Работа – не волк… А еще хуже
Статистика востребованности тех или иных профессий и рабочих мест в России больше говорит о вкусах и моральных ценностях наших работников
Статистика востребованности тех или иных профессий и рабочих мест в России больше говорит о вкусах и моральных ценностях наших работников
Россияне обожают работать – о чем свидетельствует огромное количество явных и «колеблющихся» трудоголиков, которые стремятся сделать карьеру и даже готовы ради нее на жертвы, например, переехать в Москву. Однако при всей любви к работе и деньгам их не привлекает стезя «менеджеров по торговле», бухгалтеров и секретарш – дефицит этих специалистов, похоже, стал хроническим.
Западные экономисты тоже уделяют рынку труда огромное внимание, но у них подход к нему сугубо арифметический. Выросло в США на минувшей неделе на одну десятую процента количество рабочих мест – это «файн» (то есть прекрасно) или «окей» (просто хорошо): вслед за обнародованием данных трудовой статистики американские биржевые индексы рванут вверх. Увеличилось число безработных в Испании (где, напомним, сейчас работы не имеет каждый пятый) – значит, от испанских ценных бумаг нужно срочно избавляться! Для западного мира, где любая работа, за которую платят деньги, считается престижной, а заработок не ниже пары тысяч евро (или аналогичной суммы в долларах) гарантирован законом, для анализа экономической ситуации вполне достаточно сухой статистики занятости.
В России же статистика без учета вкусов, моральных и нравственных предпочтений населения вообще ни о чем не говорит. Начнем с кадровых перекосов. Исследование десятка топ-профессий, казалось бы, противоречит тому, что известно всем и каждому: в наибольшем дефиците сейчас квалифицированные рабочие. Хотя хороший сварщик сейчас получает 50–70 тысяч рублей в месяц, аналогично – квалифицированный станочник, этих специалистов все равно не хватает. Почему же они не попали в «топ»? Потому что мы не в Чикаго и не в Мадриде! В доверительном разговоре директор успешного петербургского завода сообщил автору, как он решает проблему кадров: он их просто сманивает с заводов подобного профиля. Причем не только петербургских, но и иногородних, и в странах СНГ. Процесс это деликатный, и огласка здесь ни к чему. Второй источник – подшефные ПТУ. Учащихся приглашают на практику, присматриваются к ним, потом некоторые получают предложения, от которых они могут, но не хотят оказываться. А давать объявления или обращаться к кадровым агентствам, по словам нашего собеседника, смысла нет – хорошие специалисты с улицы не приходят. В общем, квалифицированных рабочих ищут так же, как талантливых программистов, честных начальников кредитных отделов банков и непьющих сантехников, – агентурными методами с последующей перевербовкой.
А вот менеджеры по продажам, судя по всему, – товар не штучный, а массовый. Их много, но требуется еще больше. Напомним известный факт: мировая экономика способна производить товаров и услуг примерно в 100 раз больше, чем необходимо людям. Поэтому ключевым элементом бизнеса является не производство, а продажа. Тем более в России, где самый популярный вид предпринимательства: купить в Европе товар дешево и попытаться продать его у нас дорого. Из Милана везут купленные на распродаже прошлогодние коллекции высокой моды, из Финляндии – мягкую черепицу и собачьи корма, из Голландии – розы и тюльпаны второй свежести… Продать все это – тяжкий труд, потому что предложение всегда превышает спрос. А спрос на менеджеров по продажам превышает предложение.
К счастью, прошли те времена, когда менеджер со связкой «инновационных» швабр в руке останавливал прохожих вопросами: «У вас, наверное, в квартире много пыли, а уборка отнимает массу сил?» Или, внезапно появившись в вашем рабочем кабинете, волшебным образом миновав перед этим охрану на входе, бодро восклицал: «Предлагаем вашему вниманию интересные книги по цене издательства!»
Сейчас этой категории трудящихся зачастую даже дают оклады – в прежние времена они работали только за процент от продаж. А некоторые менеджеры – те, которым посчастливилось попасть в штат фирм эксклюзивных дилеров, – являются довольно состоятельными людьми. Продавать крупным оптом пиво или, к примеру, зерно – дело супервыгодное. Но в массовом сознании менеджер по продажам по-прежнему ассоциируется с продавцами швабр и офисным планктоном.
Кстати, больше половины их списка дефицитных специалистов – региональный менеджер, медицинский представитель и т. д. – это разновидности все того же менеджера по продажам. Что касается других сверхвостребованных профессий, то по их поводу можно только гадать. Например, дефицит секретарш, возможно, связан с тем, что на этой должности проблематичен карьерный рост. Бухгалтеров на рынке вроде бы много, но работодателям нужны те, которые знают налоговые тонкости. Юристы же – люди амбициозные, с запросами, потому работать за оклад юрисконсульта не хотят, мечтая получить в руки судебный процесс с гонораром в 1–2 миллиона.
В общем, российская статистика по рынку труда говорит не только о балансе рабочих рук – рабочих мест, но и о вкусах и моральных ценностях наших работников.
Красноречивыми являются и результаты опроса по поводу «работоголизма». С одной стороны, они блестяще нас характеризуют – мы нация идейных тружеников.
Но с другой стороны, два самых успешных в плане экономики народа Европы – немцы и французы – работоголиками ни в какой степени не являются. Никто из них не готов сверхурочно остаться на работе не за дополнительную плату, а потому, что это нужно родной компании. Да и за дополнительную оплату они жертвуют своим личным временем крайне неохотно. Вот и думай, что лучше: трудовой энтузиазм или старательная педантичность.
