Это фантастика?

Эти глобальные проекты можно назвать смелыми, можно – безумными. Но без обсуждения таких идей город развиваться не может

 

 

Эти глобальные проекты можно назвать смелыми, можно – безумными. Но без обсуждения таких идей город развиваться не может

 

 

В Петербурге регулярно озвучиваются идеи, которые на первый взгляд кажутся нереальными и, как правило, поначалу воспринимаются обществом в штыки. Но если отнестись к таким проектам более вдумчиво, становится понятно: в них есть рациональное зерно. Конечно, хватает и таких предложений, которые никогда не найдут поддержки ни у специалистов, ни у простых горожан, – речь идет о варварских проектах, грозящих разрушить ауру Петербурга. Их авторы покушаются на места, которые лучше вообще не трогать. Но мы решили остановиться на некоторых проектах, способных при детальной проработке в ходе широкого и профессионального обсуждения сделать наш город лучше.

Финский залив. Закопать, углубить или накрыть?

 

Крупный инфраструктурный проект, реализация которого может начаться уже в следующем году, – намыв территории в районе Сестрорецка. Подобные работы уже проводились в нашем городе – в результате площадь Васильевского острова значительно увеличилась, на ней появился терминал для океанских лайнеров. Но некоторые проектировщики предлагают пойти дальше и полностью засыпать всю прибрежную (мелководную) часть Финского залива в Курортном районе.

Замысел прост: береговая черта, на которой расположены пляжи, слишком узка, глубина – слишком мала, вода – слишком грязна. Для того чтобы искупаться, приходится идти сотню метров, а то и не одну, по дну. Если же все это мелководье засыпать, то город получит не только отличное пространство для летнего отдыха, но и огромные площади драгоценной земли в шикарном районе.

В качестве альтернативы сторонники идеи «реконструировать» Финский залив предлагают выстроить вдоль берега огромный мол (или несколько молов поменьше), который станет новой прибрежной зоной. На ней разместилась бы вся пляжная инфраструктура. Сами же пляжи можно создать, засыпав часть площади привезенным песком.

– Идея интересная, но неосуществимая, – считает аналитик финансового агентства Юрий Солодкин. – Инвестиции в такой проект должны составить миллиарды рублей. Окупятся они только в одном случае – если на новом берегу появится элитная недвижимость. Думаю, даже гостиницами такой проект не окупить. Однако тут есть другой, более перспективный вариант – провести дноуглубительные работы.

Вот только экологи и тут имеют свои контраргументы. По словам руководителя северо-западной общественной организации «Зеленый крест» Юрия Шевчука, предложения засыпать часть берега Финского залива регулярно появляются с конца XIX века. Но экологи категорически возражают.

– Такое вторжение в экосистему недопустимо, – считает Юрий Шевчук. – Нарушится биобаланс, перестанут прилетать птицы, нереститься рыбы. И ради чего нарушать естественный процесс? Одно дело, когда мы строим дамбу для защиты города от затопления. И совсем другое – засыпать огромный участок залива ради пляжного отдыха.

С одной стороны, позиция экологов кажется железобетонной. Но ведь известно, что эта братия всегда против… Будем искать компромисс?

 

Обводный канал. Закатать в асфальт?

 

 

Один из самых перспективных «фантастических» инфраструктурных проектов Петербурга – предложение закатать в асфальт (засыпать или перекрыть сверху) Обводный канал. Эта идея регулярно звучит еще с прошлого века. А менее года назад о целесообразности такого проекта совершенно серьезно говорил Георгий Полтавченко.

Главный аргумент сторонников этой идеи – заасфальтированный Обводный станет мощной транспортной артерией, которая разгрузит многие магистрали. 

– Центральная часть Петербурга, если говорить о дорогах, давно сложилась, – отмечает заместитель руководителя городского общества автомобилистов «4 колеса» Семен Авдеенко. – Расширение трасс в исторических районах практически невозможно. Но с каждым годом количество машин увеличивается, и делать дороги шире просто необходимо! А Обводный канал как водная артерия не представляет для города совершенно никакой ценности.

Действительно, эта водная (правильнее будет сказать «грязевая») артерия уже давно не выполняет той функции, для которой когда-то строилась. Обводный канал начали возводить в 1769-м. Изначально его главной функцией значилась быстрая доставка товаров и материалов по воде. Думали также о возможности встроить канал в план обороны города. И о защите от наводнений.

– Грузы и товары корабли доставляли по Обводному каналу на фабрики и заводы до конца XIX века, – рассказывает историк Сергей Коряжин. – Но течение в нем настолько слабое, что стоки и сбросы с предприятий на его берегах не выносились в Неву, а по большей части оседали на дне – и уже к началу прошлого канал так заилился, что проходить по нему могли лишь очень небольшие суда, перевозки на которых невыгодны. В советское же время канал почти не чистили, он сильно обмелел и превратился в настоящее болото.

По словам Сергея Коряжина, в Петербурге немало примеров, когда ставшие ненужными водные пути засыпались, превращаясь в дороги: Лиговский и Введенский каналы и даже целая река – Таракановка.

– В XIX веке готовился проект засыпки Екатерининского канала (сейчас – канал Грибоедова), – продолжает историк. – Создали даже специальную комиссию, которая исследовала канал и постановила, что вода в нем затхлая, мутная. Здесь хотели построить дорогу и пустить по ней конку. 

Впрочем, не о канале Грибоедова речь. На его берегах сложился неповторимый петербургский архитектурно-исторический облик, он создает ту самую ауру Петербурга, которую в здравом уме могут разрушать разве что реконструкторы Летнего сада. Чего не скажешь о канале Обводном. На его берегах тоже есть что посмотреть. Но никто не смотрит – потому что гулять по набережным Обводного сегодня просто противно… И в этом смысле превращение канала в широкую магистраль эти районы только украсит.

