«Давайте не тешить себя иллюзиями»
Главный тренер сборной России по спортивной гимнастике Андрей Родионенко подвел итоги командных соревнований Олимпиады
Главный тренер сборной России по спортивной гимнастике Андрей Родионенко подвел итоги командных соревнований Олимпиады
В квалификации командных соревнований мужская и женская сборные России по гимнастике были вторыми, уступив только командам США. Здорово выступили и лидеры: Виктория Комова показала лучший результат в многоборье, а Давид Белявский – второй. В финале ребята и девчонки выступили по-разному. Мужская команда осталась за чертой призеров, а женская поднялась на вторую ступень пьедестала. Главный тренер сборной России Андрей РОДИОНЕНКО в беседе с корреспондентом «НВ» оценил не только итоги командных соревнований, но также близкие и далекие перспективы нашей гимнастики.
– После серебра в командных соревнованиях можно ли рассчитывать на успех Виктории Комовой в многоборье?
– Чемпионка юношеской Олимпиады находится сейчас в великолепной форме. Главное, что она ментально готова бороться за золото Игр.
– После выступления на бревне в командных соревнованиях Виктория расплакалась…
– А вы попробуйте просто пройти по бревну! Комова выполняет на этом снаряде элементы категории «ультра-си», и если что-то не получается, у девчонки на глаза наворачиваются слезы. Вполне естественная реакция.
– Чем было вызвано решение поставить в командных соревнованиях на все четыре снаряда Алию Мустафину, которой предстоит выступать еще и в индивидуальном многоборье?
– Узким специалистом по опорному прыжку у нас является Мария Пасека. На остальных снарядах нужно было выбрать трех гимнасток из квартета. Учитывая, что в команде была совсем юная и практически не обстрелянная Анастасия Гришина, выбор был невелик.
– Неудачное выступление парней сказалось на настроении девушек?
– Давайте правильно расставлять акценты. Нельзя называть выступление мужской сборной в Лондоне неудачей. Просто слишком много ожиданий было после второго места в квалификации. На старте они выплеснули все эмоции, и на финал их просто не осталось. Сборная России впервые в постсоветское время имеет финалистов на всех шести снарядах. На кольцах двое наших ребят будут бороться за награды.
– Женская сборная могла на равных бороться с американками?
– Давайте не тешить себя иллюзиями. Наши девчонки выступили великолепно, но американки были лучше. Они превосходили нас прежде всего в функциональной подготовке. Слишком много травм было у наших гимнасток в период подготовки к Олимпиаде.
– Как американкам удается их избежать?
– Самому бы хотелось знать, как им это удается. Только американцы очень тщательно хранят тайны фармакологии.
– Чемпионки Игр в Пекине, китаянки, в Лондоне остались без медалей…
– У них вторую Олимпиаду подряд выступает практически одна и та же команда. Нет притока свежей крови, отсюда и проблемы. Как бы ни критиковали нас, но ротацию состава в этом олимпийском цикле тренерский штаб российской сборной провел грамотно. Из этих девчонок только Ксения Афанасьева имеет олимпийский опыт, но и Комова, и Мустафина уже готовы взять на себя роль лидера.
– Кто из девчонок сможет полностью пройти следующий олимпийский цикл?
– Нынешнюю команду мы целенаправленно готовили к Лондону. После Олимпиады кардинально поменяются правила соревнований, и кто сможет лучше к ним приспособиться, предсказать невозможно. То, что мы имеем сегодня, завтра может обесцениться. Мы увидели это в Лондоне на примере китаянок. У них выступала сборная вчерашнего дня.
– Все-таки можете назвать хотя бы несколько фамилий тех, кто будет продолжать карьеру до Игр 2016 года в Рио-де-Жанейро?
– Давайте хотя бы годик подождем. Кто-то должен восстановиться после напряженной подготовки к Лондону, у кого-то сейчас идет бурный рост. Та же Комова еще год назад была девчонкой-крохотулей, а сейчас превратилась из ребенка в девушку.
– Какой по фактуре должна быть гимнастка, для которой подходят любые правила?
– Здесь я категоричен: этим критериям соответствуют российские гимнастки. Мы преследуем цель радовать зрителей и иногда готовим упражнения, в которых красоте уделяется внимание в ущерб сложности. Найти оптимальный баланс чрезвычайно сложно.
– В вольных упражнениях наших спортсменок явно были видны мотивы, позаимствованные из художественной гимнастики…
– Ценность таких элементов почти равнозначна акробатическим. Зато смотрятся они выигрышнее.
– Для достижения новых успехов нужно сохранять принятую сейчас систему централизованных сборов для узкого круга спортсменов или создавать систему гимнастических клубов, как в США?
– Ни в Советском Союзе, ни в постсоветской России не было клубов. Были спортивные школы, которые содержало государство или профсоюзы. Клубы могут быть только частными. Как вариант, родительскими. Если в нашей стране решатся на такие реформы, руководители федерации и национальной сборной должны будут перестраивать работу. Это вопрос принципиальный и должен решаться на самом высоком уровне. В гимнастике я знаю только один частный клуб, который находится в Вологде.
– Может быть, стоит создать их во Владимире, Воронеже, Ленинск-Кузнецком, где есть хорошие гимнастические традиции?
– Нет гарантий, что американский путь приведет наших спортсменов на высшие ступени пьедестала. Там ведь не государство отвечает за спорт высоких достижений, а федерации и национальный Олимпийский комитет. На прошлой Олимпиаде командный турнир выиграли китаянки, система подготовки которых полностью скопирована с советской.
– Для российских гимнастов были созданы нормальные условия подготовки к Лондону?
– Не то слово! Нижайший поклон руководителям Министерства спорта и Олимпийского комитета России. В последние два-три года отношение к спорту как в советские времена. Плоды такого отношения уже видны в стартовые дни Олимпиады. Мы должны понимать, что нельзя ожидать появления чемпионов, если не заботиться о них чуть ли не с пеленок. Точно так же, как нельзя ожидать появления ученых или музыкантов, если не развивать специализированные школы.