Константин Шмелев: «Все возвращается по поступкам и делам»
Глава Выборгского района Санкт-Петербурга рассказал «НВ» о готовности районных служб к новому учебному году и зимнему периоду
Глава Выборгского района Санкт-Петербурга рассказал «НВ» о готовности районных служб к новому учебному году и зимнему периоду
Константин Николаевич крайне удивился моему в общем-то стандартному вопросу: «Как отдохнули летом?» И в ответ отшутился: «Отдых для меня – смена деятельности». Ведь лето для района – горячая пора подготовки к новому учебному году и зимнему периоду. А рабочий день Константина Шмелева вне зависимости от времени года начинается в 7 утра и зачастую длится допоздна. Он отнюдь не кабинетный человек. Ему во всем нужно убедиться самому. Поэтому и увидеть его можно то на крыше, где он проверяет ремонт кровель, то с лопатой в руках во время посадки деревьев, где он беспокоится, не будут ли повреждены подземные коммуникации, ведь в этом он профессионал, то расчищающим снег на улицах района. Поэтому и интервью с ним получается «живым», насыщенным личными наблюдениями и оценками.
– Константин Николаевич, скоро первое сентября, готовы ли школы, детсады принять всех желающих на новый учебный год?
– В этом году при поддержке губернатора и правительства города мы открываем сразу 9 детсадов. Из них три сада открываем в августе, и еще два должны быть завершены до конца года. Такой прорыв у нас в районе впервые за двадцать пять лет. Кроме того, компания «Главстрой» сдала один детсад на 190 детей и начала строительство еще двух детсадов и школы в «Северной долине» с завершением в 2013 году. А компания «Дальпитерстрой» сдаст нам еще один детсад в Парголово также в следующем году. В первом квартале 2012 года мы открыли школу на 825 учеников в Осиновой Роще и
1 сентября открываем аналогичную.
– Означает ли это, что в новом году очередь в детсады будет наконец-то ликвидирована?
– К сожалению, нет. К примеру, в квартале для военнослужащих в Осиновой Роще у нас 4 новых дошкольных учреждения. Вроде бы все решено, а по факту они заполнены на 100 процентов, и все равно остается очередь из 180 детишек. Проблема в том, что к нам приезжают не сами военнослужащие, а их дети с внуками. И самое важное – там пока нет ни почты, ни сбербанка, ни поликлиники, ни участкового пункта полиции, не говоря уж про спорт и досуг. Ошибка была в том, что строили жилье, не думая о социальных объектах.
– К тому же строить социальные объекты невыгодно...
– Вот и получается, что сегодня вначале застраивают кварталы жильем, а потом каким-то образом размещают там социальные объекты. А нужно делать это параллельно. Так что мы сейчас пожинаем плоды тех решений. Я пришел к руководству районом в июне 2008 года. Район был практически застроен, а о детсадах и школах никто не думал. Кстати, мы были единственными в городе, у кого уже утвержденный проект планировки квартала был отменен правительством города. По первоначальным планам на углу улицы Есенина и Северного проспекта почти все должно было быть застроено жильем. Теперь там проектируется здание РУВД, поликлиника, школа на 1000 мест и два детских сада на 220 мест каждый. Наконец-то, впервые за постсоветский период, будет построен целый социальный квартал! Правда, делают этот проект в комитете по градостроительству крайне медленно, и мы просим их ускорить эту необходимую для района разработку. Ведь жилье строится интенсивно, в итоге опять дома заселят, а детей водить будет некуда.
Очень надеемся на возращение городу 5 зданий детсадов, принадлежащих компании «Л1». В 2006 году она выкупила их у объединения «Светлана» и собиралась построить там высотные дома. Вся документация была готова, не хватало только согласования главы района. Я был категорически против. Георгий Сергеевич Полтавченко эту позицию поддержал и дал поручение КУГИ выкупить и вернуть городу эти четыре детсада на 220 ребятишек и один детсад на 100 ребят. Эти дополнительные места помогут нам справиться с очередями в детсады по крайней мере на две трети. За последние четыре года мы старались всю пустующую землю отдавать только под строительство социальных объектов.
– Замечательно. Только вот родители почему-то жалуются на поборы в школах, частенько приходится переплачивать за новые учебные пособия, за ремонты в классах, за питание, которое не всегда хорошо организовано...
