В стратегии развития не хватает… стратегии

В российском анклаве и даже далеко за его пределами стартовала крупная рекламная кампания. Калининградская область наконец-то обрела собственную экономическую стратегию. Именно такой вывод можно сделать из громких заявлений чиновников западной губернии, включая и самого губернатора

В российском анклаве и даже далеко за его пределами стартовала крупная рекламная кампания. Калининградская область наконец-то обрела собственную экономическую стратегию. Именно такой вывод можно сделать из громких заявлений чиновников западной губернии, включая и самого губернатора.

По замыслу составителей пафосной «Стратегии развития Калининградской области», янтарный край неминуемо должен, нет, просто обязан превратиться в «янтарный рай». Чего стоят только два намеченных рубежа – увеличение среднего возраста жизни до 78 лет в очевидном будущем и повышение средней зарплаты статистического калининградца до 170 тысяч рублей уже в 2020 году!

При столь бравых реляциях не важны ни инфляционные процессы, ни запланированные периодические спады в мировой экономике. Эпатажные и заманчивые цифры просто радуют глаз и тешат душу. Но представление стратегии не презентация фантастического романа, а защита вполне серьезного документа объемом в 256 страниц, на разработку которого потрачены бюджетные деньги.

Вдвойне удивительно, что столь смелый и дерзкий проект принимался не как положено – парламентом региона, а кулуарно – непосредственно чиновниками областного правительства, которые почему-то, заглядывая вдаль, даже не уделили внимания самым простым и насущным экономическим проблемам, чтобы объяснить: а каким образом в отдельно взятой области наступит такое невероятно прекрасное далеко?

В ходе презентации стратегии никто из авторов так и не смог ответить на вопрос: где в столь объемном труде отражены точки роста калининградской экономики? Почему не прописаны алгоритмы привлечения в область инвестиций? Значит ли это, что в фискальной политике сделана ставка только на внутренние ресурсы, то есть выжимание денег из местных предпринимателей и рядовых граждан? Почему локомотивами анклавной экономики обозначены янтарная промышленность, туризм и сельское хозяйство – отрасли, вклад которых в нынешний совокупный доход области сравним с арифметической погрешностью?

И по уже неутешительной традиции в принятой стратегии не проявлено никакого внимания к экономикам сопредельных государств. А ведь за двадцать лет после распада СССР калининградцы уже научились сравнивать толщину своих кошельков и вместительность собственных холодильников не со смолянами или воронежцами, а с жителями польского Гданьска и литовского Кибартая. Кто же не хочет жить не хуже соседей? А на эти сравнения при всем желании невозможно наложить какое-либо административное табу.

Перелистывая увесистый трактат о светлом калининградском будущем, я сразу вспомнил старую еврейскую пословицу: «Борода не делает козла раввином». Вот и здесь так: маниловские показатели далекого будущего еще не делают солидную по объему папку солидным документом. Не хочу показаться категоричным, но суть нынешней стратегии можно сформулировать одной фразой: набор громких лозунгов и никакой стратегии. Простая мертворожденная имитация кипучей деятельности. Для галочки. Чтобы в далекой столице знали: в таком-то регионе принята стратегия развития области. А значит, власти там, на местах, работают…

Между тем ныне формальный документ при нормальной и вдумчивой проработке мог бы на самом деле сослужить хорошую службу всем калининградцам и превратить наш регион в визитную карточку России в Европе.

Механизм создания отдельно взятого регионального процветания прописан «от и до». В первую очередь это создание индустриальных парков ресурсоемких производств для предприятий Евросоюза, кровно заинтересованных как в дешевом сырье, так и в относительно скромных налогах. Практически на всех экономических тусовках поднимается вопрос об обязательном интенсивном развитии транзитного потенциала региона, и не только портовых структур. Тем более идея организации первого хаба для бюджетных международных авиалиний, несмотря на свою актуальность, до сих пор не претворена в жизнь. И, конечно же, реальный, а не формальный допуск на внутренний рынок иностранных застройщиков, что сразу снизит планку стоимости квадратного метра в области.

Все эти прописные истины не раз излагались на международных экономических форумах, но в нынешней «Стратегии развития Калининградской области» локомотивные проекты, способные сделать регион самодостаточным, либо откровенно проигнорированы, либо упомянуты всуе и по касательной. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.