А вот отношение экологов к этому проекту совершенно категоричное – засыпать Обводный канал ни в коем случае нельзя.

– В канал до сих пор поступает часть стоков с окрестных предприятий и организаций. Ведь город не полностью переключен на систему очистных сооружений, – говорит активист «Экологического альянса» Валерия Штубе.

Пожалуй, этот аргумент можно вынести за скобки. Во-первых, скоро Петербург перейдет на очистную систему полностью. А во-вторых – не оставлять же канал только из-за того, что он пока выполняет роль этакой помойной канавы!

Но у экологов есть и другие аргументы.

 – В Обводный канал поступает вода из подземных ручьев и рек, – продолжает Валерия Штрубе. – И засыпка приведет к изменению всей дренажной системы города. То есть все прилегающие к Обводному каналу районы превратятся в болота. Потому что воде будет просто некуда уйти – и она останется в земле. Впрочем, заасфальтировать Обводный в принципе можно. Но только после устройства альтернативного дренажа. А это, думаю, слишком дорого.

 

Дворы-колодцы. Создать «культурное пространство»?

 

 

Еще одна идея связана с известными на всю страну петербургскими дворами-колодцами. Холодные и сырые, они по всему старому городу, но в большинстве их вряд ли можно назвать украшением Петербурга – разве что не самым привлекательным символом.

Но даже самые убогие дворы-колодцы могли бы получить новую жизнь и даже стать оригинальными культурно-общественными пространствами. Что для этого нужно? Есть предложения накрыть такие дворы стеклянными крышами, превратив их в атриумы. А дальше – неограниченный полет фантазии. Под куполами могли бы расположиться кафе, мини-садики, уютные выставочные пространства… И все это защищено от снега, ветра и дождя. Словом, атриумы могли бы изменить облик дворов, которые сейчас представляют собой что-то среднее между парковками и помойками. Вот только согласятся ли на это жители этих дворов?..

Впрочем, речь ведь может идти не только о дворах, но и целых улицах или площадях в разных районах города.

Стоит отметить, что сама по себе идея атриумов в Петербурге не нова. Несколько подобных проектов уже представляли общественности. Один из них – стеклянный купол над Никольскими рядами. Но тогда дальше обсуждения, которое проходило на повышенных тонах, дело не пошло. Градозащитники были категорически против… Однако есть же в городе несколько удачно реализованных подобных проектов: Варшавский вокзал, Комендантский дом в Петропавловской крепости…

Что же касается дворов-колодцев, то известный петербургский архитектор Рафаэль Даянов полагает:

– Через дворы в квартиры, выходящие в эти дворы окнами, проникает солнце и воздух. Если перекрыть их полностью, на уровне крыши, то сразу же придется думать о том, как их вентилировать, отапливать. В свое время проектировщики столкнулись с такой проблемой, когда закрывали крышей комплекс «Пассажа» на Невском. Когда внутреннее пространство накрыли крышей, зимой там стало очень холодно, а летом – слишком жарко и душно. Пришлось придумать систему вентилирования и отопления помещения.

Так что вопрос с атриумами, как и с другими смелыми идеями, пока остается открытым. Что ж, подключайтесь к дискуссии!

 

Что ж, варианты, как говорится, возможны…

 

вкратце

Что еще можно было бы сделать

• Полностью вывести промышленные предприятия с Васильевского острова. Кораблестроителей предлагается переселить в Кронштадт или Ижору, а на месте заводов проложить новые широкие улицы, вдоль которых построить элитные дома.

• Построить жилой квартал на месте завода «Красный треугольник». Этот проект признали интересным, но сложно выполнимым – для начала нужно было вывести загрязненную землю и насыпать новый грунт, что очень дорого.

• Соорудить надстройку над бывшим зданием бомбоубежища на улице Константина Заслонова. Этот проект еще в 2001 году был отмечен специальной премией престижного архитектурного конкурса. Над ничем не примечательным холмом должен был появиться стеклянный колпак, напоминающий нечто среднее между летающей тарелкой и подводной лодкой.

• Возвести многофункциональный деловой квартал в Приморском районе. Инвесторы планировали построить такой квартал на территории завода «Прогресс». Главными его архитектурными доминантами должны были стать три 75-метровые башни, а вокруг них разместились бы здания пониже – офисы, торговые центры…

• Построить подземную библиотеку филологического факультета СПбГУ. По идее архитектора Евгения Подгорнова, студенты могли бы штудировать литературу прямо под знаменитым двориком филфака, где сейчас любят отдыхать между лекциями учащиеся и преподаватели вуза. Сам дворик архитектор предлагает накрыть стеклянным куполом.

• Очистить от камышей южный берег Ладожского озера, который в его нынешнем состоянии для отдыха, увы, непригоден.

• Вернуть Летнему саду облик, к которому привыкли петербуржцы, – облик, который сад имел до последней реконструкции.

• Создать в Новой Голландии «Музей музеев». Это предложение заслуженного художника России Ивана Уралова могло бы подарить Петербургу мини-филиалы ведущих мировых музеев. Кроме того, у бывшего главного художника города, а ныне заведующего кафедрой изобразительного искусства факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, профессора кафедры живописи и композиции Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина есть целая концепция развития города. Иван Григорьевич считает, что надо развивать полицентричный город, чтобы жители окраин могли бы гордиться не только торговыми центрами.

(Продолжение темы –  в ближайших номерах «НВ»)

 

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.