– Многое из того, что вы описываете, было характерно для 90-х годов. В нашем районе подобных жалоб сейчас нет. За год мы получаем два-три письма от родителей, но связаны они исключительно с какой-либо конфликтной ситуацией. Кстати, в этом году мы закупили нового оборудования (интерактивных досок, компьютеров и другого) на 36 миллионов рублей, а спортивного оборудования на 15 миллионов рублей. Для безопасности детишек в 34 детсадах установили прожекторное освещение, оградили заборами все школы, кроме 74-й, которая идет на капремонт. За 4 года мы уже капитально отремонтировали 6 школ, 74-я школа – уже 7-я. Это хороший результат!
И с питанием у нас проблем нет. В школах работают сырьевые столовые, где все готовится на месте и даже выпекаются вкуснейшие пирожки и много других вкусных вещей. Сам регулярно снимаю пробы. Захожу в школьные столовые, причем без предупреждения, и убеждаюсь, что готовят там вкусно и качественно. И дети из семей льготных категорий у нас обеспечены питанием бесплатно.
– К сожалению, сегодня в категорию малообеспеченных граждан попадают и сами учителя. Для них предусмотрены какие-либо социальные программы?
– Есть программа решения жилищных вопросов для работников бюджетной сферы. На сегодня средняя зарплата учителя более 29 000. Это не так плохо. Сегодня из школ молодежь выходит замечательная. Могу судить по двум районам, где я был главой: Выборгскому и Адмиралтейскому. Вот в вузах встречаются проблемы. Там больше вольности, а не у каждого стойкий характер. Необходимо ужесточение наказания в отношении распространения наркотиков. Слава богу, мы пережили беспредел 1990–2000-х, когда был разгул подростковой преступности, наркомании. Главное, что в это труднейшее время основной костяк педагогических кадров сохранился. И сегодня смена поколений преподавательского состава проходит безболезненно. Молодым преподавателям, которые приходят в школы, есть у кого поучиться. И это здорово! Только в нашем районе – 68 заслуженных учителей России, в этом году два учителя удостоены премии в размере 200 000 рублей как победители конкурса «Лучший учитель года», 3 педагога отмечены премиями правительства Санкт-Петербурга «Лучший классный руководитель» и 10 – «Лучший воспитатель дошкольного учреждения». Еще один педагог стал призером городского конкурса педагогических достижений и трое – лауреатами. В районе расположены уникальные вузы – всемирно известная Военно-медицинская академия, единственные в мире: Военный институт физической культуры, Лесотехническая академия и Педиатрическая академия, получившая недавно статус университета.
– Конечно, сегодняшнюю ситуацию с 1990-ми не сравнить, но дети из неблагополучных семей по-прежнему пополняют статистику подростковой преступности. Недавно на заседании правительства обсуждалось строительство социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Когда он будет построен и много ли в районе детей, в нем нуждающихся?
– Вообще в Петербурге работают семь центров, где на полном государственном обеспечении временно находятся несовершеннолетние, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В северной части города такого учреждения пока нет. А оно необходимо. По данным органов опеки и попечительства МО (муниципальных образований), у нас сегодня 240 семей, где родители не выполняют свои обязанности, состоят на учете в полиции. В результате дети убегают из дома. И чтобы они не попадали к бандитам или в наркопритоны, мы помещаем их в специальные центры. Дети будут там жить вполне комфортно, их обеспечат питанием и закрепят за школой, причем не за той, которую они посещали ранее, чтобы изолировать от влияния привычной среды. При них будут находиться социальные, медицинские работники, психологи, которые помогут восстановить психологическую устойчивость ребенка, с тем чтобы по возможности вернуть его обратно в родную семью. А параллельно будут работать с семьей ребенка, чтобы понять: может там жить ребенок или нет. Если нет, то тогда родителям грозит лишение родительских прав, а детей поместят в детский дом. В этом году в подобные центры в других районах города пришлось определять 54 ребенка. Так что мы очень заинтересованы в том, чтобы в нашем районе наконец-то появился подобный центр на 80 ребятишек. Мы благодарны, что правительство города и губернатор предоставили нам площадку для строительства центра на Руднева, 21. Проектирование начнется в 2013 году, завершить строительство планируется в 2016 году. Объем затрат составит ориентировочно 225,5 миллиона рублей.
– Но в отношении соцзащиты у вас двойная победа. Ведь правительство поддержало еще и строительство социально-реабилитационного центра для пожилых людей...
– Да, он будет строиться в Парголово на Заводской, 7. Там зеленая зона, хороший воздух. Вообще, пансионаты для пожилых людей – серьезное подспорье для гериатрических больниц. Самое главное – психологическая поддержка. Подчас пожилые люди остаются сегодня один на один со старостью и болезнями. Не всегда адекватно отношение детей к родителям. Нередки случаи, когда дети выгоняют родителей из дома. Государство, конечно, поможет, но если кто-то так поступает, он должен помнить, что каждому все возвращается по поступкам и делам.
