«Русские и финны обнимутся и станцуют польку»
В Выборге завершился ХХ, юбилейный, кинофестиваль «Окно в Европу». Лозунг этого форума: «Российское кино – прогноз на завтра», и форум, собравший полторы сотни новых игровых, документальных и анимационных картин, подарил надежду на то, что наше кино станет не просто коммерческим и гламурным, а ярким и дерзким
В Выборге завершился ХХ, юбилейный, кинофестиваль «Окно в Европу». Лозунг этого форума: «Российское кино – прогноз на завтра», и форум, собравший полторы сотни новых игровых, документальных и анимационных картин, подарил надежду на то, что наше кино станет не просто коммерческим и гламурным, а ярким и дерзким.
Профессиональное жюри, которое возглавил кинорежиссер киевлянин Роман Балаян (в жюри впервые вошла и актриса МДТ – Театра Европы Ксения Раппопорт), вручило сразу два главных приза (редкий случай!): фильму «Шопинг-тур» петербуржца Михаила Брашинского и ленте «Все ушли» грузинского режиссера Георгия Параджанова (он – племянник великого Сергея Параджанова). Питерская лента награждена «за юмор и жанровую дерзость», и поделом – надо обладать отменным чувством юмора, чтобы придумать и экранизировать историю о финнских каннибалах, которые раз в году охотятся за нашими шопингоманами, и надо иметь дерзость, чтобы снять полнометражную картину в стилистике «мобильника». Впрочем, Михаил Брашинский, в недавнем прошлом известный киновед, и впрямь большой оригинал, потому что снял этот заведомо непрокатный фильм еще и на свои личные деньги (примерно за 2 миллиона рублей). В «Шопинг-туре» прекрасно сыграла известная сериальная, но недооцененная кинематографом актриса петербургского Небольшого драматического театра Татьяна Колганова – ей вручили приз за лучшую женскую роль.
– Я безумно хохотала, когда прочитала сценарий. Сразу согласилась на съемку, хотя понимала, что вопрос о моем гонораре надо задвинуть в дальний ящик, – улыбнулась Татьяна. – Поснимайтесь с мое в сериалах, и вы поймете страстное желание сыграть что-то неожиданное, фееричное, историю, где сквозь несусветную дурь читается глубина и мудрость, где смех и слезы сменяют друг друга, как дождь и солнце в старом Выборге.
А новоиспеченный лауреат-режиссер сказал:
– Я очень хочу, чтобы все поняли: эта картина – мое признание в любви Финляндии и всем финнам. В нашем фильме есть и элементы психологической драмы, и триллера, и комедии. Финны приняли нашу съемочную группу крайне радушно, хотя я решил заранее не говорить им, про что картина. Пока наш фильм видел только один финн, и он очень смеялся. Я всегда знал, что у финнов отменное чувство юмора. Не зря ведь нас пригласили на международный кинофестиваль в Хельсинки в сентябре. И там должна сбыться моя мечта: русские и финны обнимутся после этого и станцуют польку!
В конкурсе «Выборгский счет», где членом жюри становится любой зритель кинотеатра «Выборг-палас», большинство проголосовало за «беспощадный» комедийный экшен «Соловей-разбойник». «Золотую ладью» получила лента, снятая 23-летним выпускником ВГИКа Егором Барановым по сценарию Ивана Охлобыстина, который еще и сыграл главную роль – благородного разбойника Соловья, он грабит современных богатеев, помогая простым крестьянам и православным храмам.
– Мне давно хотелось сыграть такую вот залихватскую историю, – сказал Охлобыстин. – Соловей-разбойник – ярчайшее проявление русской стихии, вольности. А вся моя замечательная команда (компанию Охлобыстину составили замечательные актеры Игорь Жижикин, Сергей Бадюг, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Мария Голубкина. – Прим. авт.) – эпические персонажи, воплощение того самого русского бунта, беспощадного, не всегда бессмысленного. Не ищите прямой привязки нашей истории к сегодняшней российской действительности, хотя параллелей всегда хватает. Ведь в любой период нашей истории, когда «мир» становился слишком уж несправедлив и циничен по отношению к простым людям, появлялись Разин, Пугачев, Ермак и другие благородные разбойники-заступники. И тогда уж кровушка текла так, что Тарантино позавидовал бы…