«Мигранты должны соблюдать наши законы»
Тихий поселок Победа Выборгского района Ленинградской области «прославился» на всю страну. Случившееся там в конце прошлой недели обострило и без того больные для России вопросы нелегальной миграции и этнической преступности
Тихий поселок Победа Выборгского района Ленинградской области «прославился» на всю страну. Случившееся там в конце прошлой недели обострило и без того больные для России вопросы нелегальной миграции и этнической преступности
Напомним, как развивались события. Жители Победы рассказали, что уже устали жаловаться местным властям на то, что от гастарбайтеров деваться некуда и как по-хамски они себя ведут, чувствуя себя в поселке едва ли не хозяевами. Мигранты трудились на местной птицефабрике «Ударник» и жили тут же – в птичниках, расположенных на территории производственных цехов.
Чиновники и владельцы предприятия пытались успокоить местных, заверяя, что без гастарбайтеров «Ударник» якобы не обойдется, но ничего не делали, чтобы хоть как-то снизить градус напряжения в поселке. Рано или поздно терпение людей должно было лопнуть, и это произошло, когда весть о том, что мигранты жестоко избили и изнасиловали 45-летнюю женщину, разлетелась по поселку.
ЧП случилось в ночь на 9 августа. На следующий же день люди стали выходить на улицы, требуя защитить их жизнь и здоровье. Дошло до того, что более 200 человек (такую цифру приводят агентства) перекрыли дорогу в районе Победы. Так до конца и не ясно, как стражам порядка удалось справиться с народным гневом и предотвратить самосуд. По слухам, с испуга мигранты попрятались. Но, как сообщили в областной прокуратуре, требования собравшихся выслушаны, в то же время жителям разъяснили, что нарушать закон недопустимо.
По традиции после громкого ЧП в поселок нагрянули проверяющие из МВД, прокуратуры и территориального управления Федеральной миграционной службы.
– 32 нелегальных мигранта доставлены в подразделения полиции, – рассказала официальный представитель УФМС по Петербургу и Ленобласти Дарья Новикова. – Мигранты работали грузчиками, некоторые занимались строительными работами, так как частично птицефабрика находится на реконструкции. В настоящее время сотрудники ФМС готовят документы для принятия решения о выдворении нарушителей за пределы России.
За труд нелегалов накажут руководителя птицефабрики, а главу администрации Рощинского городского поселения привлекут к ответственности за то, что не сообщил о пребывании на территории птицефабрики партии трудовых мигрантов. Случившееся не оставил без внимания и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
– Ситуация едва не вышла из-под контроля, – прокомментировал он ЧП в поселке Победа. – Не нужно закрывать глаза на эту проблему. Мы должны учитывать всех мигрантов. И, если кто-то из них работает незаконно, будем выдворять из страны. Да, нам не хватает рабочих рук. Но все они должны соблюдать наши законы. Мы в первую очередь должны обеспечивать безопасную и комфортную жизнь для наших людей, для жителей Ленинградской области.
Как следствие, до начала сентября на всех предприятиях и в садоводствах региона пройдут проверки – будут выяснять, трудятся ли там нелегалы.
Тем временем в поселке Победа страсти немного поутихли. Все выходные улицы патрулировали полицейские. Корреспондент телеканала 100ТВ Юлия Артемова, побывавшая на месте, подтвердила – жители немного успокоились.
– Но люди все равно настроены резко против присутствия мигрантов и на фабрике, и в поселке. Они рассказали, что за последние пять лет мигранты буквально заполонили населенный пункт. Местные жители возмущены их наглым поведением: ведут себя шумно, хамят, воруют, – рассказала наша коллега. – Лет пять назад большая часть населения Победы трудилась на птицефабрике, но после кризиса зарплаты упали, люди отказались работать за 3000–4000 рублей в месяц. Тогда начали привозить мигрантов. Они живут в общежитии, еще одно новое здание для них строится. Вновь приехавшие, не нашедшие крыши над головой, и вовсе селятся в шалашах прямо в лесу. Хоть сотрудники УФМС и обнаружили чуть больше 30 нелегалов, местные жители называют другие цифры – гастарбайтеров не меньше 200. Нам показали любительские кадры: 10 августа, когда люди перекрыли дорогу, к ним навстречу вышла директор птицефабрики и пообещала, что к понедельнику ни одного мигранта на фабрике не останется. Но в понедельник мы своими глазами видели, как прямо у общежития рабочих загрузили в машину и увезли на фабрику...
Вчера же стало известно о том, что подозреваемого в изнасиловании задержали. Им оказался уроженец одной из среднеазиатских республик Санжар Рустамов, находившийся на территории Ленобласти нелегально. Как оказалось, ранее он уже привлекался к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью.
В сущности, все случившееся в поселке Победа не удивляет: любому человеческому терпению рано или поздно приходит конец. Гром грянул в Ленинградской области, но подобное запросто могло бы произойти в любом другом регионе страны, где мигранты регулярно пополняют статистику тяжких преступлений, мешая спокойно жить местным. Приезжие уже давно и прочно обосновались во многих крупных городах России. Но если в Москве, Петербурге, Екатеринбурге или Новосибирске это не настолько очевидно, хотя уже бросается в глаза, то в небольших населенных пунктах от мигрантов спасу нет. Поселки вроде Победы – первые в зоне риска.
Ведают ли российские власти, сколько выходцев из Средней Азии и из Закавказья находится на территории государства? По официальным данным территориального УФМС, в Петербурге и Ленобласти живут и трудятся 250 тысяч мигрантов. Это легальные. Столько же нелегальных, выявленных в ходе проверок или совершивших преступления. Других, понятно, подсчитать невозможно. Поэтому у населения уже сложилось стойкое впечатление, что приезжих чуть ли не миллионы.
Самое простое, что можно сделать в такой ситуации, – это свести всю проблему к пресловутому национальному вопросу, что многие и делают. Это действительно очень просто, но давно уже неактуально, разве что для политиков, использующих националистические лозунги в ходе предвыборных кампаний. Проблема миграции в России давно в разряде социальных. Гастарбайтеры заняты в тех сферах, где существует острый дефицит кадров, – в строительстве, например. Может, москвичи и петербуржцы могли бы сами строить дома (это подтверждают многочисленные опросы на тему миграции), но работодателю зачастую выгоднее иметь дело с дешевой рабочей силой, с людьми, которым можно мало платить и которые не потребуют социальных гарантий. Отсюда и наплыв приезжих. Те же жители Победы не хотели работать на птицефабрике за жалкие несколько тысяч рублей, а мигрант и на эти деньги согласится, и жить при этом будет в птичнике без каких-либо удобств. И всегда найдется местный чиновник, который не сообщит о пребывании нелегалов в регионе. Конечно, не по доброте душевной...
То, что произошло в Победе, – это первый и очень тревожный сигнал о том, что стране необходима грамотная миграционная политика, об отсутствии которой уже не первый год говорят эксперты. И, конечно, соответствующее наказание для тех, кто не хочет соблюдать российское миграционное законодательство. Такое наказание, которого по-настоящему боялись бы.