленькие обвалы. Потом их может стать куда больше. Снаружи тоже плохо: рядом со штольней вырыты здоровенные ямы, откуда тоже выбирают «блестящие кусочки».
Любопытно, что заниматься этой деятельностью незаметно невозможно: место добычи – в нескольких метрах от шоссе на Медвежьегорск и Великую Губу.
Мы долго ломали голову над тем, кому понадобилось ковырять стенки и рыть ямы, когда вокруг шунгита – возами вози. Спрашивали у карельских геологов, те даже предположили, что блестящий камень «черные старатели» могут принимать за лиддит – минерал, который используют ювелиры для определения пробы золота.
Но действительность оказалась прозаичнее. В интернете нашлись рекламные объявления о продаже «элитного шунгита», и там продавец с удивительной прямотой заявляет, что берет камень именно в Шуньге. И прилагает к товару сертификат – мол, шунгит у него настоящий и ужасно лечебный. Но сертификат выдан на Зажогинское месторождение, где сейчас ведется открытая добыча шунгита для нужд промышленности, а не медицины. Зато как товар расписан! «Элитный шунгит (антраксолит) содержит до 98 процентов углеводорода и фуллеренов, тем самым его эффективность в очистке воды, гармонизации биополя, защите от электромагнитных излучений в несколько раз выше шунгитовой породы с содержанием углерода до 60 процентов. С каждым днем извлекать элитный шунгит становится все сложнее. Успейте приобрести этот удивительный минерал!»
Кусок «элитной» каменюки в 216 граммов стоит 3450 рублей. С учетом его абсолютно бесплатной и весьма малозатратной добычи – неплохо! Ведь штольня в Шуньге считается закрытым для разработки месторождением, его никто не арендует, никто за него не платит.
Это явное нарушение требований российского законодательства, в частности закона «О недрах». Росприроднадзор по Республике Карелия занимает весьма странную позицию, во всяком случае, так он излагает ее в официальном письме на наш запрос. Мы предлагали принять меры к незаконной добыче шунгита. Но чиновники считают, что могут контролировать только официально зарегистрированных пользователей недр.
Удивительно, как чиновники могут так подставиться? Дело в том, что в положении об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 года № 447, и в постановлении правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293 четко обозначены функции природоохранных чиновников. В частности – государственных инспекторов по геологическому контролю на соответствующих территориях. И среди этих обязанностей – пресечение самовольного пользования недрами различными способами, вплоть до передачи материалов в компетентные органы о привлечении к ответственности браконьеров.
…Шунгит – не единственное полезное ископаемое, которое воруют в Карелии. Точно так же поступают с мрамором на заброшенных мраморных ломках в Тивдии и в Рускеале. Точно так же можно натаскать глыб кварцитопесчаника – знаменитого шокшинского порфира – из полузаброшенного карьера рядом с действующим. Диабаза на Онеге – воруй не хочу. А ведь есть и медные руды, и золотосодержащие породы, и гранатовые копи, и эти заброшенные карьеры не охраняются. Мы, журналисты, туда совершенно спокойно попадаем и ведем мониторинг этих объектов, где все еще сохраняется множество ценных ископаемых. Только, похоже, наш мониторинг карельской природоохране ни к чему.
«Бомжи сказали, что их наняли питерские торговцы»
Михаил Филиппов, доктор геолого-минералогических наук (Институт геологии Карельского научного центра РАН):
– Я эти варварские «разработки» наблюдаю уже который год – у нас неподалеку геологическая база. Раньше «черные старатели» копались только в штольне, а теперь уже и вокруг долбят. Никто за этим не следит. Я как-то спугнул двоих по виду бомжей, которые какой-то ржавой лопатой нагребали шунгит в мешок. Спросил, куда они его денут. Те ответили, что их наняли питерские торговцы, им надо наковырять несколько мешков до вечера, приедет машина и заберет товар. А ведь только в этой штольне сейчас встречается антраксолит – шунгит особого качества, блестящий, как стекло. Штольня, насколько мне известно, охраняется как памятник природы, но реальной государственной заботы о ней я не вижу.
Несколько лет назад один московский предприниматель хотел сделать в штольне что-то типа центра релаксации – ведь в шунгитовых породах, тем более в такой толще, пропадает весь электромагнитный шум, окружающий городского человека постоянно и вредящий здоровью. Но ему не дали разрешение на такой центр – ведь в шунгите радиоактивный фон вдвое выше нормы. Так и стоит эта штольня никому не нужная, кроме ворья.
На самом деле вокруг поселка и дальше по Заонежью шунгита – как грязи, местные жители им межи выкладывают. Если очень хочется «волшебного камня», подбирайте его с полей, этим вы поможете крестьянам, которым очень трудно пахать на каменистой почве. А если продолжать ковырять штольню хаотично, как это делают сейчас, то могут произойти обрушения. Даже «волшебный» минерал может убить, если центнер шунгита рухнет с потолка.