Реновация хрущевок по-сыктывкарски
Жители одной из пятиэтажек столицы Коми стали жертвами эксперимента, призванного дать вторую жизнь панельным строениям
Жители одной из пятиэтажек столицы Коми стали жертвами эксперимента, призванного дать вторую жизнь панельным строениям
В Сыктывкаре сейчас вновь ремонтируют многострадальный панельный дом № 13 по улице Оплеснина. Многострадальным он стал восемь лет назад, когда власти города в качестве эксперимента решили его реконструировать – сделать крепче, теплее и красивее, а главное, надстроить мансарды. Предполагалось таким образом обустроить восемь хрущевок, но в итоге испытаниям подверглась только одна, да и ту пришлось не раз доделывать и переделывать. Самое печальное, что нынешний ремонт может оказаться совершенно бесполезным, ведь он не решает главных проблем злополучного дома с «нехорошим» номером.
Пятиэтажные хрущевки по улице Оплеснина появились в 1966 году, когда Сыктывкар активно застраивался. Своего завода панельного домостроения в столице Коми не было, поэтому панели везли аж из Воркуты.
Сыктывкарцы, получая в них квартиры, радовались обретенному жилью, не подозревая, что панельные дома с плоскими крышами, открытые всем северным ветрам, не рассчитаны на долголетие и потребуют капитального ремонта уже через несколько десятилетий.
И вот в самом начале XXI века московский академик архитектуры Лев Хихлуха приехал в Сыктывкар и предложил элегантное и весьма разумное решение: реконструировать их, возведя на плоских крышах симпатичные мансарды, в которых будут жить люди. Таким образом, по замыслу проектировщиков, можно убить сразу несколько зайцев. Во-первых, появится жилье, один квадратный метр которого на 20 процентов дешевле, чем в новых постройках. Во-вторых, крыши в этих домах будут уже покатыми, а значит, обеспечат нормальный сток воды и перестанут протекать, принося серьезные неудобства жильцам пятых этажей. В-третьих, в ходе реконструкции дома будут обшиты утеплителем, что продлит им жизнь и позволит жильцам уменьшить потребление тепла и воды. В-четвертых, здания станут выглядеть более красиво и современно. В пятых, балконы появятся даже на первом этаже и все до единого будут остеклены.
И, что немаловажно, все работы проходят без выселения жильцов. Более того, строителям нет необходимости даже заходить в подъезды. Вдоль стены дома ставится шахтный кран, который поднимает рабочих и стройматериалы.
Городская администрация с радостью согласилась реализовать в столице Коми пилотный проект мансардной реконструкции, были выделены средства из городского бюджета. Подрядчик нашелся быстро, но… Но вскоре в городе поменялась власть. Новые отцы города интереса к этому захватывающему эксперименту не проявили, и финансирование было урезано. Только один дом – тот самый, что по Оплеснина, 13, – подвергся реконструкции. К 2006 году он уже был практически готов и сдан в эксплуатацию, правда, без подключения газовых коммуникаций. Поэтому через какое-то время приемка была отменена по суду. Строительная экспертиза дала заключение, что здание является аварийно-опасным, поскольку газо-, водо- и телекоммуникации изношены на 80 процентов. Было принято решение подвести газовые коммуникации на шестой, мансардный этаж независимо от внутридомовых, но на это потребовались дополнительные инвестиции. В общем, дом погрузился в состояние хронического ремонта.
– Эксперимент провалился, – заявила корреспонденту «НВ» жительница первого этажа злосчастного дома. – Нам много чего обещали, но очень мало сделали. Обещали стеклопакеты поставить – не поставили. Обещали дом утеплить – не утеплили. Обещали облицевать сайдингом… Да что там говорить, сами видите – трещины, а подвал наш похож на сточную канаву.
Один из молодых ребят, занимающийся косметическом ремонтом этого дома, пояснил, что дом, скорее всего, просел под дополнительной тяжестью мансард. Поэтому в подвале появилась вода, постепенно подмывающая здание. Кроме того, панельные плиты, из которых дом состоит, также плохо выдерживают дополнительную нагрузку. То есть дом медленно разрушается.
Есть и еще одна весьма примечательная деталь. На первых этажах, как и обещали, возвели застекленные лоджии, а вот выход к ним не пробили. Тот, кто сам не подсуетился, теперь может попасть туда только через окно.
Так почему же провалился столь много-обещающий эксперимент?
– Проект сам по себе был неплохой, но реализация подвела, – пояснил корреспонденту «НВ» министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Николай Смышляев. – Плохо считали экономику. Мансардная реконструкция – один из вариантов решения проблемы дряхлеющего жилья. Но многое зависит от того, кто это будет делать, на какие деньги и на каких условиях. А также от взаимодействия инвесторов с администрацией города. На этих «стыках» и произошла разбалансировка проекта. Из «гладкого» и привлекательного он превратился в убыточный.
В свою очередь в управлении архитектуры, строительства и землепользования корреспонденту «НВ» сообщили, что продолжать эксперимент, ставший убыточным, они не намерены. Но дом по Оплеснина, 13, отремонтируют.
Хотя в такой ситуации делать в этом доме косметический ремонт все равно что не лечить, а лишь припудривать больного, чтобы выглядел как здоровый.
кстати
Мансарду снесли по судуМансардная модернизация панельного дома по Оплеснина, 13, не единственный случай в Сыктывкаре неудачной реконструкции. Нынешней весной строителям пришлось разбирать надстройку над магазином «Телемаг», расположенным на кольце, где пересекаются Октябрьский проспект и улица Коммунистическая. Эта надстройка не только портила архитектурный облик центральной части города, но и закрывала обзор из окон второго и третьего этажей жилого дома, в пристройке которого и располагался магазин (об этом «НВ» писало несколько раз). После того как дело дошло до суда, выяснилось, что проект не прошелградостроительную экспертизу, а застройщики не получили согласие собственников жилья данного дома. Решением Сыктывкарского городского суда возведение надстройки прекратили и в конце концов ее вовсеснесли.
прямая речь
Леонид Федосов, председатель правления Союза архитекторов Республики Коми:
– Пилотный проект мансардной реконструкции сыктывкарских хрущевок – это для меня первый пример, когда солидная и известная в Европе фирма через Госстрой России пришла в Сыктывкар со своими предложениями. Если бы эти предложения получили свое массовое развитие, то город бы от этого только выиграл. На мой взгляд, причина неудачи в сложности с финансированием. Оно было смешанным. Произошло удорожание проекта, ставшее сначала его тормозом и в конце концов остановившее движение. А сама идея правильная и перспективная, во многих других городах России ее удалось реализовать.