А вот то, что повышается мобильность нашего населения и все больше людей ради карьеры и более высокого заработка готовы перебраться в Москву, – это однозначно хороший показатель. По меркам провинции, к которой с полным правом можно отнести и Петербург, Москва – это сумасшедший дом. Но стоит заметить, что деловой вопрос, который в Петербурге неторопливо решается дня три или неделю, в Москве можно решить за час. Там действительно другой ритм жизни и работы, намного выше конкуренция. И то, что миллионы пассионариев со всей России стремятся попасть в Москву, соглашаются принять ее условия игры, не может не внушать оптимизма.
Владимир Владимиров
«Большинство – трудоголики поневоле»Дмитрий Петухов, заместитель директора рекрутингового агентства:
– Ситуация, когда каждый десятый петербуржец желает переехать работать в Москву, у нас наблюдается на протяжении 2–3 лет. Примерно то же самое было в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Затем в течение пяти лет ситуация менялась – в Петербурге специалистам начали платить хорошие деньги. Но после первой волны кризиса зарплаты в городе снова упали. Точнее, тенденция к росту заработной платы прекратилась, а в Москве она продолжается. Люди хотят зарабатывать достойные деньги, в этом нет ничего удивительного.
А вот то, что большое количество людей считают себя трудоголиками, весьма тревожный факт. Можно сказать, что реальными трудоголиками, или трудоголиками по собственному желанию, у нас являются не больше пяти процентов сотрудников. Остальные причисляют себя к ним из-за того, что слишком много времени проводят на рабочих местах. Отказаться от этого они действительно не могут – иначе потеряют работу. Но о фактическом трудоголизме говорить в данной ситуации не приходится. Приведу типичный пример: банковские служащие. Рядовому клерку случается работать сверхурочно и даже выходить на работу в выходные дни. С теми, кто отказывается, быстро расстаются, увольняя под различными предлогами. Люди вынуждены держаться за свои места даже в таких условиях, ведь на рынке труда много подобных специалистов и заменить их в случае необходимости не представляет сложности.
«Менеджер по продажам – профессия временная»Александр Винниченко, глава Независимого профсоюза:
– Любые рейтинги наиболее востребованных специальностей нельзя считать полностью показательными, потому что в них обычно не учитываются рабочие профессии. Токари, сварщики, крановщики, экскаваторщики высокого разряда в Петербурге сейчас очень востребованы, но в рейтинги они не попадают. Что же касается менеджеров и агентов по продажам, то такие сотрудники всегда нужны, ведь они часто меняются. Долгое время на такой работе остаются немногие петербуржцы. Как правило, люди ищут себе более спокойное место, причем с условием фиксированной оплаты труда.
Уже многие годы у работодателей наибольшей популярностью пользуется схема, когда сотрудник получает процент с продаж или выработки. Для хозяев предприятий, с одной стороны, это очень удобно, ведь таким образом работник стимулируется хорошо выполнять свои обязанности. С другой – эта схема оставляет очень много возможностей не заплатить часть денег сотруднику. Получается замкнутый круг: люди не хотят работать за процент, а владельцы компаний – платить им фиксированную ставку.
Среди наиболее востребованных сотрудников традиционно выделяется одна профессия – секретарь. Это только кажется, что секретарей много. На самом деле хороший секретарь – это штучный товар. У меня, например, помощница держит в голове все мои встречи, переговоры. Я на нее могу положиться в любой ситуации.
тем временем…
«Растет доля людей, которые не хотят работать…»По оценкам экспертов, рынок труда в Петербурге переживает непростые времена: число предлагаемых вакансий растет гораздо интенсивнее, чем количество резюме. Проблемы и перспективы рынка труда в северной столице обсудили представители рекрутинговых, властных и образовательных структур на специально организованном круглом столе.
Встречу организовали по инициативе компании Head Hunter – крупного рекрутингового онлайн-сервиса. Именно эта компания провела исследование ситуации на рынке труда в первом полугодии 2012 года. Юлия Сахарова, директор петербургского представительства компании, обозначила основные тенденции. По данным сервиса, в первое полугодие 2012-го прирост вакансий превысил прирост резюме почти в три раза. Запросы от работодателей практически всех сфер увеличиваются, параллельно повышаются требования к кандидатам. В результате в некоторых профессиональных областях на одну вакансию имеется менее одного кандидата.
Рассказывая о ситуации с балансом резюме и вакансий, среди прочего Юлия Сахарова заметила:
– Растет доля людей, которые просто не хотят работать.
Еще одна тенденция, отмеченная Head Hunter, – снижение активности соискателей, пик которой пришелся на второе полугодие 2009 года, а сейчас приближается к докризисным показателям в 2008-м. Возможно, это одна из причин, по которой только 10 процентов опрошенных компаний Северо-Западного федерального округа не испытывают трудностей с поиском персонала.
Что касается заработной платы, то здесь в течение полугода в некоторых отраслях произошли заметные изменения. Уровень дохода работников в таких сферах, как добыча сырья, менеджмент, туризм и строительство, вырос на 29 процентов. А вот в науке, спортиндустрии, автобизнесе и юриспруденции зарплаты понижаются. Самые заметные изменения в сфере безопасности – зафиксировано снижение зарплат на 18 процентов.
Светлана Щелокова
Редакция благодарит агентства «Империя Кадров» и HeadHunter за предоставленные материалы исследований