– Как обстоят дела с подготовкой к зиме?
– Техникой мы обеспечены. В этом году мы собирались до 1 сентября выполнить все необходимые кровельные работы, но по одному из объектов подвели подрядчики. Сейчас расторгаем с ними договор, взыскиваем штрафы. К зиме поменяем инженерные сети в 143 домах, капитально отремонтируем 181 лифт.
На прошлой неделе провели противоаварийную тренировку во внештатной ситуации. Взяли крайнюю температуру -26. Осмотрели подвалы жилых домов, проверили готовность жилищных служб к оперативному сливу воды из систем отопления. Оповестили жителей. Огородили место прорыва. Порядок действий у нас проработан, начиная с эвакуации детсадов, школ, заканчивая обеспечением детей и старшего поколения бесплатным горячим питанием. Аварийные бригады работают слаженно. Технические и инженерные службы готовы к внештатным ситуациям. ГУП «ТЭК» предоставил нам данные по изношенным теплотрассам. Устойчивую, пусть даже морозную погоду они вполне могут выдержать. Больше всего аварий происходит при перепаде температур. А если большая авария все-таки происходит в морозы, главное вовремя «слить» дома, чтобы в батареях и трубах не было воды. Да, в квартирах может быть холодно. Но это вынужденная мера. Сложнее всего в случае аварии просчитать отношение людей. Печальный опыт показывает, что не все жители ведут себя сознательно. Обычно место аварии парит и видно всем, при этом всегда ставится ограждение. Так не подходите в область размыва! Видят, что идут работы, но некоторые все равно идут любопытствовать или стремятся сократить путь. Да, несколько минут они выиграют, но могут потерять здоровье. Ведь бывали случаи, когда такие вот торопыги оставались с ошпаренными ногами и другими ожогами. И все из-за собственной безалаберности. Как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Разруха у нас в головах»...
–...а зачастую и у метро. Я имею в виду несанкционированных торговцев. Причем речь идет не только о бабушках, продающих тряпки, но и об автомобильных торговцах, каких-то непонятных мойках, шиномонтажах…
– Штрафы необходимы. И не надо ссылаться на жалость к малообеспеченным людям. Поверьте, туда выходят не самые бедные. Все малообеспеченное население числится в списках социальных служб. Есть центр Фермерской торговли. Всем, кто хочет торговать, предлагаем: вставайте, бесплатно даем места. Нет, говорят, хотим у метро. Не будет этого! Правоохранительные органы должны принимать жесткие меры вплоть до конфискации товара. Я один из первых был в Петербурге в 1996 году, кто начал упорядочивать мелкорозничную торговлю, добился того, что было вывезено 2700 ларьков и построено 150 современных по тем временам магазинов. И сейчас приходится наводить порядок. Вижу у метро закрытую машину с тонированными стеклами, причем там, где стоянка запрещена, – на самом деле это склад контрафакта. Говорю полиции – берите и вывозите! А должны они сами все это видеть и действовать!
– Поразительно, что глава района ходит и шерстит несанкционированных торговцев. Но остались в вашем районе еще люди, которые аллеи высаживают. Вот в мае «Невское время» писало об «Аллее предпринимателей», когда представителями бизнеса было высажено 180 лип без единой бюджетной копейки. Так с помощью предпринимателей многие вещи можно делать в районе, не дожидаясь поддержки руководства города…
– Действительно, объединив малый бизнес, мы создали «Аллею предпринимателей» от Выборгского шоссе до улицы Симонова. А осенью эту инициативу продолжим – и так пока не дойдем до проспекта Культуры.
Между прочим, пешеходная зона «Гранд Каньона» сделана за счет фирмы «Соломон», и на нее не потрачено ни одного бюджетного рубля. Там даже пожилых людей подвозят на электромобилях до центра «Гранд Каньон». А венцом усилий этой организации стал памятник Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. И все это благодаря усилиям неравнодушного руководителя.
Предприниматели помогают нам в благоустройстве улиц. Благодаря им у нас многие магазины в цветах. Помогают они и в проведении спортивных мероприятий, многие призы приобретаются на их средства. Вообще, в жизни района они участвуют активно. Очень благодарен нашему бизнесу за поддержку ветеранов и проведение Дня Победы. На Девятое мая у нас в Сосновке собираются более 10 000 фронтовиков, блокадников. Ветераны имеют возможность вспомнить героев войны. Важно, что внуки видят героев, у которых вся грудь в медалях и орденах. А ведь это и есть духовная мощь нашей страны.